СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение графика функции, содержащей квадратный трехчлен

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен метод построения графика квадратичной функции методом выделения полного квадрата

Просмотр содержимого документа
«Построение графика функции, содержащей квадратный трехчлен»

ПОСТРОЕНИе ГРАФИКА КВАДРАТИЧНОЙ ФУНКЦИИ

ПОСТРОЕНИе ГРАФИКА КВАДРАТИЧНОЙ ФУНКЦИИ

Заполните пропуски в решении Выделите полный квадрат двучлена:  а) x² + 2x  7 = x² + 2х + - 8 = (х + ) 2 – 8;   1 1 3 3 х 2 б) x²   6x + 11 = – 2· х + 9 + 2 = (х - ) 2 + 2.  2) Построить график функции y = x² + 4x – 5 вверх 1) Ветви параболы направлены . 2) а) Абсцисса вершины параболы: х 0 = -b/ ; х 0 = /2 = ; 2a -4 -2  б) Ордината вершины параболы: y 0 = (-2) 2 + 4 - 5 = . -9 (-2) Вершина параболы имеет координаты: ( ; – 9 ) . -2

Заполните пропуски в решении

  • Выделите полный квадрат двучлена:

а) x² + 2x 7 = x² + 2х + - 8 = (х + ) 2 – 8;

1

1

3

3

х 2

б) 6x + 11 = – 2· х + 9 + 2 = (х - ) 2 + 2.

2) Построить график функции y = x² + 4x – 5

вверх

1) Ветви параболы направлены .

2) а) Абсцисса вершины параболы: х 0 = -b/ ; х 0 = /2 = ;

2a

-4

-2

б) Ордината вершины параболы: y 0 = (-2) 2 + 4 - 5 = .

-9

(-2)

Вершина параболы имеет координаты: ( ; – 9 ) .

-2

3) Точки пересечения с осями координат: -5 а) х = 0 ;  y =  ; -5 x 1 = 1 ;  x 2 = ; б) y = 0 ;  x 2 + 4x – 5 = 0  ; 4) Дополнительная точка: а) х = - 4 ;  y =  ; -5 Yʹ 5) График имеет вид: y = x 2 + 4x - 5 Xʹ Oʹ

3) Точки пересечения с осями координат:

-5

а) х = 0 ; y = ;

-5

x 1 = 1 ; x 2 = ;

б) y = 0 ; x 2 + 4x – 5 = 0 ;

4) Дополнительная точка:

а) х = - 4 ; y = ;

-5

5) График имеет вид:

y = x 2 + 4x - 5

y(x)=x 2 y(x)=x 2 y(x)=x 2 +3 y(x)=(x+3) 2 y(x)=(x  – 3) 2 y(x)=x 2 – 3 Вывод: Смещение параболы (параллельный перенос) вдоль оси ординат вверх (вниз) на 3 единицы. Смещение параболы (параллельный перенос) вдоль оси абсцисс вправо (влево) на 3 единицы. Общий вид функции Y = (x - m) 2  Y = (x) 2 + n

y(x)=x 2

y(x)=x 2

y(x)=x 2 +3

y(x)=(x+3) 2

y(x)=(x – 3) 2

y(x)=x 2 – 3

Вывод:

Смещение параболы (параллельный перенос) вдоль оси ординат вверх (вниз) на 3 единицы.

Смещение параболы (параллельный перенос) вдоль оси абсцисс вправо (влево) на 3 единицы.

Общий вид функции

Y = (x - m) 2

Y = (x) 2 + n

1, то растяжение по OY Y = (kx) 2 если |k| если |k|1, то сжатие по OX " width="640"

y(x)=x 2

y(x)=x 2

y(x)=(2x) 2

y(x)=2(x) 2

y(x)=1/2(x) 2

y(x)=(1/2x) 2

Вывод:

Сжатие (растяжение) вдоль оси ординат с коэффициентом 2 (1/2).

Сжатие (растяжение) вдоль оси абсцисс с коэффициентом 1/2 (2).

Общий вид функции

Y = a(x) 2 ,

если |а|

если |а|1, то растяжение по OY

Y = (kx) 2

если |k|

если |k|1, то сжатие по OX

Задание: Выстроить соответствие между формулой, задающей функцию и ее графиком в) y = x 2 – 7  б) y = 3(x + 2) 2  а) y = (x – 2) 2  г) y = -1/2x 2 + 3  2. 1. 4. 3. Ответ: 2 ─ в 1 ─ а 3 ─ б 4 ─ г

Задание: Выстроить соответствие между формулой, задающей функцию и ее графиком

в) y = x 2 – 7

б) y = 3(x + 2) 2

а) y = (x – 2) 2

г) y = -1/2x 2 + 3

2.

1.

4.

3.

Ответ:

2 ─ в

1 ─ а

3 ─ б

4 ─ г

Задача: Постройте график функции     y(x)=(x  – 3) 2 +2.  Y ʹ Решение : Двойное преобразование графика  y = (x) 2 . Смещение вдоль оси ординат вверх на 2 единицы и вдоль оси абсцисс вправо на 3  единицы. Вспомогательные оси X ʹ - прямая y= 3, Y ʹ- прямая x = 2. Координаты вершины параболы -(3; 2). В системе координат X ʹ O ʹ Y ʹ построить график функции  y (x) = x 2 .  X ʹ y(x)=x 2 y(x)=(x  – 3) 2 +2

Задача: Постройте график функции y(x)=(x – 3) 2 +2.

Y ʹ

Решение :

  • Двойное преобразование графика

y = (x) 2 . Смещение вдоль оси ординат вверх на 2 единицы и вдоль оси абсцисс вправо на 3 единицы.

  • Вспомогательные оси X ʹ - прямая y= 3, Y ʹ- прямая x = 2.
  • Координаты вершины параболы -(3; 2).
  • В системе координат X ʹ O ʹ Y ʹ построить график функции

y (x) = x 2 .

X ʹ

y(x)=x 2

y(x)=(x – 3) 2 +2

Задача: Постройте график функции y = x 2 + 4x – 5  с помощью преобразований графика y (x) = x ²  . Решение:  1. Выделить полный квадрат двучлена:   x 2 + 4x – 5 = x 2 + 4x + 4 – 9 = (x+2) 2 – 9. 2. Определить характер смещения графика функции y = (x) 2 :  сдвиг вдоль оси абсцисс влево на 2 единицы, вдоль оси ординат – вниз на 9 единиц. Вывод:  Вершина параболы y = (x) 2 имеет координаты : O΄(-2; -9) . 3. Построить вспомогательную систему координат X΄O΄Y΄ , где X ʹ- прямая y = -2, Y ʹ- прямая y = -9, O΄(-2; -9) . 4.  В новой системе координат X΄O΄Y΄ построить график функции y = (x) 2 .

Задача:

Постройте график функции y = x 2 + 4x – 5

с помощью преобразований графика y (x) = x ² .

Решение:

1. Выделить полный квадрат двучлена:

x 2 + 4x – 5 = x 2 + 4x + 4 – 9 = (x+2) 2 – 9.

2. Определить характер смещения графика функции y = (x) 2 : сдвиг вдоль оси абсцисс влево на 2 единицы, вдоль оси ординат – вниз на 9 единиц.

Вывод:

Вершина параболы y = (x) 2 имеет координаты : O΄(-2; -9) .

3. Построить вспомогательную систему координат

X΄O΄Y΄ , где X ʹ- прямая y = -2, Y ʹ- прямая y = -9, O΄(-2; -9) .

4. В новой системе координат X΄O΄Y΄ построить график функции y = (x) 2 .

Y′ y = (x + 2) 2 - 9 X′ О′

Y′

y = (x + 2) 2 - 9

X′

О′

Алгоритм построения графика квадратичной функции путем преобразований. 1 . Применить к трехчлену y(x) = ax 2 + bx + c метод выделения полного квадрат двучлена; 2. По формуле y(x)= a(x  – m) 2 + n определить характер преобразования графика; 3. Перейти к вспомогательной системе координат X΄O΄Y΄, где Xʹ - прямая y = m, Yʹ - прямая x = n, O΄(m; n);  4. К новой системе координат «привязать» график функции y(x) = ax 2 .

Алгоритм построения графика квадратичной функции путем преобразований.

1 . Применить к трехчлену y(x) = ax 2 + bx + c метод выделения полного квадрат двучлена;

2. По формуле y(x)= a(x – m) 2 + n определить характер преобразования графика;

3. Перейти к вспомогательной системе координат X΄O΄Y΄, где Xʹ - прямая y = m, Yʹ - прямая x = n, O΄(m; n);

4. К новой системе координат «привязать» график функции y(x) = ax 2 .

Выберите вариант самостоятельной работы соответствующий вашим ощущениям. А:  все понятно, буду смело применять 3 вариант  В:  есть некоторые сомнения 2 вариант С: пока еще много вопросов 1 вариант

Выберите вариант самостоятельной

работы соответствующий вашим ощущениям.

А: все понятно,

буду смело применять

3 вариант

В: есть некоторые сомнения

2 вариант

С: пока еще много вопросов

1 вариант

Самостоятельная работа с раздаточным Материалом 2 вариант . 3 вариант. 1 вариант. График, какой 1. График, какой функции получится, если параболу График, какой функции функции получится, если y = (x)² перенести получится, если параболу a) на 2 единицы масштаба вправо; параболу y = (x)² перенести y = (x)² перенести b) на 3 единицы масштаба вниз и на 1 – влево; a) на 3 единицы масштаба вправо; c) на 0,5 единицы масштаба вправо и на 2,5 – вверх? b) на 4 единицы масштаба вниз. на 4 единицы c) на 2 единицы масштаба влево и на 1,5 – вверх? 2. Найдите координаты вершины параболы. масштаба влево; a) y = (x + 17)² 2. Найдите координаты вершины параболы. b) на 3 единицы b) y = (2x)² – 21  a) y = (x + 7)² масштаба вверх; c) на 2,5 единицы масштаба вправо и c) y = 1/2 (x – 12)² + 9 b) y = (x)² – 11  3. Постройте график функции. на 1 – вниз? c) y = 3(x – 12)² + 19 2. Найдите координаты   3. Постройте график функции. a) y = –3(x + 2,5)² – 4 a) y = – (x – 2)² + 4 вершины параболы. b) y = x² – 8x + 15 b) y = x² – 4x + 1 a)  y = (x – 7)² b) y = (x)² + 11  c) y = (x + 12)² - 19 3. Постройте график функции. a) y = (x + 2)² - 4 b) y = x² + 6x + 9

Самостоятельная работа с раздаточным Материалом

2 вариант .

3 вариант.

1 вариант.

  • График, какой

1. График, какой функции получится, если параболу

  • График, какой функции

функции получится, если

y = (x)² перенести

получится, если параболу

a) на 2 единицы масштаба вправо;

параболу

y = (x)² перенести

y = (x)² перенести

b) на 3 единицы масштаба вниз и на 1 – влево;

a) на 3 единицы масштаба вправо;

c) на 0,5 единицы масштаба вправо и на 2,5 – вверх?

b) на 4 единицы масштаба вниз.

  • на 4 единицы

c) на 2 единицы масштаба влево и на 1,5 – вверх?

2. Найдите координаты вершины параболы.

масштаба влево;

a) y = (x + 17)²

2. Найдите координаты вершины параболы.

b) на 3 единицы

b) y = (2x)² – 21

a) y = (x + 7)²

масштаба вверх;

c) на 2,5 единицы масштаба вправо и

c) y = 1/2 (x – 12)² + 9

b) y = (x)² – 11

3. Постройте график функции.

на 1 – вниз?

c) y = 3(x – 12)² + 19

2. Найдите координаты

  3. Постройте график функции.

a) y = –3(x + 2,5)² – 4

a) y = – (x – 2)² + 4

вершины параболы.

b) y = x² – 8x + 15

b) y = x² – 4x + 1

a) y = (x – 7)²

b) y = (x)² + 11

c) y = (x + 12)² - 19

3. Постройте график функции.

a) y = (x + 2)² - 4

b) y = x² + 6x + 9

Лист самоконтроля  1 вариант. 3 вариант. 2 вариант. a) y = (x + 4)² a) y = (x ‒ 2)² a) y = (x ‒ 3)²  b) y = (x)² + 3  b) y = (x+1)²  ‒  3  b) y = (x)²  ‒  4  c) y = (x ‒ 2,5)² ‒ 1  c) y = (x ‒ 0,5)² + 2,5  c) y = (x + 2)² + 1,5 2.  a) O ʹ (7; 0) 2.  a) O ʹ (‒7; 0) 2.  a) O ʹ (‒17; 0)  b) O ʹ (0; ‒21)  b) O ʹ (0; ‒11)  b) O ʹ (0; 11)  c) O ʹ (12; 19)  c) O ʹ (‒12; ‒19)  c) O ʹ (12; 9) 3.  a) 3.  a) 3.  a) b) b) b)

Лист самоконтроля

1 вариант.

3 вариант.

2 вариант.

  • a) y = (x + 4)²
  • a) y = (x ‒ 2)²
  • a) y = (x ‒ 3)²

b) y = (x)² + 3

b) y = (x+1)² 3

b) y = (x)² 4

c) y = (x ‒ 2,5)² ‒ 1

c) y = (x ‒ 0,5)² + 2,5

c) y = (x + 2)² + 1,5

2. a) O ʹ (7; 0)

2. a) O ʹ (‒7; 0)

2. a) O ʹ (‒17; 0)

b) O ʹ (0; ‒21)

b) O ʹ (0; ‒11)

b) O ʹ (0; 11)

c) O ʹ (12; 19)

c) O ʹ (‒12; ‒19)

c) O ʹ (12; 9)

3. a)

3. a)

3. a)

b)

b)

b)

Итог урока: 1. Дискуссия на тему: «Преимущества и недостатки изученного метода построения графиков функций». 2. Воспроизведите этапы алгоритма построения графика квадратичной функции методом преобразований. 3. Выберите смайлик соответствующий вашим ощущениям. А:  все понятно, С: пока еще много вопросов В:  есть некоторые сомнения буду смело применять

Итог урока:

1. Дискуссия на тему: «Преимущества и недостатки изученного метода построения графиков функций».

2. Воспроизведите этапы алгоритма построения графика квадратичной функции методом преобразований.

3. Выберите смайлик соответствующий вашим ощущениям.

А: все понятно,

С: пока еще много вопросов

В: есть некоторые сомнения

буду смело применять

Домашнее задание: .   Постройте график функции у(x)=|x ‒ 3| + 4 и найти наименьшее значение функции.

Домашнее задание:

.

Постройте график функции

у(x)=|x ‒ 3| + 4 и найти наименьшее значение функции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!