«Построение графика квадратичной функции» (9 класс)
Урок 2
Цели урока:
- Образовательные: научиться построению графика квадратичной функции и использованию графика для получения её свойств.
- Развивающие: развивать логическое мышление, алгоритмическую культуру, внимание, навыки самостоятельной работы с источником информации и самоконтроля, поддерживать интерес к математике.
- Воспитательные: воспитывать последовательность, ответственность, самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность.
Квадратичной функцией называется функция, которую можно задать формулой вида y=ax²+bx+c , где х - независимая переменная, a, b и с -некоторые числа (причём а≠0).
Например: у = 5х²+6х+3,
у = -7х²+8х-2,
у = 0,8х²+5,
у = ¾х²-8х,
у = -12х²
- квадратичные функции
0) или вниз (если ау= 2 х ²+4х-1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а=2, а0 ). Например: у= -7 х²-х+3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а=-7, а у 0 х у 0 х " width="640"
Графиком квадратичной функции является парабола , ветви которой направлены вверх (если а0) или вниз (если а
- у= 2 х ²+4х-1 – графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а=2, а0 ).
Например:
- у= -7 х²-х+3 – графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а=-7, а
у
0
х
у
0
х
0) " width="640"
Чтобы построить график функции надо:
1. Описать функцию:
название функции,
что является графиком функции,
куда направлены ветви параболы.
Пример: у = х ²-2х-3 – квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вверх (т.к. а=1, а0)
Чтобы построить график функции надо:
Пример: у = х ²-2х-3 (а = 1; b = -2; с = -3) Найдём координаты вершины параболы
n = 1²-2·1-3 = -4
А(1;-4) – вершина параболы.
х=1 – ось симметрии параболы.
2. Найти координаты вершины параболы А( m;n) по формулам:
;
или n = у(m) т.е. подставить найденное значение абсциссы m в формулу, которой задана функция и вычислить значение.
Прямая x=m является ось ю симметрии параболы.
Чтобы построить график функции надо:
3. Заполнить таблицу значений функции:
Прямая x=m является осью симметрии параболы, т.е. точки графика симметричны относительно этой прямой.
В таблице расположить вершину в середине таблицы и взять соседние симметричные значения х. Например, следующим образом:
*- посчитать значение функции в выбранных значениях х.
Пример: у = х ²-2х-3
А(1;- 4) – вершина параболы
х=1 – ось симметрии параболы.
Составим таблицу значений функции:
Х
у
- 1
0
0
- 3
1
- 4
2
- 3
3
0
Х
у
m-2
*
m-1
*
m
m+1
n
*
m+2
*
Чтобы построить график функции надо:
4. Построить график функции: - отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; - соединить их плавной линией.
х
у
-1
0
0
-3
1
-4
2
-3
3
0
У
4
-4
3
-3
2
-2
1
-1
у = х ²-2х-3
0
-2
1
-1
-3
2
3
-4
4
-5
5
6
х
Попробуйте ответить на контрольные вопросы:
- Сформулируйте определение квадратичной функции.
- Что представляет собой график квадратичной функции?
- Куда могут быть направлены ветви параболы и от чего это зависит?
- В какой последовательности нужно строить график квадратичной функции?
Стоит немного отдохнуть от компьютера.
Попробуйте построить в тетради график функции
у = -2х²+8х-3
Постройте график функции у = -2х ²+8х-3 План построения графика квадратичной функции:
1. Описать функцию:
- название функции; что является графиком функции; куда направлены ветви параболы
- название функции;
- что является графиком функции;
- куда направлены ветви параболы
2. Найти координаты вершины параболы А( m;n)
по формулам:
или n = у(m)
3. Заполнить таблицу значений функции.
4. Построить график функции:
- отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице; соединить их плавной линией.
- отметить в координатной плоскости точки, координаты которых указаны в таблице;
- соединить их плавной линией.
Проверьте себя. Ваше задание должно быть выполнено следующим образом:
у = -2х ²+8х-3 - квадратичная функция, графиком является парабола, ветви которой направлены вниз (т.к. а=-2, а
Найдём координаты вершины параболы
n = -2·2²+8·2-3 =5
А ( 2; 5 ) – вершина параболы.
х=5 ось симметрии параболы.
Составим таблицу значений функции.
у = -2х ²+8х-3
у
7
6
5
4
-3
3
-2
2
-1
1
0
-1
1
-2
-3
2
3
-4
4
5
6
х
Х
у
0
-3
1
3
2
3
5
3
4
-3
Если у вас получилось тоже самое – вы молодец и мы вас поздравляем!!! Вы можете перейти к следующей странице .
Если вы допустили ошибку – не огорчайтесь. У вас всё ещё впереди! Вы можете заглянуть в свой учебник (п.7)
0 на промежутке (0,5;3,5) y Функция возрастает на промежутке (-∞;2] функция убывает на промежутке [2;+∞) Наибольшее значение функции равно 5 у 7 6 5 4 3 у = -2х ²+8х-3 2 -1 1 0 -2 1 -1 2 -3 3 -4 4 х " width="640"
Рассмотрим свойства этой квадратичной функции. (листаем свойства по щелчку мыши)
- Область определения функции (-∞;+∞)
Область значений функции (-∞;5]
- Нули функции х =0,5 и х =3,5
- у 0 на промежутке (0,5;3,5)
y
- Функция возрастает на промежутке (-∞;2]
функция убывает на промежутке [2;+∞)
- Наибольшее значение функции равно 5
у
7
6
5
4
3
у = -2х ²+8х-3
2
-1
1
0
-2
1
-1
2
-3
3
-4
4
х
Перед продолжением работы запишите домашнее задание,
№ 122, 124(а),
244(б,в)
Далее выполните тест.
- прочитайте задание;
- выполните его устно или, сделав записи в тетради;
- и выберите правильный ответ
Выполните тест
1 вопрос: Выберите квадратичную функцию а)
б)
в)
г)
Выполните тест
2 вопрос: Куда направлены ветви параболы ?
Выполните
3 вопрос: Укажите координаты вершины параболы
а) А(3;6)
б) А(-1;-17)
в) А(1;-5)
г) А(1;-1)
Выполните тест
у
У
У
0 6
х
-6 0
х
-6 0
х
4 вопрос:
На рисунке показаны графики квадратичных функций. Выберите график функции
у= - 4х²-16х+1, подведите к нему стрелку и нажмите левую кнопку мыши .
у
у
17
5
у
1
0 2,5
х
-2 х
2,5
6
0
х
Выполните тест
5 вопрос: Укажите формулу квадратичной функции, график которой изображён на рисунке.
- у = -x 2 +6x
- у = - 3х²+8х-11
- у = - 4х²-16х+1
- у = х²-6х
- у = х²+6х
- у = 1,2х²-6х+5
У
-6 0
х
Выполните следующую работу в тетрадях по вариантам. Постройте графики функций:
у = -х ²+6х-8
Укажите свойства функции.
у = х ²-6х-7
Укажите свойства функции.