СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Построение индивидуального образовательного маршрута обучающегося как эффективного инструмента развития личности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Идея индивидуальной траектории развития личности находит отражение в профессиональных стандартах нового поколения и, по сути, определяет сущностные изменения современного образования. Индивидуальным образовательным маршрутом является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.  

Основой индивидуального образовательного маршрута является самоопределение обучающегося. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи.

Просмотр содержимого документа
«Построение индивидуального образовательного маршрута обучающегося как эффективного инструмента развития личности»

Построение индивидуального образовательного маршрута обучающегося как эффективного инструмента развития личности

Но в условиях современной России требование готовности человека к переменам и социальным трансформациям уточняется необходимостью подготовки учащихся к жизни в информационном обществе и таких социально- экономических условиях, при которых происходит становление гражданских ценностей и умения человека самостоятельно, ответственно выстраивать свою собственную траекторию жизни, которая напрямую связана с индивидуальной траекторией развития и образования.

Идея индивидуальной траектории развития личности находит отражение в профессиональных стандартах нового поколения и, по сути, определяет сущностные изменения современного образования, которые могут быть выражены в следующем: «задачи современного образования так или иначе связаны с созданием условий для становления индивидуальной траектории развития личности учащегося, как эффективного инструмента саморазвития человека. Только сознательная, самостоятельная, ответственная за свои выборы личность может быть успешна в сегодняшнем быстро меняющемся мире, и одновременно быть залогом социально стабильного и эффективно развивающегося государства».

Концепция модернизации российского образования актуализирует «задачу организации образовательного пространства», обеспечивающего «создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм и видов деятельности».

Под траекторией в классическом значении понимается «линия движения какого-нибудь тела или точки», а под маршрутом – «путь следования». Эти понятия могут быть разведены лишь тем, что линия движения образовательной траектории приобретает конкретизацию в пути (маршруте).

Индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ) является программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.

Понятие ИОМ возникло сравнительно недавно в педагогической науке, однако применялась давно при обучении по индивидуальным программам отдельных обучающихся и в отдельных случаях.

Индивидуальный образовательный маршрут можно определить, как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Основой индивидуального образовательного маршрута является самоопределение обучающегося.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи.

Индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) можно трактовать как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого обучающегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями.

В связи с тем, что индивидуально-образовательную траекторию можно рассматривать с технологической точки зрения как образовательную программу, необходимо сделать некоторые уточнения.

Реализация индивидуальной образовательной траектории осуществляется поэтапно:

1. Создание интеллектуального образовательного пространства в учреждении образования, удовлетворяющего запросы обучающихся в выборе социокультурных практик.

2. Активизация познавательной и преобразовательной активности учащегося (мотивация к индивидуальной образовательной деятельности).

3. Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей, профессиональных задатков и склонностей (диагностический этап).

4. Разработка индивидуального образовательного маршрута и технологий его реализации.

5. Оценка эффективности реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося (степень сформированности личностных, предметных и метапредметных компетенций; успешность профессионального самоопределения.).

Определение образовательной программы как технологии реализации индивидуальной траектории является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного профессионального стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающего.

На особенности построения и реализации траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние обучающегося. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение преподавателя и однокурсников, обстановка в группе, особенности самой ситуации выбора и т.п)

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Структура ИОТ включает целевой, содержательный, технологический, организационно-педагогический, результативный компоненты.

Педагог, составляющий индивидуальную программу для учащегося, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы.

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому обучающемуся предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого обучающиеся обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого студента применительно к каждой изучаемой им профессиональной дисциплины.

Преподаватель может и должен предлагать студентам для усвоения различные виды деятельности отличающихся как объемом, так и содержанием.

Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются.

Траектория-след от движения. Программа – ее план. Принцип индивидуальной образовательной траектории невозможно реализовать в рамках традиционных форм (классно-урочной системы). Педагогам необходимо разработать специальные программы, дать возможность ученикам создать собственный продукт: учебные игры, тесты, логические схемы, базы знаний и т.д.), предлагать индивидуальный раздаточный материал, разно уровневые задания что поможет лучше усвоить учебный материал обучающимся.

Наиболее эффективно продвижение в индивидуальном образовательном маршруте, которое строится по следующим жизненно важным линиям:

  • линия личностного роста,

  • линия знаний (образовательная),

  • линия профессионального самоопределения.

При проектировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать:

1. Степень усвоения обучающимися предшествующего материала.

2. Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.

3. Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.

4. Степень сформированности уровня учебной деятельности.

5. Индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).

Учебный график является регламентирующей стадией формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом организации совместной деятельности участников образовательного процесса.

В соответствии с графиком назначается:

  • время учебных занятий,

  • объем самостоятельной работы (в учебных часах по предметам),

  • формы и состав внеурочной деятельности,

  • объем дистанционных занятий,

  • время проведения консультаций и коррекционных мероприятий.

График позволяет своевременно вносить изменения в образовательную траекторию учащегося, управлять деятельностью учащегося, добиваться повышения эффективности образовательного процесса.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ, характеризует особенности обучения студента и его развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении обучающегося, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный обучающимся продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или нестандартной ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение студента по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.

Результатом работы по индивидуальным образовательным маршрутам для обучающихся становится: индивидуализация образования обеспечивает гармоничное сочетание и эффективное включение проектной и внеклассной деятельности в учебную, успешную реализацию профессиональной деятельности, рост качества знаний по выбранной области деятельности, участие в профессиональных олимпиадах и конкурсах, самореализация.

Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с обучающимся. Можно проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута. Самооценку воспитанник может провести по диагностическим опросникам самоанализа, в ходе беседы, при обсуждении итогов. Возможно использование следующих примерных вопросов:

- Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел добиться)

- Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что я должен сделать)

- Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения цели)

- Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необходимо сделать)

Наибольшую сложность для учащихся представляет развитие их оценочной компетентности (рефлексии). Данный компонент ИОТ, пожалуй, является самым важным. Он обеспечивает обратную связь в реализуемой системе, позволяет оценить эффективность сформированной индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Поэтому важно, чтобы студент в процессе самоэкспертизы собственной деятельности научился оценить все приращения в формировании профессиональных компетенций:

  • в получении и критическом осмыслении новых знаний;

  • в работе с разнообразными источниками информации;

  • в сотрудничестве с партнерами; в организации своего рабочего пространства и времени;

  • в оценке полученных результатов.

Мониторинг учебных достижений анализируется педагогом-куратором, предметные - учителями-предметниками.

Индивидуальная образовательная траектория является системой конкретных совместных действий администрации, педагогов, обучающегося и его родителей, а для детей с ОВЗ и сопровождение специалистов социального-психологической службы колледжа.

Индивидуализация обучения обучающихся вызывает позитивные эмоции у всех участников образования и приводит к росту удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса. Ведь обеспечение в колледже реализации индивидуальных образовательных маршрутов — это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ребенка.

Нужно сказать, что для реализации ИОТ необходимы следующие условия: мотивация обучающегося, заинтересованность родителей, правильность выбора ИОТ учащимся и их родителями, организация учебно-воспитательного процесса, который включает в себя урочную и внеурочную деятельность, дистанционное обучение, самообразование, дополнительное образование, профильное обучение.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория является инструментом, позволяющим обучать и воспитывать учеников с разным опытом и уровнем знаний в одном коллективе и нацеливать каждого обучающегося на достижение максимального результата, путём предоставления условий и мотиваций на основе выстроенных индивидуальных траекторий.



Мастер производственного обучения: Авдеева Татьяна Викторовна



3