Конспект открытого урока по предмету труд(технология)
Класс 4-В
Дата 31.01.2025г.
Учитель: Аблаева Э.Н.
Тема: Построение развертки многогранной пирамиды циркулем. Упаковка для сюрприза.
Цели урока:
1. Учить решать творческие задачи прикладного характера (на материале художественной техники и технологической операции сборки «сгибание и складывание»).
2. Учить приёмам художественной обработки материалов (бумага) на примере создания упаковки для сюрприза.
3. Учить создавать различные пирамиды двумя способами (по шаблону и с помощью циркуля)
Задачи — создать условия для того, чтобы учащиеся:
а) овладевали предметными навыками:
-
ознакомились с построением разверток пирамид с помощью шаблонов (l-й способ) и с помощью циркуля (2-й способ);
-
формировали умения применять способы изменения высоты боковых граней пирамиды;
-
развивали умения изготавливать упаковку пирамидальной формы двумя способами;
-
совершенствовали умения работать по алгоритму
б) овладевали универсальной учебной деятельностью:
Планируемые результаты:
Предметные
Осваивать умения:
Совершенствовать навыки использования ранее освоенных знаний и умений:
-
пользоваться чертёжными инструментами;
-
рассчитывать размеры упаковок и их развёрток;
-
подбирать материалы и способы оформления;
-
декорировать коробки-упаковки.
Метапредметные:
Познавательные:
-
наблюдать и сравнивать особенности рекламных продуктов, конструкций коробок, способов изготовления объемных упаковок;
-
анализировать предложенные задания, конструктивные особенности и технологии изготовления папок, коробок-упаковок;
-
решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (способы построения форм разверток, расчета их размеров, способы изготовления замков, оформления, подбор материалов и др.);
Регулятивные:
Коммуникативные:
Личностные:
-
оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
-
описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров
Оборудование урока:
Наглядные пособия:
Для учителя: учебник (с. 38–40), образцы изделий (коробочек для сюрпризов), конверты ( с распечатанными шаблонами коробочек), смайлики разного цвета для проведения в конце урока рефлексии.
Для учащихся: учебник
Материалы и инструменты: чертежные инструменты, картон, цветная бумага, ножницы, дырокол.
I.Орг. момент
- Приветствие. Проверка рабочего места.
-Посмотрите ребята все ли у вас готово к уроку?
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-Сегодня на уроке мы снова побываем в сказочной стране геометрических фигур.
Ребята, отгадав загадку , вы поймете о чем мы будем говорить на уроке.
Кто в Египте побывал
Сразу же ее узнал
Основание, вершины,
Грани три или четыре
Что же это? Назовите.
На столе моем найдите.(Пирамида)
- А теперь отгадайте еще одну загадку
Это может быть и приз
И исполненный каприз,
Только он всегда нежданный,
Потому, что он... (сюрприз)
- Как связаны эти два слова- отгадки? ( подарок -сюрприз в пирамиде)
- Что обозначает слово сюрприз? (неожиданный подарок)
Каждый человек любит получать маленькие сюрпризы, даже если нет никакого праздника. Подумайте, кому бы вам хотелось сделать сюрприз? (Ответы детей.)
- Что обозначает слово сюрприз? (неожиданный подарок)
Сюрприз в переводе с французского обозначает «неожиданность», - неожиданный подарок, внезапная радость.
-Определите тему урока? ( упаковка для сюрприза)
Павильно, тема наша урока «Построение развертки многогранной пирамиды циркулем. Упаковка для сюрприза.»
Цель нашего урока – научиться создавать пирамиды двумя способами (по шаблону и с помощью циркуля)
-А именно мы будем чертить развертку, и собирать это геометрическое тело
Это будет не просто пирамида, а упаковка для сюрприза в виде пирамиды.
-Но сначала давайте вспомним, из каких элементов состоит пирамида?
Учитель начинает фразу, а учащимся ее надо закончить.
А) Боковые стороны многогранника это … ( грани)
Б) Грань, которой не принадлежит вершина пирамиды …( основание)
В) Концы ребер являются … ( вершина)
В зависимости от того, какая геометрическая фигура является основанием пирамиды, это может быть треугольная , квадратная , то и пирамида будет соответствовать основанию пирамиды.
-
Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания
Сегодня на уроке вы будете не только изготавливать упаковку; но также вам предстоит решать задачи на сообразительность, а также вспомнить приёмы построения и разметки прямоугольника, познакомиться с новыми приёмами работы. Но для начала мы с вами проверим наши знания и умения по теме. Для этого откройте учебники на стр. 40 , задание № 1
1. Развертка для данной пирамиды.
- Подходящее изображение развертки данной пирамиды – это номер 2. Она соответствует форме пирамиды с треугольным основанием.
2 Развертка из которых не возможно изготовить пирамиду :
- Номера 1 и 4
* развертка номер 1 не подходит, т.к. не содержит треугольных боковых сторон необходимых для сборки пирамиды
* Номер 4 не имеет симметричной формы и не образует правильную пирамиду.
Под № 3 не сказали?
- Мы можем её использовать, развертка правильная, но она имеет квадратное основание, а нам нужно было найти с треугольным основанием.
Сейчас мы с вами выполним упражнение на построение формы и трансформацию листа бумаги. Проверьте, все ли необходимые материалы у вас имеются для работы?
Вспомним технику безопасности на уроке технологии
Подумайте, какой маленький предмет-сюрприз поместится в упаковку-пирамиду, изображенную на стр.39.
Проанализируйте необходимость усовершенствования упаковки, продумайте конструкцию крышки, выберите материалы, придумайте, как оформить пирамиду.
- Для изготовления коробочки, подобной тем, что на изображении, можно следовать по плану. Я выберу вариант в форме пирамиды , добавлю декор, чтобы она выглядела празднично.
Первый способ изготовления развертки пирамиды с помощью шаблонов. Для выполнения разметки треугольной пирамиды обведем треугольник-основание и на каждой его стороне нарисуем еще три треугольника. Для выполнения разметки четырехугольной пирамиды обведем квадрат-основание и на каждой его стороне нарисуем еще четыре треугольника.
У нас есть конструкторско- технологическая задача
Можно ли с помощью шаблонов ( квадратов и треугольников) изменять размеры пирамиды?
_ Да, можно , если увеличить размеры шаблонов.
Второй способ – с помощью циркуля. В этом случае очень важно следить за тем, чтобы радиусы были одинаковыми.
Нам нужно на листе расчертить квадраты со сторонами 6 см, их должно получиться 9.
В центре листа-картона квадрат со стороной 6 см. Возьмите циркуль и отмерьте длину 6 см с его помощью и поупражняйтесь в построении пирамиды с помощью циркуля. Не забывайте расстояние между иглой и карандашом у циркуля должно оставаться неизменным. Установите острие циркуля в одном из углов квадрата и сделайте отметку, проводя небольшую дугу над квадратом. Это будет место для одной из вершин треугольников.
Повторите это действие для каждого угла квадрата. Следите, чтобы радиус оставался одинаковым на всех углах.
Соедините точки пересечения дуг с углами квадрата прямыми линиями, чтобы получить боковые стороны пирамиды.
У вас должны получиться четыре треугольника отходящих от каждой стороны квадрата с вершинами, сходящимися в одну точку.
Вырежете получившуюся развертку по контуру, согните каждую боковую сторону по линии соеденения с квадратом, чтобы проверить, сходятся ли вершины треугольников правильно.
Украсьте вашу коробочку –сюрприз ленточкой.
VI.Физминутка
Обобщение и систематизация знаний.
Давайте посмотрим на наши замечательные коробочки. Вот какую интересную упаковку можно сделать своими руками и подарить друзьям и близким. Я думаю, они будут очень довольны, получив подарки в таких замечательных коробочках-сюрпризах, в которые вы вложили не только своё мастерство, но и, конечно, частичку своей души. Молодцы! У вас всё здорово получилось!
VI. Подведение итогов урока (2-3 мин)
- Какими способами можно изготовить пирамиду? (с помощью шаблона и с помощью циркуля)
- Как менять высоту пирамиды? (Увеличивая или уменьшая стороны пирамиды)
– Что особенно заинтересовало вас во время урока? (Изготовление коробочки для сюрприза )
– Что нового узнали на уроке? Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? (Ученики отвечают на вопрос)
– Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение? Какое изделие вы выполняли на уроке? (Ученики отвечают на вопрос)
– Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? (Картоном, цветной бумагой, ножницами, дырокол)
– Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом? (Ученики отвечают на вопрос)
– Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа…
Рефлексия
– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.(оценивают свою работу, обосновывают оценку.
Домашнее задание : выполнить упаковку по 1 способу.