Урок информатики
Тема: Построение диаграмм в ExСel.
Цель: Построение диаграмм для наглядного отображения табличных данных.
Задачи:
Научить использовать возможности Exсel для построения диаграмм;
Сформировать навык выбора более удачного типа диаграмм;
Закрепить практические навыки работы в Excel.
ХОД УРОКА:
Вступительное слово учителя.
Презентация «Типы и виды диаграмм».
Проверка усвоения необходимых теоретических знаний для выполнения практической работы.
Практическая работа
Итоги урока.
Оценка деятельности учащихся.
Выводы.
Ребята, Тема нашего сегодняшнего урока – «Построение диаграмм в Excel». На предыдущих уроках мы уже учились строить диаграммы.
Вопрос: -Давайте вспомним, что же такое диаграмма?
Диаграмма – это графическое представление данных рабочего листа. Запишите это определение в тетрадь.
Вопрос: - Зачем нужны диаграммы?
Данные, представленные в графическом виде, становятся более наглядными и понятными.
Таково свойство человеческой психики: наглядность – важнейшее условие для понимания.
Excel дает возможность представить информацию не только в виде рабочего листа, т.е. в виде таблицы, но и в виде диаграммы, которая облегчает восприятие и помогает при анализе и сравнении данных.
Для построения диаграмм в Excel служит специальный инструмент – Мастер диаграмм.
Электронные таблицы Excel дает возможность использовать 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Это могут быть гистограммы, линейчатые диаграммы, графики, круговые и т.д.
Какую же диаграмму выбрать, чтобы представить данные наиболее наглядно?
На этот вопрос мы и должны ответить на сегодняшнем уроке.
Презентация.
Сегодня мы рассмотрим применение 6 типов диаграмм. По назначению их можно разделить на 3 группы:
- Диаграммы для наглядного представления процессов изменения величин (график);
- Диаграммы для наглядного представления о соотношении величин (круговая, кольцевая, обычная гистограмма, линейчатая);
- Диаграммы для наглядного представления многорядных данных (гистограмма с накоплением, линейчатая с накоплением, диаграмма с областями);
Во время просмотра презентации и объяснения учителя учащиеся заполняют в тетради таблицу:
| Тип диаграммы | Назначение |
1. | Круговая | Отражает соотношение частей и целого. Можно представить только один ряд значений. |
2. | Кольцевая | Отражает соотношение частей и целого. Можно показать несколько рядов данных. |
3. | Линейчатая | Отражает соотношение величин. |
4. | Гистограмма | Показывает изменения в течение некоторого периода времени. |
5. | График | Отображает изменение данных за равные промежутки времени. |
6. | С областями | Показывает изменение общего количества в течение какого-то периода времени и вклад каждого ряда данных в сумму значений рядов. |
А теперь давайте ответим на вопросы:
Что такое диаграмма?
Какие типы диаграмм вы знаете?
Какие основные виды диаграмм?
Что такое Мастер диаграмм?
А сейчас перейдем к практическому применению знаний, которые вы сегодня получили. Я раздам задания, вам нужно будет по представленным данным выбрать наиболее подходящий тип диаграммы и построить ее.
Учитель раздает карточки с индивидуальными заданиями.
«Суточный рацион»
В таблице приведены данные, отражающие суточный рацион взрослого человека. Представьте эти данные графически
Примерный суточный рацион взрослого человека со средней физической нагрузкой |
Белки, г | 80,0 |
Жиры (при соотношении животных и растительных 55:45), г | 100,0 |
Углеводы ( из не более 50-100 г сахара), г | 400,0 |
Кальций, мг | 800,0 |
Фосфор, мг | 1200,0 |
Железо, мг | 114,0 |
Витамины, мг | |
А | 1,5 |
В1 | 1,7 |
В2 | 1,2 |
С | 70,0 |
«Использование домашнего компьютера»
В таблице представлены результаты проведенных исследований по использованию домашнего компьютера. Построить диаграмму, отражающую приведенные результаты.
Вид работы | % |
Игры | 8,2 |
Обработка текстов | 24,5 |
Ведение финансов | 15,4 |
Работа, выполняемая дома | 26,5 |
Образование | 8,8 |
Домашний бизнес | 16,6 |
«Метеонаблюдения»
В таблице представлены результаты метеонаблюдений за сентябрь. Изобразите эти данные графически.
Показатель | Число |
| 1 | 2 | … | 30 |
Температура, С | 18 | 15 | | 17 |
Давление, мм рт.ст. | 745 | 720 | | 730 |
Относительная влажность, % | 67 | 50 | | 72 |
«Рост Пети и Васи»
В 9 лет Петя имел рост 120 см, в 10 лет - 125 см, в 11 лет – 132 см ,в 12 лет - 142 см, в 13 лет - 147 см, в 14 лет – 157 см, в 15 лет – 160 см. Вася соответственно 130, 135, 137, 142, 145, 150 и 152 см. Представить эти данные графически.
«Динамика изменения объемов ЖД и цен на них»
Динамика изменения объемов жестких дисков и цен на них приведена в таблице. Представить эти данные графически.
Месяц и год выпуска | Максимальная емкость, Гбайт | Средняя цена за 1 Гбайт, долларов |
Октябрь 1999 | 27,2 | 14,67 |
Март 2001 | 75,1 | 7,06 |
Март 2002 | 160 | 1,88 |
Ноябрь 2002 | 250 | 1,20 |
«Зерновые культуры»
Сведения о площадях (в гектарах), отведенных под различные зерновые культуры в фермерском хозяйстве в течение нескольких лет, приведены в таблице. Построить диаграмму, иллюстрирующую изменение доли каждой культуры в общей площади зерновых культур.
Культура | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Пшеница | 10 | 16 | 16 | 20 | 23 |
Рожь | 4 | 5 | 8 | 8 | 8 |
Кукуруза | 3 | 3 | 3 | 4 | 7 |
«Изменение состава класса за годы обучения»
В таблице представлены сведения об изменении состава одного из классов школы за время обучения. Изобразить эти данные графически.
Год обучения | Мальчиков | Девочек |
1 | 12 | 14 |
2 | 11 | 14 |
3 | 11 | 14 |
4 | 11 | 13 |
5 | 11 | 15 |
6 | 12 | 15 |
7 | 12 | 15 |
8 | 13 | 15 |
9 | 13 | 14 |
10 | 13 | 14 |
«Заполнение жесткого диска»
Через месяц после приобретения компьютера у ученика 8б класса Мити Файликова на жестком магнитном диске общей вместимостью 10 Гбайт информацией было занято 0,6 Гбайт, через 2 месяца – 1,2 Гбайт. Эти и другие данные о заполнении диска в конце каждого месяца первого года использования компьютера приведены в таблице. Представить эти данные графически.
Номер месяца | Занято, Гбайт | Свободно, Гбайт |
1 | 0,6 | 9,4 |
2 | 1,2 | 8,8 |
3 | 1,5 | 8,5 |
4 | 1,9 | 8,1 |
5 | 2,6 | 7,4 |
6 | 2,8 | 7,2 |
7 | 3,9 | 6,1 |
8 | 4,3 | 5,7 |
9 | 4,5 | 5,5 |
10 | 5,4 | 4,6 |
11 | 5,5 | 4,5 |
12 | 6,1 | 3,9 |
«Обед для ребенка 1-3 лет»
В таблицу представлены данные, отражающие примерное меню обеда для ребенка от 1 до 1,5 года и от 1,5 до лет. Представьте эти данные графически.
| От 1 до 1,5 года | От 1,5 до 3 лет |
Салат | 25 | 35 |
Суп | 100 | 100 |
Мясное суфле | 55 | 65 |
Гарнир | 100 | 120 |
Компот или напиток | 100 | 150 |
6. Подведение итогов
Сегодня мы познакомились с применением различных типов диаграмм. Теперь вы сможете использовать эти знания при подготовке докладов, рефератов, оформления различных работ.
Вопросы:
- На какие 3 группы можно условно разделить диаграммы?
- Какие диаграммы применяются при отображении изменения величин во времени?
- Какие диаграммы применяются при отображении соотношения величин?
- Какие диаграммы применяются при отображении изменения величин во времени?
- Какие диаграммы проще, сложнее?
- Какие больше понравились?
Оценки: