СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постулаты Эйнштейна. Следствия из постулатов.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с постулатами Эйнштейна, с относительностью промежутков времени и пространственных длин.

Просмотр содержимого документа
«Постулаты Эйнштейна. Следствия из постулатов.»

Эйнштейна. Следствия из постулатов.

Цель урока: познакомить учащихся с постулатами Эйнштейна, с относительностью промежутков времени и пространственных длин.

Методические рекомендации: обратить внимание учащихся на следствие из 2-го постулата Эйнштейна: скорость света в вакууме не зависит от скорости распространения любого взаимодействия. Это верхний предел скорости для всех материальных тел. Существования необычных астрономических объектов — черных дыр — объясняется наличием верхнего предела скоростей. Разный смысл понятия одновременности можно проиллюстрировать движением светового сигнала в ракете (вспышка в центре): наблюдатель, находящийся внутри ракеты, считает, что свет достигает противоположных стен одновременно, внешний наблюдатель считает, что свет из-за движения ракеты достигает ее стен в разные моменты.

Ход урока

I. Проверка домашней работы.

Фронтальный опрос.

Вопросы:

1. Что понимается в физике под «системой отсчета»?

2. Какие системы отсчета называются инерциальными и не

инерциальными? Приведите примеры.

3. Когда Эйнштейн был ребенком, он ломал голову над такой загадкой: пусть бегун смотрит на себя в зеркало, которое он держит перед собой в вытянутой руке; если он бежит почти со скоростью света, сможет ли он увидеть себя в зеркале? Рассмотреть вопрос в рамках теории относительности Галилея.

4. Мальчик стоит на краю движущейся железнодорожной платформы и подбрасывает вертикально вверх (как ему кажется) тяжелый мяч. Куда этот мяч должен опуститься?

II. Изучение нового материала.

Постулаты Эйнштейна.

1-й постулат. Скорость света в вакууме во всех ИСО одна и та же, с ≈ 300000 км/с.

2-й постулат. Законы физики во всех инерциальных системах отсчета имеют один и тот же вид. Из преобразований Галилея следует, что фундаментальная скорость должна быть бесконечно большой, в то время как согласно 1-му постулату Эйнштейна она равна скорости света в вакууме.

Пусть свет идет в корабле (система К’) слева направо, потом обратно. Систему отсчета, связанную с Землей, обозначим К. Тогда:


Система К’

Система К

1

2

3

1. Длина корабля

l'

l

2. Время распространения света вправо

t'

t

3. Путь, пройденный светом при распространении вправо

l'

l + υt1

4. Скорость света

c = l’/t’

c = l + υt1/t1

5. Время распространения света влево

t'

t2

6. Путь, пройденный светом при распространении влево

l'

l – υt2

7. Скорость света

c = l’/t’

c = l – υt2/t2

Из 4-й и 7-й строк следует, что полное время туда и обратно: по часам системы К:

∆t = t1 + t2 = l + l = 2l · (l – υ2)-1, по часам системы отсчета К’:

c + υ c – υ c c2

∆t = t’ + t’ = l + l = 2 · l. Отсюда t = t · (l – υ2/c2) и t t. СТО – физическая теория,

c c c l’ l l’ l

группа симметрии которой является группа Пуанкаре.

Следствия из постулатов Эйнштейна.

Интервал (s = с2(∆t)2 - (∆r)2 между данными событиями во всех ИСО имеет одно и то же значение. Никакое тело нельзя разогнать до скорости, равной скорости света в вакууме и тем более превышающей ее, l – υ2/c2 0; отсюда υ t’ = ∆t√1- υ2/c2, ∆t’ - собственное время, отсчитываемое часами; движущимися с самим телом, ∆t - координатное время, измеряемое часами неподвижной системы отсчета, относительно которой данное тело движется. Получим ∆t ∆t’, а это означает, что время на движущихся телах замедляется.

Относительность пространственных длин: движущиеся тела сокращаются в направлении движения, l = l’√1- υ2/c2. Длину покоящегося тела (l’) называют собственной длиной, обозначим ее через lo, l = lo√1- υ2/c2, отсюда видно, чтo l lo. Уменьшается продольная длина с точки зрения неподвижного наблюдателя.

III. Закрепление изученного.

4) Сформулируйте постулаты Эйнштейна. Скорость света (с) в вакууме во всех ИСО одна и та же. Законы физики во всех ИСО имеют один и тот же вид.

5) Какие опытные факты подтверждают независимость скорости света в вакууме от движения источника? Опыты В.А. Молчанова и А.М. Бонч-Бруевича (измеряли скорость света от правого и левого краев Солнца), опыты Т. Альвегера (скорость светового излучения при распаде быстродвижущихся элементарных частиц).

6) Почему возникла необходимость отказа от преобразований Галилея? Первый постулат утверждает конечность фундаментальной скорости, а из преобразований Галилея следует бесконечность этой скорости: Эйнштейн отказался от преобразований Галилея.

7) Опишите мысленный опыт с распространением света. Какие выводы из него следуют? Из одного конца движущегося вагона в другой посылается световой сигнал, он распространяется вправо (по ходу), а затем влево. Обнаруживают, что либо ∆tt’, либо ∆l l’, либо то и другое вместе.

8) Какую величину в теории относительности называют интервалом? Скалярную физическую величину s = с2(∆t)2 - (∆r)2.

9) Каким свойством обладает интервал? Инвариантен, между данными событиями имеет одно и то же значение.

10) Что такое собственное время? Промежуток времени, отсчитываемый часами, движущимися вместе с самим телом ∆t или tо.

11) В чем заключается относительность промежутков времени? Движущиеся часы идут медленнее неподвижных, время на движущихся телах замедляется.

12) Как следует понимать предельность скорости света в вакууме? Никакое тело нельзя разогнать до скорости света в вакууме.

13) В чем заключается относительность длин? Движущиеся тела сокращаются в направлении движения.

IV. Решение задач.

Задача 1.

Какие из приведенных ниже утверждений являются постулатами СТО - специальная теория относительности?

А. Скорость света в вакууме одинакова во всех инерциальных системах отсчета.

Б. Скорость света в вакууме является предельной максимально возможной скоростью.

В. Все инерциальные системы отсчета равноправны для описания любых физических явлений: а) А и Б; б) А и В; в) Б и в; г) А, Б и В.

Ответ: б.

V. Итоги урока.

Домашнее задание. § (стр. 137-146). Задача 193 (стр. 329).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!