«Посвящение в читатели».
Библиотечный урок для учащихся 1-го класса
подготовила: педагог-библиотекарь Янова Н.О.
Цель: знакомство с библиотекой, с «Правилами пользования школьной библиотекой», с расстановкой книг в библиотеке, запись читателей в библиотеку, познакомить детей с некоторыми библиотечными терминами, обогатить словарный запас учащихся, развить навыки работы с книгой, развитие читательских интересов.
Оформление: книжная выставка «Читаем всей семьей», мультимедийная презентация «Первые книги», «Угадай-ка сказку».
Оборудование: проектор, компьютер.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята. У нас с вами необычный урок, урок библиотечный «Посвящение в читатели». Сегодня Вы станете читателями. В каждой школе есть комната, где живут тысячи молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит туда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми, учёными друзьями. А они во всём готовы услужить. Эти умнейшие и мудрейшие и к тому же добрые друзья - книги.
И сегодня Вас встречает сама Королева - книга.
Королева-книга: Здравствуйте, ребята! Я - Королева-книга, хозяйка этого «Читай – города». Как он называется, Вы должны догадаться.
Снаружи смотришь - Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай …
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай. (Библиотека) Правильно ребята!
Библиотекарь: Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески - книга, « тека» - хранилище. Книги в библиотеке не только хранят - но и выдают для чтения на дом. На каждого читателя заводят книжечку-формуляр. А книги, которые вы видите читают только здесь в читальном зале.
Какие книги «живут» в библиотеке?
Серьезные, учебные,
Веселые, волшебные,
Короткие и длинные,
Новые, старинные,
Про море и про лес,
С картинками и без.
Королева-книга: В нашем «Читай – городе» я нашла шкатулку. В ней спрятались разные предметы, чтобы узнать какие, нужно отгадать загадки (шкатулка с загадками)
(По мере разгадывания загадок из шкатулки достаются "отгадки ")
1) Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу, Очень рад бываю я, а со мною вся семья. (Пятерка.)
2) Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Ручка.)
3) Черные, кривые, от рожденья все немые. Встанут в ряд - заговорят. (Буквы.)
4) Хоть я и не прачка, друзья, стираю старательно я. (Резинка.)
5) Проживают в трудной книжке хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. (Цифры.)
6) Шея длинная такая, хвост крючком... и не секрет:
Любит всех она лентяев, а ее лентяи - нет! (Двойка.)
7) В этой шкатулке лежит не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. Что это? (Книга.)
Библиотекарь: Книги, ребята, живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня. Какими они были в старину, мы сейчас узнаем.
ВИДЕО!!!! «ПЕРВЫЕ КНИГИ!»
Видите, сколько людей трудятся над созданием книги. Давайте же будем ценить чужой труд и беречь книги.
А сейчас книжки нам расскажут про свою жизнь
(инсценировка - М.Ильин «Две книжки»):
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
Ну, как твои делишки?
Одна спросила у другой.
Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой
Обложки вырвал… с мясом!
Да что обложки… оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Твои мне не знакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки,
Про кляксы я молчу -
О них и говорить - то неприлично…
Зато и я его учу
Не как - нибудь, а на « отлично»!
Ну, мой на тройках едет еле - еле
И даже двойку получил на той неделе…
Библиотекарь: Это очень грустные стихи, правда, дети. Но я думаю, что у нас таких мальчишек и девчонок в школе нет.
Чтобы стать читателями нашей библиотеки вам надо будет соблюдать "Правила обращения с книгами".
· Рисовать и писать в книгах, можно? (Нельзя!!!)
· Вырывать листы и вырезать картинки, можно? (Нельзя!!!)
· Перегибать книги, чтобы выпадали листы, можно? (Нельзя!!!)
· Подклеить старую порванную книгу, можно? (Можно и нужно!!!)
· Читать книги во время еды, можно? (Нельзя!!!)
· Класть в книги карандаши и ручки, чтобы порвать их корешок, можно? (Нельзя!!!)
· Пользоваться закладкой, можно? (Можно!!!)
Книга: Я - книга! Я - товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Привычку скверную оставь,
Листая, пальцы не слюнявь!
Не забывай меня в саду,
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня - туда верни!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Библиотекарь: Подружившись с книгой, надо стараться быть хорошим хозяином, внимательным читателем. Обещаете знать и строго соблюдать правила!
А теперь мы посмотрим, как Вы знаете героев книг, про которых Вам читали мамы, папы, сестрёнки и братишки. Вы готовы? Тогда начали:
Мультимедийная презентация - викторина «Угадай - ка сказку»
Колобок; 2. Курочка Ряба; 3. Теремок; 4. Три поросёнка; 5. Царевна лягушка; 6. Маша и медведь; 7. По щучьему велению; 8. Конёк-горбунок; 9. Сестрица Алёнушка; 10. Три медведя; 11. Телефон; 12. Винни Пух; 13. Айболит; 14. Муха Цокотуха; 15. Мойдодыр; 16. Красная Шапочка; 17. Федорино горе; 18. Золушка; 19. Буратино; 20. Маугли; 21. Дядя Стёпа; 22. Карлсон;
Правильно ребята! Молодцы!
Библиотекарь: Итак, подходит к концу наше занятие. Теперь вы знаете как можно стать читателем библиотеки, что такое читальный зал, абонемент, читательский формуляр и др. А сейчас вместе с королевой - Книгой вы произнесете клятву читателя и с этой минуты станете читателями нашей школьной библиотеки.
Королева - книга: Повторяем:
Я новый читатель библиотеки,
Другом книг я теперь назовусь
Трепать их не буду, и в этом клянусь!
Я с этого дня буду много читать,
Расти любопытным, чтоб многое знать!
Книги: Умеете Вы, и читать, и писать,
Желаю, чтоб Вы научились летать.
Желаю Вам всем прочитать горы книг.
И станет прилежным любой ученик.
Желаю, ребята, со сказкой дружить,
И в сказочном мире немного пожить.
Желаю Вам всем только Знайками быть,
А книги и знать, и, конечно, любить!
Библиотекарь: Молодцы! Теперь вы знаете «Правила пользования библиотекой» и поэтому достойны, быть читателями школьной библиотеки. Поздравляем вас, вы теперь - читатели нашей библиотеки!!! А сейчас позвольте вам вручить на память книги о Москве.
Песенка "Есть по соседству библиотека". Слова Татьяны Боковой.
Если мечтаешь найти чудеса,
В сказку попасть ненароком,
Вовсе не надо бродить по лесам
И колесить по дорогам.
Припев: Есть по соседству библиотека!
В ней лекарства, словно в аптеке.
От коварства, глупости, лени
Лечат книги без промедлений.
Есть по соседству библиотека!
В ней все средства для человека,
Чтобы умным стать и великим,
Пусть всегда да здравствуют книги!
В залах рядами стоят стеллажи,
тысячи книжек на полках,
Каждый здесь что-то найдет для души,
Лишь заглянув ненадолго.
Припев:
Мир приключений и царство идей,
Знаний источник и смеха:
И для детей и для взрослых людей
Все это – БИБЛИОТЕКА!
Припев: Есть по соседству библиотека!
В ней лекарства, словно в аптеке.
От коварства, глупости, лени
Лечат книги без промедлений.
Очень важно для человека
Знать дорогу в библиотеку.
Протяните знаниям руку,
Выбирайте книгу, как друга!
Презентация. Путешествие в сказку.
Румяный круглый паренёк,
Сбежал из дому на денёк.
С весёлой песенкой бродил.
И все напасти обходил.
До той поры, пока в лесу.
Не встретил хитрую лису. (Колобок).
Ни дед, ни баба не сумели.
Яичко чудное разбить.
А кто сумел? – о том хотели.
У вас, ребята, мы спросить. (Курочка Ряба).
Нашла однажды мышка.
Совсем пустой домишко.
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок).
Волк зубастый нам не страшен,
Крепки стены в доме нашем.
В этом доме старший брат.
Приютить был младших рад. (Три поросёнка).
На кочке болотной.
Невестушка ждёт.
Когда же за нею.
Царевич придёт. (Царевна лягушка).
Кто мохнатый, косолапый.
По лесной тропе идёт?
Что мохнатый, косолапый
В большом коробе несёт? (Маша и медведь).
Парень слез с любимой печки,
За водой поплёлся к речке.
Щуку в проруби поймал.
И с тех пор забот не знал. (По щучьему велению).
Два горба, как у верблюда,
Уши – словно у осла.
Вот такое, братцы, чудо.
Кобылица принесла. (Конёк-горбунок).
Уговаривала братца.
Старшая сестрица:
«Ты из лужицы не пей.
Мутную водицу».
Не послушался мальчонка –
Превратился он в козлёнка. (Сестрица Алёнушка).
Девочка по лесу шла.
И на домик набрела.
В доме том хозяев нет,
На столе стоит обед
Из трёх чашек похлебала,
В трёх кроватях полежала…
Кто же в домике том жил?
Подскажите – я забыл… (Три медведя).
Сначала слон мне позвонил,
За ним голодный крокодил.
Потом зайчатки и мартышки –
Кому перчатки, кому книжки.
И вновь, и вновь трезвонит он,
Неугомонный … (Телефон).
Медвежонка, всяк узнает –
Он ужасно любит мёд,
С другом Пятачком гуляет,
Громко песенки поёт. (Винни Пух).
Больных зверей он исцелил.
И Бармалея победил. (Айболит).
Прогулялась я по полю.
И купила самовар,
А потом на мне женился.
Храбрый маленький комар. (Муха Цокотуха).
Этот сказочный герой
Кривоногий и хромой.
Он повсюду знаменит.
И на всех грязнуль сердит. (Мойдодыр).
Шапочку надела
И шагает смело
Песенку поёт,
К бабушке идёт. (Красная Шапочка).
Воротись назад, посуда,
Я неряхой уж не буду.
Чисто приберу свой дом,
Наведу порядок в нём.
И умою вас, бедняжки,
Ложки, сковородки, чашки.
Возвращайтесь же скорей
Вы к хозяюшке своей. (Федорино горе).
С маленькой ножки
Случайно упала,
Когда незнакомка
Дворец покидала. (Золушка).
Себе проказника – сынишку
Я из полена смастерил.
А чтобы рос мой мальчик умным,
Я азбуку ему купил. (Буратино).
Мальчик в джунглях очутился
И с волками подружился,
И с медведем, и с пантерой,
Вырос сильным он и смелым. (Маугли).
То каланчой, то светофором
Зовут его ребята хором.
А взрослые зовут Степаном…
Знаком ты с этим великаном? (Дядя Стёпа).
На крыше дома он живёт,
Человечек-вертолёт. (Карлсон).