Потенциал проектно-исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочное время
Матус Анастасия Валерьевна,
учитель истории МОУ Гимназии № 4
им. Ф.М. Достоевского г. Волгограда
В современных условиях патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из актуальнейших задач. Стандарты ФГОС второго поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают приобретение ключевой компетенции образования, как научить учиться.
Самым трепетным и ранимым чувством людей является патриотизм. Именно чувство патриотизма помогало нашим предкам выдерживать многие испытания жизни. Патриотизм - является важнейшим духовным достоянием каждого человека. Для подрастающего поколения детей понятие «Родина» - это место где он родился, живёт, учится. Не зная родного края, не возможно, научиться любить его.
Одним из приоритетных направлений образования нового поколения является использование инновационного подхода к организации обучения. Одним из таких подходов является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время, обеспечивающих эффективное формирование универсальных учебных действий. Сегодня умение самостоятельно добывать знания и совершенствовать их, работать информацией в различных областях, приобретая, новые навыки, для учащихся гораздо важнее прочности приобретаемых знаний.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет решать многие проблемы и задачи современного образования: формирование исследовательской компетентности, развитие творческого потенциала учащихся, учебной мотивации, преодоление проблемы включенности каждого в деятельность, профессиональное самоопределение школьников и др.
Одна из главных задач в деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха, дать возможность проявить индивидуальность, пережить радость достижения, осознать свою значимость, свои возможности, поверить в себя. Педагог должен эту деятельность наполнить радостью творчества, высокого смысла и достоинства.
В нашей школе активно ведется работа по патриотическому воспитанию через учебную и внеурочную деятельность. Уже много лет на базе школьного музея 92 осбр работает клуб «Патриот», а также ведутся ряд программ, основанных на историко-краеведческом материале. Традиционно в школе проводится неделя памяти бойцов 92-й отдельной стрелковой бригады, ряд мероприятий, посвященных памятным датам, ежегодно участвуем в патриотических акциях. Наши обучающиеся активно участвуют в конкурсах исследовательских работ различного уровня.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, школьники утверждают свое достоинство, стремятся быть похожими на героев Родины. Как писал участник Отечественной войны 1812 г. Я.П. Кульнев: «Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве».
Наши уроки призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Ведь, благодаря героизму и патриотизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанников в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в них чувства сопереживания, справедливости, благодарности к мужественным борцам за тожество правды.
Представленные в рамках предмета «История» темы проектно-исследовательских работ актуальны всегда и очень интересны, над темами можно работать как индивидуально, так и группой. Наша задача, как педагогов – не допустить увядание героизма нашего народа в памяти последующих поколений.
Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, обучающиеся получают углубленные знания по истории России и истории родного края, учатся самостоятельно работать с историческими документами и литературой. Например, в рамках курса «Проектно-исследовательская деятельность деятельности по краеведению» обучающиеся получают теоретические знания и практические умения, необходимые для развития познавательных интересов, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности.
Работая над темами проектов, например, по истории ВОв, ученики чтят память своих предков и народа, потерявшего своих сыновей, дочерей, мужей и отцов в борьбе за светлое будущее своих потомков. Одной из любимых тем проектов является история семьи, ведь работа, связанная с семейными архивами, наиболее чувственно позволяет закрепить материал в памяти и пропустить пережитое через себя. У каждого человека память хранить впечатления от общения с дедушками и бабушками, родителями, которые рассказывали ему о своих молодых годах, о службе в армии или о работе, о встречах и общении с интересными людьми, при этом они, несомненно, вспоминали и о своих родителям, бабушках и дедушках. В живом общении, таким образом, участвовали три, а иногда и четыре поколения. Многие вещи становятся наиболее понятнее и интереснее, если они связанны с семейным общением. Исторические события перестают быть просто абстрактными.
Ведь не зря говорят, что история складывается из судеб простых людей, а в годы войны – солдат. Мы всегда должны помнить, какой ценой досталась победа нашей стране. Наши родственники храбро сражались, защищали страну от врага и продолжают защищать. Проведя свое исследование, ребенок лучше знает не только своих предков, но получает ценные знания, которыми с гордостью может поделиться с другими.
Следует отметить, что патриотизм, зарождаясь из любви к малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к зрелости личности, могут подняться от личностного до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своей Родине, к своему Отечеству.
Подводя выше сказанное можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания молодого поколения, поскольку в ней не только формируется соответствующие мировоззренческие ориентиры, идеалы и принципы, но и происходит развитие необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого поколения в условиях современного общества и в процессах самореализации личности. Реализация современных механизмов воспитательного и образовательного сегментов является составляющей духовного развития общества, и формирование патриотизма личности на пути к глобальной мировой культуре является реалиями современного времени.
Литература
Патриотическое воспитание в современной России: гос. задача и гражданское служение: сборник материалов форума Всерос. организации ветеранов, посвященного Победе в ВОв 1941-1945 годов (г. Волгоград, 17-20 мая 2021 г.) / Всерос. обществ орг. ветеранов войны, труда, Вооруж. Сил и правоохран. органов, Волгогр. обл. орг.ветеранов; редкол.: Н.В. Дулина, В.А. Епифанов, Д.В. Полежаев; сост.:С.Н. Парыгин. – Волгоград: Панорама, 2021
Полежаев Д.В. Нравственно-патриотическое воспитание в системе формирования общероссийской гражданской идентичности /Полежаев Д.В.// Семья и школа в духовно-нравственном воспитании детей: матер. II Всерос. Науч-практ. Конф. (1-3 нояб. 2023г, г.Чита)/ Забайкальский ун-т; 2023. С 34-44