СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Потенциал творческой активности детей в проектной деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все большее число педагогов во всем мире считают, что обучение на основе проектов является важным подходом к обучению, который позволяет учащимся овладеть академическими навыками и знаниями по содержанию, развить навыки, необходимые для будущего успеха, и сформировать личную свободу действий, необходимую для решения жизненных и повседневных задач. мировые вызовы.

Проекты — это простой способ привлечь учащихся к реальным задачам, но для получения всех возможных преимуществ требуется хорошо продуманный, устойчивый и поддерживаемый опыт. Новая концепция высококачественного проектного обучения  была разработана, чтобы помочь учителям лучше подготовить молодых людей к участию в инновационной экономике

Просмотр содержимого документа
«Потенциал творческой активности детей в проектной деятельности»


Потенциал творческой активности детей в проектной деятельности



Все большее число педагогов во всем мире считают, что обучение на основе проектов является важным подходом к обучению, который позволяет учащимся овладеть академическими навыками и знаниями по содержанию, развить навыки, необходимые для будущего успеха, и сформировать личную свободу действий, необходимую для решения жизненных и повседневных задач. мировые вызовы.

Проекты — это простой способ привлечь учащихся к реальным задачам, но для получения всех возможных преимуществ требуется хорошо продуманный, устойчивый и поддерживаемый опыт. Новая концепция высококачественного проектного обучения была разработана, чтобы помочь учителям лучше подготовить молодых людей к участию в инновационной экономике.

Есть четыре важные причины, по которым обучение на основе проектов должно быть, по крайней мере, периодическим компонентом опыта каждого учащегося:

Управление проектами — один из самых важных профессиональных навыков.

Проекты — лучший способ развить навыки, необходимые для карьерного роста, включая самоуправление и управление, критическое мышление и решение проблем, медиаграмотность и технологические навыки.

Командные проекты развивают социальную осведомленность и навыки сотрудничества.

Использование навыков дизайн-мышления для реагирования на новые ситуации и создания проектов готовит молодых людей к жизни, полной новизны и сложности.

Семь элементов, ориентированных на дизайн продукта: сложная проблема или вопрос; постоянное расследование, подлинность, инициатива учащегося и его выбор, отражение, критика и пересмотр, общественный продукт.

Преимущества внедрения проектного обучения в классе:

Предоставляет возможности для более глубокого обучения в контексте и для развития важных навыков, связанных с готовностью к карьере.

Повышает вовлеченность и успеваемость учащихся и помогает учащимся развивать навыки 21 века, необходимые им для достижения успеха в будущей карьере. К ним относятся, среди прочего, критическое мышление, общение, сотрудничество и творчество.

Оставляет место для выбора учащихся, позволяя учащимся почувствовать себя архитекторами своего собственного учебного пути.

Улучшает отношение учащихся к образованию благодаря своей способности удерживать внимание учащихся

Предоставляет множество возможностей для обратной связи и пересмотра плана и проекта.

Побуждает учащихся устанавливать значимые связи между предметными областями, а не думать о каждой предметной области в отдельности (междисциплинарный педагогический подход)

Вовлекает учащихся в обучение в реальном мире, давая им более глубокое понимание концепций посредством актуального и аутентичного опыта. Это готовит учащихся к принятию и решению проблем в реальном мире, отражая то, что профессионалы делают каждый день.

Глубоко вовлекает учащихся в изучение целевого контента, помогая увеличить долгосрочное удержание.

Креативное начало в личности – это способность видеть творческую ситуацию и решать ее проблемным путем: предлагать и отвергать шаги решения, уметь обосновывать и реализовывать идею. Жизнь предъявляет высокие требования к человеку-творцу:

а) жить в тени парадоксов (ощущение нового);

б) соедините разъединенное, сочините новое (интуиция);

в) проверить, прочно ли основание (самокритично).

Если прежняя педагогика в основном занималась воспитанием личности по ролям, при этом не обращая внимания на саму личность, то новая педагогика будет решать наряду с этой проблемой и проблему внутреннего мира человека. Философ Э. От назвал следующие качества человека будущего: готовность отказаться от любой формы занятия, чтобы быть полным; чувство защищенности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанное на убеждении, что есть, то есть внутренние потребности человека в привязанности, интересе, любви, единстве с миром, пришедшие на смену желанию иметь, владеть, властвовать над миром и таким образом стать рабами своей собственности; осознание того, что никто и ничто вне нас не может придать смысл нашей жизни и только самостоятельность и отказ от материализма могут стать предпосылкой наиболее плодотворной деятельности, направленной на служение ближнему; любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, всестороннее развитие человека и его ближних как высшей цели жизни.



Э. Фром считает, что для выживания рода человеческого сейчас необходимо «радикальное изменение в сердце человеческом», а это возможно только тогда, когда изменятся функции общества по отношению к человеку, производство переориентируется на здоровое потребление и каждый имеет право на жизнь.

Но человек не может удовлетвориться только тем, что красивая аура будет подарена ему обществом. Ему важно познание как личности, как неповторимого единства и своеобразия индивидуальных качеств, этот процесс может происходить только в общении с другими людьми и социальными группами и человечеством в целом. Вначале это основывается на общих характеристиках других людей, социальном поведении. В дальнейшем человек делает это на основе социальных правил и ценностей. Основным путем самопознания является активное участие в различных формах деятельности и общения с последующим анализом и самоанализом, выявлением реальных мотивов, знаний, умений, навыков. Есть только несколько областей самоанализа:

а) осознание субъектом своих мотивационных и мотивационных установок по отношению к себе и другим людям;

б) понимание этических критериев оценки других и самих себя;

в) осознание критериев своих эстетических суждений;

г) отражение своих интеллектуальных способностей, знаний и умений;

д) понимание их практических отношений;

е) осознание духовных, нравственных, эстетических, практических отношений как проявление их достоинств;

ж) осознает свою связь и качества одного с условиями развития и запросами общества;

з) осознание своей активности, личностного начала в развитии основных качеств, оценка пределов возможностей своего «Я»;

и) оценка их свойств с точки зрения их социальной значимости;

к) понимание своего положения и роли в системе общественных отношений.

Представляется, что познание учеником самого себя лучше всего реализуется в диалоге с другими и особенно с учителем. Это позволяет сделать вывод о самом процессе обучения субъект-субъектным отношениям. Учитель в таких отношениях принимает ученика как равного себе, но живет по своим законам в своем мире.

На основе применения этих критериев к анализу творческого акта обычно выделяют четыре фазы любого творческого решения.

1. фаза сбора материала, накопления знаний, которые могут стать основой для решения или переформулировки проблемы.

2. фаза созревания или инкубации, когда в основном работает подсознание, а на уровне сознательной регуляции человек может заниматься совсем другой деятельностью.

3. фаза озарения или озарения, когда решения часто появляются совершенно неожиданно и полностью в сознании.

4. фаза контроля или проверки, которая требует полного вовлечения сознания.

Для изучения творческого мышления используются различные методы.

1. анализ процесса решения так называемых малых творческих задач на сообразительность (на экспертизу), которые, как правило, требуют переформулировки работы или выхода за пределы тех ограничений, которые накладывает на себя испытуемый. Эти задачи очень удобны для экспериментирования, так как момент поиска решения практически совпадает с его реализацией, что далеко не всегда происходит при решении реальных жизненных задач.

2. использование руководящих обязанностей. В этом случае изучается чувствительность человека к внушению, содержащемуся в наставнической задаче, которая легче решается мастером, но основана на том же принципе и поэтому может помочь в решении мастера.

3. использование многоуровневых заданий. Испытуемому дается целый ряд однотипных задач, имеющих достаточно простые решения, не очень творческий человек будет просто решать такие задачи, находя решения снова и снова. Творческий человек проявит духовную инициативу и попытается обнаружить более общую закономерность на основе каждого отдельного решения.

4. методы экспертной оценки для выявления творческих людей, работающих в той или иной области науки, искусства или практики;

5. анализ продуктов деятельности для определения степени инновационности и оригинальности;

6. Некоторые шкалы проекционных тестов могут предоставить информацию о серьезности творчества в мышлении человека.

Детский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой мечтатель, очень вероятно, что ребенок просто пытается найти чему-то логическое объяснение…».

Основные составляющие творческой личности:

1. творческая направленность (мотивированная направленность на творческое самовыражение, целевые установки на личные и общественно значимые результаты).

2. творческий потенциал (совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, умение их применять при постановке задач и поиске решений на основе интуиции и логического мышления, харизмы в конкретной области).

3. индивидуально-психологическая уникальность (характеристика с сильной волей, эмоциональной устойчивостью в преодолении трудностей, самоорганизацией, критической самооценкой, восторженным переживанием достигнутого успеха, осознание себя творцом материальных и духовных ценностей, отвечающих требованиям потребности других людей.

Творческие способности ребенка проявляются в том, насколько нестандартно он подходит к решению тех или иных вопросов, отказывается от общепринятых норм, дифференцирует свою деятельность, проявляет инициативу, активность и самостоятельность.

Показателем творческого развития является креативность.

Несмотря на длительную историю изучения креативности, анализ зарубежных научных подходов к этой проблеме выявил неоднозначность ее понимания, которая прослеживается в поведении (А. Бандура, Дж. Роттер, Б. Ф. Скиннер, Э. Толман), где особое место отводится факторам среды, в частности, в психоанализе (А. Адлер, З. Фрейд, К. Юнг), где важнейшее значение имеет движущая составляющая сознания как возможная детерминанта творчества, в гуманистической психологии ( А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс), который считает, что в каждом индивидууме креативность имплицитно подразумевается как способ выражения самореализации, однако социогенные факторы контаминируют эту черту личности, препятствуя переходу от потенциально исторического к личностному настоящему творческому состоянию.

На этом этапе сущность творчества чаще определяется альтернативно: как типичное динамическое или характеристическое содержание личности или ее отдельных областей (перцептивной, познавательной, эмоциональной), как свойство души.



Таким образом, креативность в психолого-педагогических исследованиях предполагает совокупность интеллектуальных и личностных характеристик личности, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, созданию большого количества оригинальных идей и их нестандартному решению. Необходимо рассматривать творчество как процесс и комплекс духовно-личностных характеристик личности, присущих многим личностям.

Своеобразие творчества заключается в том, что оно представляет собой творческую, эстетическую сторону индивидуального сознания человека, заключающуюся в критическом анализе своего и чужого предшествующего опыта. понимание и развитие новых идей; способность видеть проблему там, где все ясно другим. умение быстро и мужественно отказаться от мнения, которое опровергается обстоятельствами. развитая интуиция и эстетическое чувство совершенства достигнутого результата.

Сравнивая определения «творчество» и «креативность», можно отметить, что они не тождественны. Если понятие «творчество» ограничивается конкретными психологическими проблемами, т. е. выяснением закономерностей продуктивной психической деятельности и особенностей функционирования личностных качеств, то понятие «творчество» включает в себя многие вопросы, выходящие за рамки психологических проблем. и связаны с обязанностями социологии, эстетики, истории искусств и т. д. ...

Таким образом, творчество представлено как универсальная творческая способность к продуктивной деятельности и является «частным» случаем творчества в самом широком смысле, как деятельности по созданию нового, оригинального, ранее неизвестного.

Творческие, творческие качества (умения) формируются в процессе деятельности.

Таким образом, креативность – это стиль (качественная характеристика) деятельности, а креативность – это совокупность индивидуально-психологических характеристик творческой личности. Отсюда необходимость разделения этих понятий, уточнения смысловых тонкостей и логических оборотов формулировок.

Когда мы обсуждаем проблему творческой активности человека, творчества, прежде всего возникает вопрос о его критериях.

Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических умственных способностей, характеризующих креативность. Между ними:



· Ликвидность мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.

· Гибкость мышления – способность переходить от одной идеи к другой.

· Оригинальность – способность генерировать идеи, отличные от общепринятых взглядов.

• любопытство - чувствительность к проблемам в окружающем мире.

· Возможность развития кейса.

• нереальный - логическая независимость реакции от раздражителя.

• воображаемый - полная оторванность реакции от действительности при наличии логической связи между раздражителем и реакцией.

· Способность решать проблемы, т.е. способность анализировать и синтезировать.

· Возможность улучшать объект, добавлять детали и т.д.

Э.П. Торренс выделяет четыре основных критерия, характеризующих креативность:

· Удобство - скорость выполнения текстовых заданий.

Гибкость - количество переходов от одной категории объектов к другой при ответах.

· Оригинальность - минимальная частота данного ответа в однородной группе.

· Аккуратность работы.

В наше время в обществе происходят стремительные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но зачастую не готов к этому. Для того чтобы выжить в состоянии постоянных изменений, чтобы адекватно реагировать на них, человек должен активизировать свой творческий потенциал, раскрыть свою неповторимость, свою неповторимость.