СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Потребности и технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Тема урока  Потребности и технологии.
  2. Цель урока: Раскрыть понятия потребности и технологии и их развитие в современной действительности.
  3. Задачи:
  • предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;
  • объяснить, что такое потребности и технологии, рассмотреть их развитие
  • организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.
  1. Тип урока урок формирования знаний, умений и навыков.
  2. Планируемые результаты

Предметные: осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества;

Метапредметные: самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Потребности и технологии.»

Технологическая карта урока


  1. Дата ____________ класс

  2. Предмет Технология

  3. Учитель: Постовалова М.В.

  4. Класс: 5

  5. Тема урока Потребности и технологии.

  6. Цель урока: Раскрыть понятия потребности и технологии и их развитие в современной действительности.

  7. Задачи:

  • предъявить задания, близкие жизненному опыту детей;

  • объяснить, что такое потребности и технологии, рассмотреть их развитие

  • организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

  1. Тип урока урок формирования знаний, умений и навыков.

  2. Планируемые результаты

Предметные: осознание роли техники и технологий для прогрессивно­го развития общества;

Метапредметные: самостоятельное определение цели своего обучения, по­становка и формулировка для себя новых задач в учёбе и по­знавательной деятельности;

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.

  1. Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), частично – исследовательский, наглядный, практический.

Характеристика этапов урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Орг. момент

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению предмета «Технология».

Проверяет готовность учеников к уроку.

Представляет план урока.

Обучающиеся проверяют готовность своего рабочего места, наличие спецодежды и письменных принадлежностей.

К.: уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве.

2.

Мотивация к учебной деятельности

В мире существует огромное количество  технологий обработки различных материалов и продуктов. Вы уже освоили некоторые из них, разрабатывая  и изготавливая  изделия с применением разнообразных материалов – ткани, бумаги, ниток, проволоки, пластилина, природного материала.

В основной школе вы продолжите изучать учебный предмет  «Технология», но на более высоком уровне, с применением как ручных способов обработки, так и механизированных, включая информационные технологии. 

Учебник, который вы держите в руках, поможет вам разобраться: Что такое технология?

Вы читаете этот учебник, сидя за столом. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите за окном, в комнате?

За окном, возможно, светит солнце и весело чирикают воробьи. А может быть, идёт дождь … По улице движутся машины. В комнате на столе лежат книги. Обратите внимание на подчёркнутые слова. Их можно разделить на две части. Первая – это мир природы. А вторая – это созданный человеком искусственный мир. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.

Слушают учителя, знакомятся с учебником.




Работают с карточкой.

П.: структурировать знания

К.: адекватно воспринимать оценку учителя.

Р.: уметь контролировать своё время и управлять им;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

3.

Изучение новых знаний

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Что нужно знать и уметь, чтобы создавать стулья и самолёты, пирожки и телевизоры, красивую одежду и уютный дом, мы и будем изучать на уроках технологии.

Человек создаёт вещи не просто так, а чтобы удовлетворить свои потребности.

Все технологии созданы и используются  для удовлетворения потребностей людей. Поэтому мы можем говорить, что к возникновению различных технологий  привели потребности людей.

Рассмотрим, что можно отнести к потребности.

В жизни  человека очень часто возникают ситуации, когда ему чего-то недостает, возникает потребность в чем-то. Например, в жаркий день может не хватать жидкости, возникает потребность в питье, в удовлетворении жажды.

Существуют различные потребности: в пище, одежде, жилье, средствах передвижения, сохранении здоровья, безопасности, общении, получении знаний. Одни потребности очень важны для человека в данный момент, другие не являются для него существенными.  Все потребности между собой взаимосвязаны и образуют иерархию потребностей (иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему), каждый для себя может разработать собственную иерархию, рассмотрим показанную на рис. 1.

В основании показанной фигуры (рис. 1) лежат физиологические потребности.  Это потребности в пище, воде, сне, дыхании, жилище, отдыхе, защите от воздействий климата (холода, жары, ветра). Физиологические потребности должны быть разумны, ограничены, иначе человек ничем не будет отличаться от животного.

Потребности самосохранения, которые выражаются в стремлении человека сохранить и защитить свою жизнь, жизнь родных и близких людей, родину от стихийных бедствий, преступников, врагов, дискомфорта, а также желание иметь стабильную работу, страховку на случай чрезвычайных обстоятельств

Социальные потребности (социальный – значит связанный с человеческим обществом) свидетельствуют о том, что человек – существо коллективное и вне группы жить не может. Человек ищет общения, привязанности, дружбы, любви, помощи близких. Ему необходимо заботиться о других людях, участвовать в различных общих делах, принадлежать к какой-либо группе, сообществу. Это потребность жить и работать в определенном коллективе, потребность в сотрудничестве и взаимопомощи

Потребности в общественном признании, они проявляются в стремлении чем-либо отличаться, иметь преимущества, обгонять других, обращать на себя особое внимание. Они заставляют человека делать карьеру, заслуживать признания и высокой оценки деятельности. Немаловажна и потребность в самоуважении

Очень важными  являются потребности, которые в иерархии располагаются вверху. Это так называемые духовные потребности. К ним относятся

потребности в саморазвитии, этические (нравственные) потребности; эстетические потребности (потребности красоты); потребности творения, творчества.

Потребности каждого человека  должны расширяться, то есть становиться все более разнообразными. Каждый человек должен сознательно формировать свои потребности, переходя от низших к высшим. Это называется возвышением потребностей.

Иерархия человеческих потребностей не постоянна. Она непрерывно меняется в процессе эволюции человечества. Развитие потребностей влечет за собой развитие технологий: потребность человека быстро перемещаться по планете требует совершенствования дорог и развития транспортных средств; желание освоить Космос потребовало создания новых технологий, чтобы долететь до другой планеты, исследовать её, послать информацию на Землю.

После возникновения потребностей перед людьми появляется необходимость их удовлетворения  в процессе производственной технологической деятельности. Каждый момент в жизни человека связан с использованием различных технологий.

Что же означает слово «технология»?

Слово «технология» произошло от двух древнегреческих слов:    «техне»-мастерство, «логос»-знание, наука. Таким образом, технология - это знания о мастерстве в человеческой деятельности. Иными словами, технология – наука о преобразующей деятельности человека, знания о преобразованиях различных материалов, энергии и информации в интересах человека. В освоении технологии вам поможет освоение различных школьных предметов

Записывают определение в тетрадь.


Отвечают на вопрос.




















Приводят примеры потребностей человека из личного опыта.











Зарисовывают в тетрадь иерархию потребностей.

















Записывают в тетрадь виды потребностей






























Л.:Самоопределение, самоорганизация,

К.: Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.

Р.: Способность прогнозировать деятельность на уроке

4

Практическая работа

Давайте изучим потребности
1.  Внимательно рассмотрите картинку из детской книжки.
2.  Какие потребности каждого члена семьи вы можете выделить.
3.  Расскажите, как они удовлетворяются.


Рассматривают картинку и отвечают на поставленный учителем вопрос

П.: выполнение действий по алгоритму, доказательство.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.: контроль, оценка

5.

Физкультминутка

А теперь ребята встанем, подтянулись 5-6 раз. Сделаем руками волну 6-8 раз. Встряхнули руки, сели.

Делают волнообразные движения.

К.: осуществление совместной двигательной деятельности в группе.

6.

Актуализация знаний

Современные технологии.

Человеку необходима защита от непогоды и от непрошенных гостей – он научился использовать пещеры, рыть землянки, а потом и строить дома.

Современные строительные технологии позволяют создавать городские многоэтажки и уютные загородные дома, сохранять тепло в квартире и изолировать комнаты от городского шума.

Для того чтобы перевозить грузы, передвигаться и путешествовать, человек совершенствует транспортные технологии.

А какие виды транспорта вы знаете?

В последнее время очень быстро развиваются технологии связи, или коммуникации. К современным средствам коммуникаций относят компьютерная сеть Интернет, телефоны, радио, факсы, электронная почта.

Чем больше новых предметов создаёт человек, тем больше у него возникает новых потребностей. И эти новые потребности вновь подталкивают на развитие технологий.

Более 100 лет назад (в 1895 г.) русский учёный Александр Степанович Попов изобрёл радиоприёмник и радиопередатчик. С помощью радиопередатчика стало возможным посылать сообщения в закодированном виде.

Как вы, наверное, уже догадались, радиослушатели сразу захотели быть не только слушателями, но и зрителями. Возникла потребность в передаче изображения на большие расстояния.

Чтобы обеспечить хорошее качество телепередач, антенну телевизионного передатчика надо установить, как можно выше. Для этого строят телевизионные башни. Высота останкинской телебашни в Москве 540 метров.

Путь от первого радиоприёмника А.С.Попов до спутникового телевидения был пройден за 100 лет. И на всём этом пути работа учёных и инженеров «подстёгивалась» потребностью людей в получении информации и разработке новых технологий.

Перечисляют современные технологии, фиксируют в рабочих тетрадях

П.:извлечение необходимой информации из текстов

-Р.:выполнение пробного учебного действия

-К.:учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


7.

Практическое задание

Прочитайте перечисленные понятия, подумайте и определите, какие из них относятся к миру природы, а какие – к миру технологий?

1. Вода в реке

2. Тепло в квартире

3. Тепло от солнца

4. Дождь

5. Поливальная установка

6. Телефон

7. Эхо

8. Рыба в море

9. Рыбные консервы

10. Природные пещеры

11. Землянки для проживания людей

12. Трава в лесу

13. Сено

14. Берёза

15. Древесина

16. Доска 17. Фанера

18. Сталь

19. Чугун

20. Проволока

21. Жесть

22. Рельсы

23. Шпалы

Постройте в тетради таблицу и впишите в неё ответы (вместо слов пишите цифры):

Мир природы

Мир технологий




Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, наблюдают, анализируют информацию, делают выводы;

ориентируются в задании, осуществляют поиск необходимой информации из учебника.














Ответы:

Мир природы

Мир технологий

1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15

2, 5, 6, 9, 16,17, 18, 19,20, 21, 22, 23


П.: умеют находить необходимую информацию, анализировать ее, делать выводы.

Р.:Принимают и сохраняют учебную задачу.

Л.: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.


8.

Закрепление пройденного материала




1.Как изменяются потребности человека с возрастом?
2. Приведите примеры из истории первобытного общества, доказывающие, что физиологические потребности возникли первыми.
3. Ребята, какие современные технологии вам известны и для чего они нужны?

Отвечают на вопросы


9

Рефлексия учебной деятельности.

Беседа по вопросам:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Полезна ли вам будет в быту полученная на уроке информация?


Отвечают на вопросы , аргументируют свой ответ.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Л.: Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

К. :планирование учебного сотрудничества

10

Домашнее задание

Задания по выбору:

  1. Найдите в интернете информацию о том, какие природные и искусственные материалы человек использует в повседневной жизни, подготовьте сообщение на эту тему.

  2. Составьте синквейн с понятием «потребность», «технологии» изученными на уроке на выбор


Записывают в дневники

  1. Учебно – методический комплекс: Синица Н.В. Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. М.: Вента – Граф, 2015




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!