СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения с применением ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.

С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют знания на практике, ведётся подготовка к научной деятельности, осуществляется обмен информацией. Затем рассмотрим реализацию данных технологий на практике.

Следует отметить, что в реализации этих технологий на практике, особенное внимание уделяется разработке дизайна проблемной ситуации. Если брать ситуацию из реальной жизни, то становится явным, что проблема должна требовать новые знания, стимулировать и заставлять думать, определять ожидаемые результаты. Учебная деятельность для младшего школьника является важной составной, где проблемная ситуация помогает ребенку прочувствовать саму значимость. Решение какой-либо проблемной ситуации, на уроке окружающего мира помогает в обучающемся сформировать мышление и активизирует познавательную деятельность. В конце проблемного обучения фокусируется сама проблема, которая должна быть занимательной, определенной и короткой.

Итак, рассмотрим проблемное обучение с применением ИКТ во 2 классе на уроке окружающего мира.

Класс делится на группы, где деление заранее планируется учителем. Разделение на группы должно быть разнообразным и интересным. Также, следует н е допускать такого разделения на группы, как «лучшие» и «худшие», а также детям необходимо работать одним составом. На уроке окружающего мира работают группы сменного состава [2].  

Цель: обучиться делиться своими идеями, сотрудничать и формировать единую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились взаимоотношения, то есть обучаться налаживать общение и совместно формировать новые творческие идеи. Каждый в группе выполняет собственную роль: секретарь, руководитель группы, тайм-менеджер. Руководитель группы организует работу [2]. Тайм-менеджер наблюдает за временем. На уроке окружающего мира «Вода, её значение, охрана воды» обучающимся была предложена последующая проблемная ситуация:

Июль 2014 год. На берегу реки Обь был сооружен завод. Завод начал выбрасывать свои отходы в реку. Река стала грязной, стала гибнуть рыба. Как вы думаете, что случилось? Кто именно виновен? Как быть?

Учащиеся распознают проблему, предлагают идеи, чтобы разрешить её и заполняют таблицу FILA. У обучающихся появляется состояние интеллектуального затруднения, в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи существующих знаний либо выполнить известное действие прежними, известными способами и должен найти другой способ действий. Таким образом, установка учебной проблемы подталкивает учащегося к интенсивной познавательной деятельности.

Работу по заполнению таблицы ФИЛА необходимо организовать в 4 этапа:

1.      Первый этап – осмысление проблемы (ученикам необходимо ответить на вопрос, почему существует данная проблема, где в 1-ую графу вносят факты).

2.      Второй этап – поиск решений, мозговой штурм. (Данную проблемную ситуацию возможно решить анализируя её, что приводит к пониманию сущности затруднения и формулировке проблемы). Учащийся предлагает идеи по решению проблемы, а секретарь записывает их.

3.      Третий этап – выявление целей (формулируются в виде проблемных вопросов, впоследствии которых нужно найти ответ).

4.      Четвёртый этап – обучающиеся ищут информацию в электронных образовательных ресурсах, словарях и справочниках, используют интернет (анализ информации, где существенна работа обучающихся в команде, умение добывать информацию и делиться ей, а также обучать друг друга). Разрабатывается план действий по решению этой проблемы (рефлексия - обсуждение для улучшения деятельности) [1].

Одна из групп выполнила задание следующим образом:

Факты

Идеи

Цели

План действия

Июль 2014 год. На берегу Обь был построен завод. Стал выбрасывать отходы в реку.

Стала погибать рыба.

Надо спасти рыбу, очистить воду. Закрыть завод. Больше не выбрасывать отходы.

Кто виноват?

Что произошло?

Как быть?

Что сделать?

Вдруг погибнет вся рыба?

1.Найти решение проблемы.

2.Работа с энциклопедиями и интернетом.

3. Попробовать закрыть завод.

4. Начать очищать воду.

5. Начать размножать рыбу в искусственных прудах.

Итак, в процессе работы следует демонстрировать результаты работ групп с помощью документ-камера. В этапе рефлексии необходимо использовать систему опроса SMART Response. Оценить работу каждой группы.

Таким образом, проблемное обучение с применением ИКТ формирует критическое, креативное мышление, привлекает обучающегося в активное обучение. Одним из позитивных факторов использования технологии проблемного обучения и ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах является то, что обучающиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками учебного процесса. Использование технологий проблемного обучения с применением ИКТ дает возможность активизировать познавательную активность обучающихся и увеличивать качество образования.

 

Список литературы

 

  1. Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии, 2014. - 322 с.
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2015. – 188 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. – 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 26.05.2019)

     

    В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.

    С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют знания на практике, ведётся подготовка к научной деятельности, осуществляется обмен информацией. Затем рассмотрим реализацию данных технологий на практике.

    Следует отметить, что в реализации этих технологий на практике, особенное внимание уделяется разработке дизайна проблемной ситуации. Если брать ситуацию из реальной жизни, то становится явным, что проблема должна требовать новые знания, стимулировать и заставлять думать, определять ожидаемые результаты. Учебная деятельность для младшего школьника является важной составной, где проблемная ситуация помогает ребенку прочувствовать саму значимость. Решение какой-либо проблемной ситуации, на уроке окружающего мира помогает в обучающемся сформировать мышление и активизирует познавательную деятельность. В конце проблемного обучения фокусируется сама проблема, которая должна быть занимательной, определенной и короткой.

    Итак, рассмотрим проблемное обучение с применением ИКТ во 2 классе на уроке окружающего мира.

    Класс делится на группы, где деление заранее планируется учителем. Разделение на группы должно быть разнообразным и интересным. Также, следует н е допускать такого разделения на группы, как «лучшие» и «худшие», а также детям необходимо работать одним составом. На уроке окружающего мира работают группы сменного состава [2].  

    Цель: обучиться делиться своими идеями, сотрудничать и формировать единую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились взаимоотношения, то есть обучаться налаживать общение и совместно формировать новые творческие идеи. Каждый в группе выполняет собственную роль: секретарь, руководитель группы, тайм-менеджер. Руководитель группы организует работу [2]. Тайм-менеджер наблюдает за временем. На уроке окружающего мира «Вода, её значение, охрана воды» обучающимся была предложена последующая проблемная ситуация:

    Июль 2014 год. На берегу реки Обь был сооружен завод. Завод начал выбрасывать свои отходы в реку. Река стала грязной, стала гибнуть рыба. Как вы думаете, что случилось? Кто именно виновен? Как быть?

    Учащиеся распознают проблему, предлагают идеи, чтобы разрешить её и заполняют таблицу FILA. У обучающихся появляется состояние интеллектуального затруднения, в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи существующих знаний либо выполнить известное действие прежними, известными способами и должен найти другой способ действий. Таким образом, установка учебной проблемы подталкивает учащегося к интенсивной познавательной деятельности.

    Работу по заполнению таблицы ФИЛА необходимо организовать в 4 этапа:

    1.      Первый этап – осмысление проблемы (ученикам необходимо ответить на вопрос, почему существует данная проблема, где в 1-ую графу вносят факты).

    2.      Второй этап – поиск решений, мозговой штурм. (Данную проблемную ситуацию возможно решить анализируя её, что приводит к пониманию сущности затруднения и формулировке проблемы). Учащийся предлагает идеи по решению проблемы, а секретарь записывает их.

    3.      Третий этап – выявление целей (формулируются в виде проблемных вопросов, впоследствии которых нужно найти ответ).

    4.      Четвёртый этап – обучающиеся ищут информацию в электронных образовательных ресурсах, словарях и справочниках, используют интернет (анализ информации, где существенна работа обучающихся в команде, умение добывать информацию и делиться ей, а также обучать друг друга). Разрабатывается план действий по решению этой проблемы (рефлексия - обсуждение для улучшения деятельности) [1].

    Одна из групп выполнила задание следующим образом:

    Факты

    Идеи

    Цели

    План действия

    Июль 2014 год. На берегу Обь был построен завод. Стал выбрасывать отходы в реку.

    Стала погибать рыба.

    Надо спасти рыбу, очистить воду. Закрыть завод. Больше не выбрасывать отходы.

    Кто виноват?

    Что произошло?

    Как быть?

    Что сделать?

    Вдруг погибнет вся рыба?

    1.Найти решение проблемы.

    2.Работа с энциклопедиями и интернетом.

    3. Попробовать закрыть завод.

    4. Начать очищать воду.

    5. Начать размножать рыбу в искусственных прудах.

    Итак, в процессе работы следует демонстрировать результаты работ групп с помощью документ-камера. В этапе рефлексии необходимо использовать систему опроса SMART Response. Оценить работу каждой группы.

    Таким образом, проблемное обучение с применением ИКТ формирует критическое, креативное мышление, привлекает обучающегося в активное обучение. Одним из позитивных факторов использования технологии проблемного обучения и ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах является то, что обучающиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками учебного процесса. Использование технологий проблемного обучения с применением ИКТ дает возможность активизировать познавательную активность обучающихся и увеличивать качество образования.

     

    Список литературы

     

  4. Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии, 2014. - 322 с.
  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2015. – 188 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. – 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 26.05.2019)

     

    В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.

    С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют знания на практике, ведётся подготовка к научной деятельности, осуществляется обмен информацией. Затем рассмотрим реализацию данных технологий на практике.

    Следует отметить, что в реализации этих технологий на практике, особенное внимание уделяется разработке дизайна проблемной ситуации. Если брать ситуацию из реальной жизни, то становится явным, что проблема должна требовать новые знания, стимулировать и заставлять думать, определять ожидаемые результаты. Учебная деятельность для младшего школьника является важной составной, где проблемная ситуация помогает ребенку прочувствовать саму значимость. Решение какой-либо проблемной ситуации, на уроке окружающего мира помогает в обучающемся сформировать мышление и активизирует познавательную деятельность. В конце проблемного обучения фокусируется сама проблема, которая должна быть занимательной, определенной и короткой.

    Итак, рассмотрим проблемное обучение с применением ИКТ во 2 классе на уроке окружающего мира.

    Класс делится на группы, где деление заранее планируется учителем. Разделение на группы должно быть разнообразным и интересным. Также, следует н е допускать такого разделения на группы, как «лучшие» и «худшие», а также детям необходимо работать одним составом. На уроке окружающего мира работают группы сменного состава [2].  

    Цель: обучиться делиться своими идеями, сотрудничать и формировать единую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились взаимоотношения, то есть обучаться налаживать общение и совместно формировать новые творческие идеи. Каждый в группе выполняет собственную роль: секретарь, руководитель группы, тайм-менеджер. Руководитель группы организует работу [2]. Тайм-менеджер наблюдает за временем. На уроке окружающего мира «Вода, её значение, охрана воды» обучающимся была предложена последующая проблемная ситуация:

    Июль 2014 год. На берегу реки Обь был сооружен завод. Завод начал выбрасывать свои отходы в реку. Река стала грязной, стала гибнуть рыба. Как вы думаете, что случилось? Кто именно виновен? Как быть?

    Учащиеся распознают проблему, предлагают идеи, чтобы разрешить её и заполняют таблицу FILA. У обучающихся появляется состояние интеллектуального затруднения, в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи существующих знаний либо выполнить известное действие прежними, известными способами и должен найти другой способ действий. Таким образом, установка учебной проблемы подталкивает учащегося к интенсивной познавательной деятельности.

    Работу по заполнению таблицы ФИЛА необходимо организовать в 4 этапа:

    1.      Первый этап – осмысление проблемы (ученикам необходимо ответить на вопрос, почему существует данная проблема, где в 1-ую графу вносят факты).

    2.      Второй этап – поиск решений, мозговой штурм. (Данную проблемную ситуацию возможно решить анализируя её, что приводит к пониманию сущности затруднения и формулировке проблемы). Учащийся предлагает идеи по решению проблемы, а секретарь записывает их.

    3.      Третий этап – выявление целей (формулируются в виде проблемных вопросов, впоследствии которых нужно найти ответ).

    4.      Четвёртый этап – обучающиеся ищут информацию в электронных образовательных ресурсах, словарях и справочниках, используют интернет (анализ информации, где существенна работа обучающихся в команде, умение добывать информацию и делиться ей, а также обучать друг друга). Разрабатывается план действий по решению этой проблемы (рефлексия - обсуждение для улучшения деятельности) [1].

    Одна из групп выполнила задание следующим образом:

    Факты

    Идеи

    Цели

    План действия

    Июль 2014 год. На берегу Обь был построен завод. Стал выбрасывать отходы в реку.

    Стала погибать рыба.

    Надо спасти рыбу, очистить воду. Закрыть завод. Больше не выбрасывать отходы.

    Кто виноват?

    Что произошло?

    Как быть?

    Что сделать?

    Вдруг погибнет вся рыба?

    1.Найти решение проблемы.

    2.Работа с энциклопедиями и интернетом.

    3. Попробовать закрыть завод.

    4. Начать очищать воду.

    5. Начать размножать рыбу в искусственных прудах.

    Итак, в процессе работы следует демонстрировать результаты работ групп с помощью документ-камера. В этапе рефлексии необходимо использовать систему опроса SMART Response. Оценить работу каждой группы.

    Таким образом, проблемное обучение с применением ИКТ формирует критическое, креативное мышление, привлекает обучающегося в активное обучение. Одним из позитивных факторов использования технологии проблемного обучения и ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах является то, что обучающиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками учебного процесса. Использование технологий проблемного обучения с применением ИКТ дает возможность активизировать познавательную активность обучающихся и увеличивать качество образования.

     

    Список литературы

     

  7. Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии, 2014. - 322 с.
  8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2015. – 188 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. – 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 26.05.2019)

     

    В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.

    С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют знания на практике, ведётся подготовка к научной деятельности, осуществляется обмен информацией. Затем рассмотрим реализацию данных технологий на практике.

    Следует отметить, что в реализации этих технологий на практике, особенное внимание уделяется разработке дизайна проблемной ситуации. Если брать ситуацию из реальной жизни, то становится явным, что проблема должна требовать новые знания, стимулировать и заставлять думать, определять ожидаемые результаты. Учебная деятельность для младшего школьника является важной составной, где проблемная ситуация помогает ребенку прочувствовать саму значимость. Решение какой-либо проблемной ситуации, на уроке окружающего мира помогает в обучающемся сформировать мышление и активизирует познавательную деятельность. В конце проблемного обучения фокусируется сама проблема, которая должна быть занимательной, определенной и короткой.

    Итак, рассмотрим проблемное обучение с применением ИКТ во 2 классе на уроке окружающего мира.

    Класс делится на группы, где деление заранее планируется учителем. Разделение на группы должно быть разнообразным и интересным. Также, следует н е допускать такого разделения на группы, как «лучшие» и «худшие», а также детям необходимо работать одним составом. На уроке окружающего мира работают группы сменного состава [2].  

    Цель: обучиться делиться своими идеями, сотрудничать и формировать единую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились взаимоотношения, то есть обучаться налаживать общение и совместно формировать новые творческие идеи. Каждый в группе выполняет собственную роль: секретарь, руководитель группы, тайм-менеджер. Руководитель группы организует работу [2]. Тайм-менеджер наблюдает за временем. На уроке окружающего мира «Вода, её значение, охрана воды» обучающимся была предложена последующая проблемная ситуация:

    Июль 2014 год. На берегу реки Обь был сооружен завод. Завод начал выбрасывать свои отходы в реку. Река стала грязной, стала гибнуть рыба. Как вы думаете, что случилось? Кто именно виновен? Как быть?

    Учащиеся распознают проблему, предлагают идеи, чтобы разрешить её и заполняют таблицу FILA. У обучающихся появляется состояние интеллектуального затруднения, в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи существующих знаний либо выполнить известное действие прежними, известными способами и должен найти другой способ действий. Таким образом, установка учебной проблемы подталкивает учащегося к интенсивной познавательной деятельности.

    Работу по заполнению таблицы ФИЛА необходимо организовать в 4 этапа:

    1.      Первый этап – осмысление проблемы (ученикам необходимо ответить на вопрос, почему существует данная проблема, где в 1-ую графу вносят факты).

    2.      Второй этап – поиск решений, мозговой штурм. (Данную проблемную ситуацию возможно решить анализируя её, что приводит к пониманию сущности затруднения и формулировке проблемы). Учащийся предлагает идеи по решению проблемы, а секретарь записывает их.

    3.      Третий этап – выявление целей (формулируются в виде проблемных вопросов, впоследствии которых нужно найти ответ).

    4.      Четвёртый этап – обучающиеся ищут информацию в электронных образовательных ресурсах, словарях и справочниках, используют интернет (анализ информации, где существенна работа обучающихся в команде, умение добывать информацию и делиться ей, а также обучать друг друга). Разрабатывается план действий по решению этой проблемы (рефлексия - обсуждение для улучшения деятельности) [1].

    Одна из групп выполнила задание следующим образом:

    Факты

    Идеи

    Цели

    План действия

    Июль 2014 год. На берегу Обь был построен завод. Стал выбрасывать отходы в реку.

    Стала погибать рыба.

    Надо спасти рыбу, очистить воду. Закрыть завод. Больше не выбрасывать отходы.

    Кто виноват?

    Что произошло?

    Как быть?

    Что сделать?

    Вдруг погибнет вся рыба?

    1.Найти решение проблемы.

    2.Работа с энциклопедиями и интернетом.

    3. Попробовать закрыть завод.

    4. Начать очищать воду.

    5. Начать размножать рыбу в искусственных прудах.

    Итак, в процессе работы следует демонстрировать результаты работ групп с помощью документ-камера. В этапе рефлексии необходимо использовать систему опроса SMART Response. Оценить работу каждой группы.

    Таким образом, проблемное обучение с применением ИКТ формирует критическое, креативное мышление, привлекает обучающегося в активное обучение. Одним из позитивных факторов использования технологии проблемного обучения и ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах является то, что обучающиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками учебного процесса. Использование технологий проблемного обучения с применением ИКТ дает возможность активизировать познавательную активность обучающихся и увеличивать качество образования.

     

    Список литературы

     

  10. Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии, 2014. - 322 с.
  11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2015. – 188 с.
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. – 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 26.05.2019)

     

    В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.

    С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют знания на практике, ведётся подготовка к научной деятельности, осуществляется обмен информацией. Затем рассмотрим реализацию данных технологий на практике.

    Следует отметить, что в реализации этих технологий на практике, особенное внимание уделяется разработке дизайна проблемной ситуации. Если брать ситуацию из реальной жизни, то становится явным, что проблема должна требовать новые знания, стимулировать и заставлять думать, определять ожидаемые результаты. Учебная деятельность для младшего школьника является важной составной, где проблемная ситуация помогает ребенку прочувствовать саму значимость. Решение какой-либо проблемной ситуации, на уроке окружающего мира помогает в обучающемся сформировать мышление и активизирует познавательную деятельность. В конце проблемного обучения фокусируется сама проблема, которая должна быть занимательной, определенной и короткой.

    Итак, рассмотрим проблемное обучение с применением ИКТ во 2 классе на уроке окружающего мира.

    Класс делится на группы, где деление заранее планируется учителем. Разделение на группы должно быть разнообразным и интересным. Также, следует н е допускать такого разделения на группы, как «лучшие» и «худшие», а также детям необходимо работать одним составом. На уроке окружающего мира работают группы сменного состава [2].  

    Цель: обучиться делиться своими идеями, сотрудничать и формировать единую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились взаимоотношения, то есть обучаться налаживать общение и совместно формировать новые творческие идеи. Каждый в группе выполняет собственную роль: секретарь, руководитель группы, тайм-менеджер. Руководитель группы организует работу [2]. Тайм-менеджер наблюдает за временем. На уроке окружающего мира «Вода, её значение, охрана воды» обучающимся была предложена последующая проблемная ситуация:

    Июль 2014 год. На берегу реки Обь был сооружен завод. Завод начал выбрасывать свои отходы в реку. Река стала грязной, стала гибнуть рыба. Как вы думаете, что случилось? Кто именно виновен? Как быть?

    Учащиеся распознают проблему, предлагают идеи, чтобы разрешить её и заполняют таблицу FILA. У обучающихся появляется состояние интеллектуального затруднения, в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи существующих знаний либо выполнить известное действие прежними, известными способами и должен найти другой способ действий. Таким образом, установка учебной проблемы подталкивает учащегося к интенсивной познавательной деятельности.

    Работу по заполнению таблицы ФИЛА необходимо организовать в 4 этапа:

    1.      Первый этап – осмысление проблемы (ученикам необходимо ответить на вопрос, почему существует данная проблема, где в 1-ую графу вносят факты).

    2.      Второй этап – поиск решений, мозговой штурм. (Данную проблемную ситуацию возможно решить анализируя её, что приводит к пониманию сущности затруднения и формулировке проблемы). Учащийся предлагает идеи по решению проблемы, а секретарь записывает их.

    3.      Третий этап – выявление целей (формулируются в виде проблемных вопросов, впоследствии которых нужно найти ответ).

    4.      Четвёртый этап – обучающиеся ищут информацию в электронных образовательных ресурсах, словарях и справочниках, используют интернет (анализ информации, где существенна работа обучающихся в команде, умение добывать информацию и делиться ей, а также обучать друг друга). Разрабатывается план действий по решению этой проблемы (рефлексия - обсуждение для улучшения деятельности) [1].

    Одна из групп выполнила задание следующим образом:

    Факты

    Идеи

    Цели

    План действия

    Июль 2014 год. На берегу Обь был построен завод. Стал выбрасывать отходы в реку.

    Стала погибать рыба.

    Надо спасти рыбу, очистить воду. Закрыть завод. Больше не выбрасывать отходы.

    Кто виноват?

    Что произошло?

    Как быть?

    Что сделать?

    Вдруг погибнет вся рыба?

    1.Найти решение проблемы.

    2.Работа с энциклопедиями и интернетом.

    3. Попробовать закрыть завод.

    4. Начать очищать воду.

    5. Начать размножать рыбу в искусственных прудах.

    Итак, в процессе работы следует демонстрировать результаты работ групп с помощью документ-камера. В этапе рефлексии необходимо использовать систему опроса SMART Response. Оценить работу каждой группы.

    Таким образом, проблемное обучение с применением ИКТ формирует критическое, креативное мышление, привлекает обучающегося в активное обучение. Одним из позитивных факторов использования технологии проблемного обучения и ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах является то, что обучающиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками учебного процесса. Использование технологий проблемного обучения с применением ИКТ дает возможность активизировать познавательную активность обучающихся и увеличивать качество образования.

     

    Список литературы

     

  13. Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии, 2014. - 322 с.
  14. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2015. – 188 с.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. – 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 26.05.2019)

     

    В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.

    С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют з

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения с применением ИКТ»


Технология проблемного обучения с применением ИКТ


В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.

С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют знания на практике, ведётся подготовка к научной деятельности, осуществляется обмен информацией. Затем рассмотрим реализацию данных технологий на практике.

Следует отметить, что в реализации этих технологий на практике, особенное внимание уделяется разработке дизайна проблемной ситуации. Если брать ситуацию из реальной жизни, то становится явным, что проблема должна требовать новые знания, стимулировать и заставлять думать, определять ожидаемые результаты. Учебная деятельность для младшего школьника является важной составной, где проблемная ситуация помогает ребенку прочувствовать саму значимость. Решение какой-либо проблемной ситуации, на уроке окружающего мира помогает в обучающемся сформировать мышление и активизирует познавательную деятельность. В конце проблемного обучения фокусируется сама проблема, которая должна быть занимательной, определенной и короткой.

Итак, рассмотрим проблемное обучение с применением ИКТ во 2 классе на уроке окружающего мира.

Класс делится на группы, где деление заранее планируется учителем. Разделение на группы должно быть разнообразным и интересным. Также, следует н е допускать такого разделения на группы, как «лучшие» и «худшие», а также детям необходимо работать одним составом. На уроке окружающего мира работают группы сменного состава [2].

Цель: обучиться делиться своими идеями, сотрудничать и формировать единую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились взаимоотношения, то есть обучаться налаживать общение и совместно формировать новые творческие идеи. Каждый в группе выполняет собственную роль: секретарь, руководитель группы, тайм-менеджер. Руководитель группы организует работу [2]. Тайм-менеджер наблюдает за временем. На уроке окружающего мира «Вода, её значение, охрана воды» обучающимся была предложена последующая проблемная ситуация:

Июль 2014 год. На берегу реки Обь был сооружен завод. Завод начал выбрасывать свои отходы в реку. Река стала грязной, стала гибнуть рыба. Как вы думаете, что случилось? Кто именно виновен? Как быть?

Учащиеся распознают проблему, предлагают идеи, чтобы разрешить её и заполняют таблицу FILA. У обучающихся появляется состояние интеллектуального затруднения, в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи существующих знаний либо выполнить известное действие прежними, известными способами и должен найти другой способ действий. Таким образом, установка учебной проблемы подталкивает учащегося к интенсивной познавательной деятельности.

Работу по заполнению таблицы ФИЛА необходимо организовать в 4 этапа:

1. Первый этап – осмысление проблемы (ученикам необходимо ответить на вопрос, почему существует данная проблема, где в 1-ую графу вносят факты).

2. Второй этап – поиск решений, мозговой штурм. (Данную проблемную ситуацию возможно решить анализируя её, что приводит к пониманию сущности затруднения и формулировке проблемы). Учащийся предлагает идеи по решению проблемы, а секретарь записывает их.

3. Третий этап – выявление целей (формулируются в виде проблемных вопросов, впоследствии которых нужно найти ответ).

4. Четвёртый этап – обучающиеся ищут информацию в электронных образовательных ресурсах, словарях и справочниках, используют интернет (анализ информации, где существенна работа обучающихся в команде, умение добывать информацию и делиться ей, а также обучать друг друга). Разрабатывается план действий по решению этой проблемы (рефлексия - обсуждение для улучшения деятельности) [1].

Одна из групп выполнила задание следующим образом:

Факты

Идеи

Цели

План действия

Июль 2014 год. На берегу Обь был построен завод. Стал выбрасывать отходы в реку.

Стала погибать рыба.

Надо спасти рыбу, очистить воду. Закрыть завод. Больше не выбрасывать отходы.

Кто виноват?

Что произошло?

Как быть?

Что сделать?

Вдруг погибнет вся рыба?

1.Найти решение проблемы.

2.Работа с энциклопедиями и интернетом.

3. Попробовать закрыть завод.

4. Начать очищать воду.

5. Начать размножать рыбу в искусственных прудах.

Итак, в процессе работы следует демонстрировать результаты работ групп с помощью документ-камера. В этапе рефлексии необходимо использовать систему опроса SMART Response. Оценить работу каждой группы.

Таким образом, проблемное обучение с применением ИКТ формирует критическое, креативное мышление, привлекает обучающегося в активное обучение. Одним из позитивных факторов использования технологии проблемного обучения и ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах является то, что обучающиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками учебного процесса. Использование технологий проблемного обучения с применением ИКТ дает возможность активизировать познавательную активность обучающихся и увеличивать качество образования.


Список литературы


  1. Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии, 2014. - 322 с.

  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2015. – 188 с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. – 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 26.05.2019)