В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.
С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют знания на практике, ведётся подготовка к научной деятельности, осуществляется обмен информацией. Затем рассмотрим реализацию данных технологий на практике.
Следует отметить, что в реализации этих технологий на практике, особенное внимание уделяется разработке дизайна проблемной ситуации. Если брать ситуацию из реальной жизни, то становится явным, что проблема должна требовать новые знания, стимулировать и заставлять думать, определять ожидаемые результаты. Учебная деятельность для младшего школьника является важной составной, где проблемная ситуация помогает ребенку прочувствовать саму значимость. Решение какой-либо проблемной ситуации, на уроке окружающего мира помогает в обучающемся сформировать мышление и активизирует познавательную деятельность. В конце проблемного обучения фокусируется сама проблема, которая должна быть занимательной, определенной и короткой.
Итак, рассмотрим проблемное обучение с применением ИКТ во 2 классе на уроке окружающего мира.
Класс делится на группы, где деление заранее планируется учителем. Разделение на группы должно быть разнообразным и интересным. Также, следует н е допускать такого разделения на группы, как «лучшие» и «худшие», а также детям необходимо работать одним составом. На уроке окружающего мира работают группы сменного состава [2].
Цель: обучиться делиться своими идеями, сотрудничать и формировать единую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились взаимоотношения, то есть обучаться налаживать общение и совместно формировать новые творческие идеи. Каждый в группе выполняет собственную роль: секретарь, руководитель группы, тайм-менеджер. Руководитель группы организует работу [2]. Тайм-менеджер наблюдает за временем. На уроке окружающего мира «Вода, её значение, охрана воды» обучающимся была предложена последующая проблемная ситуация:
Июль 2014 год. На берегу реки Обь был сооружен завод. Завод начал выбрасывать свои отходы в реку. Река стала грязной, стала гибнуть рыба. Как вы думаете, что случилось? Кто именно виновен? Как быть?
Учащиеся распознают проблему, предлагают идеи, чтобы разрешить её и заполняют таблицу FILA. У обучающихся появляется состояние интеллектуального затруднения, в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи существующих знаний либо выполнить известное действие прежними, известными способами и должен найти другой способ действий. Таким образом, установка учебной проблемы подталкивает учащегося к интенсивной познавательной деятельности.
1. Первый этап – осмысление проблемы (ученикам необходимо ответить на вопрос, почему существует данная проблема, где в 1-ую графу вносят факты).
2. Второй этап – поиск решений, мозговой штурм. (Данную проблемную ситуацию возможно решить анализируя её, что приводит к пониманию сущности затруднения и формулировке проблемы). Учащийся предлагает идеи по решению проблемы, а секретарь записывает их.
3. Третий этап – выявление целей (формулируются в виде проблемных вопросов, впоследствии которых нужно найти ответ).
4. Четвёртый этап – обучающиеся ищут информацию в электронных образовательных ресурсах, словарях и справочниках, используют интернет (анализ информации, где существенна работа обучающихся в команде, умение добывать информацию и делиться ей, а также обучать друг друга). Разрабатывается план действий по решению этой проблемы (рефлексия - обсуждение для улучшения деятельности) [1].
Итак, в процессе работы следует демонстрировать результаты работ групп с помощью документ-камера. В этапе рефлексии необходимо использовать систему опроса SMART Response. Оценить работу каждой группы.
Таким образом, проблемное обучение с применением ИКТ формирует критическое, креативное мышление, привлекает обучающегося в активное обучение. Одним из позитивных факторов использования технологии проблемного обучения и ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах является то, что обучающиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками учебного процесса. Использование технологий проблемного обучения с применением ИКТ дает возможность активизировать познавательную активность обучающихся и увеличивать качество образования.
- Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии, 2014. - 322 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2015. – 188 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. – 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 26.05.2019)
В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.
С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют знания на практике, ведётся подготовка к научной деятельности, осуществляется обмен информацией. Затем рассмотрим реализацию данных технологий на практике.
Следует отметить, что в реализации этих технологий на практике, особенное внимание уделяется разработке дизайна проблемной ситуации. Если брать ситуацию из реальной жизни, то становится явным, что проблема должна требовать новые знания, стимулировать и заставлять думать, определять ожидаемые результаты. Учебная деятельность для младшего школьника является важной составной, где проблемная ситуация помогает ребенку прочувствовать саму значимость. Решение какой-либо проблемной ситуации, на уроке окружающего мира помогает в обучающемся сформировать мышление и активизирует познавательную деятельность. В конце проблемного обучения фокусируется сама проблема, которая должна быть занимательной, определенной и короткой.
Итак, рассмотрим проблемное обучение с применением ИКТ во 2 классе на уроке окружающего мира.
Класс делится на группы, где деление заранее планируется учителем. Разделение на группы должно быть разнообразным и интересным. Также, следует н е допускать такого разделения на группы, как «лучшие» и «худшие», а также детям необходимо работать одним составом. На уроке окружающего мира работают группы сменного состава [2].
Цель: обучиться делиться своими идеями, сотрудничать и формировать единую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились взаимоотношения, то есть обучаться налаживать общение и совместно формировать новые творческие идеи. Каждый в группе выполняет собственную роль: секретарь, руководитель группы, тайм-менеджер. Руководитель группы организует работу [2]. Тайм-менеджер наблюдает за временем. На уроке окружающего мира «Вода, её значение, охрана воды» обучающимся была предложена последующая проблемная ситуация:
Июль 2014 год. На берегу реки Обь был сооружен завод. Завод начал выбрасывать свои отходы в реку. Река стала грязной, стала гибнуть рыба. Как вы думаете, что случилось? Кто именно виновен? Как быть?
Учащиеся распознают проблему, предлагают идеи, чтобы разрешить её и заполняют таблицу FILA. У обучающихся появляется состояние интеллектуального затруднения, в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи существующих знаний либо выполнить известное действие прежними, известными способами и должен найти другой способ действий. Таким образом, установка учебной проблемы подталкивает учащегося к интенсивной познавательной деятельности.
Работу по заполнению таблицы ФИЛА необходимо организовать в 4 этапа:
1. Первый этап – осмысление проблемы (ученикам необходимо ответить на вопрос, почему существует данная проблема, где в 1-ую графу вносят факты).
2. Второй этап – поиск решений, мозговой штурм. (Данную проблемную ситуацию возможно решить анализируя её, что приводит к пониманию сущности затруднения и формулировке проблемы). Учащийся предлагает идеи по решению проблемы, а секретарь записывает их.
3. Третий этап – выявление целей (формулируются в виде проблемных вопросов, впоследствии которых нужно найти ответ).
4. Четвёртый этап – обучающиеся ищут информацию в электронных образовательных ресурсах, словарях и справочниках, используют интернет (анализ информации, где существенна работа обучающихся в команде, умение добывать информацию и делиться ей, а также обучать друг друга). Разрабатывается план действий по решению этой проблемы (рефлексия - обсуждение для улучшения деятельности) [1].
Одна из групп выполнила задание следующим образом:
Факты
|
Идеи
|
Цели
|
План действия
|
Июль 2014 год. На берегу Обь был построен завод. Стал выбрасывать отходы в реку.
Стала погибать рыба.
|
Надо спасти рыбу, очистить воду. Закрыть завод. Больше не выбрасывать отходы.
|
Кто виноват?
Что произошло?
Как быть?
Что сделать?
Вдруг погибнет вся рыба?
|
1.Найти решение проблемы.
2.Работа с энциклопедиями и интернетом.
3. Попробовать закрыть завод.
4. Начать очищать воду.
5. Начать размножать рыбу в искусственных прудах.
|
Итак, в процессе работы следует демонстрировать результаты работ групп с помощью документ-камера. В этапе рефлексии необходимо использовать систему опроса SMART Response. Оценить работу каждой группы.
Таким образом, проблемное обучение с применением ИКТ формирует критическое, креативное мышление, привлекает обучающегося в активное обучение. Одним из позитивных факторов использования технологии проблемного обучения и ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах является то, что обучающиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками учебного процесса. Использование технологий проблемного обучения с применением ИКТ дает возможность активизировать познавательную активность обучающихся и увеличивать качество образования.
Список литературы
- Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии, 2014. - 322 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2015. – 188 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. – 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 26.05.2019)
В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.
С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют знания на практике, ведётся подготовка к научной деятельности, осуществляется обмен информацией. Затем рассмотрим реализацию данных технологий на практике.
Следует отметить, что в реализации этих технологий на практике, особенное внимание уделяется разработке дизайна проблемной ситуации. Если брать ситуацию из реальной жизни, то становится явным, что проблема должна требовать новые знания, стимулировать и заставлять думать, определять ожидаемые результаты. Учебная деятельность для младшего школьника является важной составной, где проблемная ситуация помогает ребенку прочувствовать саму значимость. Решение какой-либо проблемной ситуации, на уроке окружающего мира помогает в обучающемся сформировать мышление и активизирует познавательную деятельность. В конце проблемного обучения фокусируется сама проблема, которая должна быть занимательной, определенной и короткой.
Итак, рассмотрим проблемное обучение с применением ИКТ во 2 классе на уроке окружающего мира.
Класс делится на группы, где деление заранее планируется учителем. Разделение на группы должно быть разнообразным и интересным. Также, следует н е допускать такого разделения на группы, как «лучшие» и «худшие», а также детям необходимо работать одним составом. На уроке окружающего мира работают группы сменного состава [2].
Цель: обучиться делиться своими идеями, сотрудничать и формировать единую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились взаимоотношения, то есть обучаться налаживать общение и совместно формировать новые творческие идеи. Каждый в группе выполняет собственную роль: секретарь, руководитель группы, тайм-менеджер. Руководитель группы организует работу [2]. Тайм-менеджер наблюдает за временем. На уроке окружающего мира «Вода, её значение, охрана воды» обучающимся была предложена последующая проблемная ситуация:
Июль 2014 год. На берегу реки Обь был сооружен завод. Завод начал выбрасывать свои отходы в реку. Река стала грязной, стала гибнуть рыба. Как вы думаете, что случилось? Кто именно виновен? Как быть?
Учащиеся распознают проблему, предлагают идеи, чтобы разрешить её и заполняют таблицу FILA. У обучающихся появляется состояние интеллектуального затруднения, в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи существующих знаний либо выполнить известное действие прежними, известными способами и должен найти другой способ действий. Таким образом, установка учебной проблемы подталкивает учащегося к интенсивной познавательной деятельности.
Работу по заполнению таблицы ФИЛА необходимо организовать в 4 этапа:
1. Первый этап – осмысление проблемы (ученикам необходимо ответить на вопрос, почему существует данная проблема, где в 1-ую графу вносят факты).
2. Второй этап – поиск решений, мозговой штурм. (Данную проблемную ситуацию возможно решить анализируя её, что приводит к пониманию сущности затруднения и формулировке проблемы). Учащийся предлагает идеи по решению проблемы, а секретарь записывает их.
3. Третий этап – выявление целей (формулируются в виде проблемных вопросов, впоследствии которых нужно найти ответ).
4. Четвёртый этап – обучающиеся ищут информацию в электронных образовательных ресурсах, словарях и справочниках, используют интернет (анализ информации, где существенна работа обучающихся в команде, умение добывать информацию и делиться ей, а также обучать друг друга). Разрабатывается план действий по решению этой проблемы (рефлексия - обсуждение для улучшения деятельности) [1].
Одна из групп выполнила задание следующим образом:
Факты
|
Идеи
|
Цели
|
План действия
|
Июль 2014 год. На берегу Обь был построен завод. Стал выбрасывать отходы в реку.
Стала погибать рыба.
|
Надо спасти рыбу, очистить воду. Закрыть завод. Больше не выбрасывать отходы.
|
Кто виноват?
Что произошло?
Как быть?
Что сделать?
Вдруг погибнет вся рыба?
|
1.Найти решение проблемы.
2.Работа с энциклопедиями и интернетом.
3. Попробовать закрыть завод.
4. Начать очищать воду.
5. Начать размножать рыбу в искусственных прудах.
|
Итак, в процессе работы следует демонстрировать результаты работ групп с помощью документ-камера. В этапе рефлексии необходимо использовать систему опроса SMART Response. Оценить работу каждой группы.
Таким образом, проблемное обучение с применением ИКТ формирует критическое, креативное мышление, привлекает обучающегося в активное обучение. Одним из позитивных факторов использования технологии проблемного обучения и ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах является то, что обучающиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками учебного процесса. Использование технологий проблемного обучения с применением ИКТ дает возможность активизировать познавательную активность обучающихся и увеличивать качество образования.
Список литературы
- Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии, 2014. - 322 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2015. – 188 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. – 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 26.05.2019)
В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.
С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют знания на практике, ведётся подготовка к научной деятельности, осуществляется обмен информацией. Затем рассмотрим реализацию данных технологий на практике.
Следует отметить, что в реализации этих технологий на практике, особенное внимание уделяется разработке дизайна проблемной ситуации. Если брать ситуацию из реальной жизни, то становится явным, что проблема должна требовать новые знания, стимулировать и заставлять думать, определять ожидаемые результаты. Учебная деятельность для младшего школьника является важной составной, где проблемная ситуация помогает ребенку прочувствовать саму значимость. Решение какой-либо проблемной ситуации, на уроке окружающего мира помогает в обучающемся сформировать мышление и активизирует познавательную деятельность. В конце проблемного обучения фокусируется сама проблема, которая должна быть занимательной, определенной и короткой.
Итак, рассмотрим проблемное обучение с применением ИКТ во 2 классе на уроке окружающего мира.
Класс делится на группы, где деление заранее планируется учителем. Разделение на группы должно быть разнообразным и интересным. Также, следует н е допускать такого разделения на группы, как «лучшие» и «худшие», а также детям необходимо работать одним составом. На уроке окружающего мира работают группы сменного состава [2].
Цель: обучиться делиться своими идеями, сотрудничать и формировать единую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились взаимоотношения, то есть обучаться налаживать общение и совместно формировать новые творческие идеи. Каждый в группе выполняет собственную роль: секретарь, руководитель группы, тайм-менеджер. Руководитель группы организует работу [2]. Тайм-менеджер наблюдает за временем. На уроке окружающего мира «Вода, её значение, охрана воды» обучающимся была предложена последующая проблемная ситуация:
Июль 2014 год. На берегу реки Обь был сооружен завод. Завод начал выбрасывать свои отходы в реку. Река стала грязной, стала гибнуть рыба. Как вы думаете, что случилось? Кто именно виновен? Как быть?
Учащиеся распознают проблему, предлагают идеи, чтобы разрешить её и заполняют таблицу FILA. У обучающихся появляется состояние интеллектуального затруднения, в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи существующих знаний либо выполнить известное действие прежними, известными способами и должен найти другой способ действий. Таким образом, установка учебной проблемы подталкивает учащегося к интенсивной познавательной деятельности.
Работу по заполнению таблицы ФИЛА необходимо организовать в 4 этапа:
1. Первый этап – осмысление проблемы (ученикам необходимо ответить на вопрос, почему существует данная проблема, где в 1-ую графу вносят факты).
2. Второй этап – поиск решений, мозговой штурм. (Данную проблемную ситуацию возможно решить анализируя её, что приводит к пониманию сущности затруднения и формулировке проблемы). Учащийся предлагает идеи по решению проблемы, а секретарь записывает их.
3. Третий этап – выявление целей (формулируются в виде проблемных вопросов, впоследствии которых нужно найти ответ).
4. Четвёртый этап – обучающиеся ищут информацию в электронных образовательных ресурсах, словарях и справочниках, используют интернет (анализ информации, где существенна работа обучающихся в команде, умение добывать информацию и делиться ей, а также обучать друг друга). Разрабатывается план действий по решению этой проблемы (рефлексия - обсуждение для улучшения деятельности) [1].
Одна из групп выполнила задание следующим образом:
Факты
|
Идеи
|
Цели
|
План действия
|
Июль 2014 год. На берегу Обь был построен завод. Стал выбрасывать отходы в реку.
Стала погибать рыба.
|
Надо спасти рыбу, очистить воду. Закрыть завод. Больше не выбрасывать отходы.
|
Кто виноват?
Что произошло?
Как быть?
Что сделать?
Вдруг погибнет вся рыба?
|
1.Найти решение проблемы.
2.Работа с энциклопедиями и интернетом.
3. Попробовать закрыть завод.
4. Начать очищать воду.
5. Начать размножать рыбу в искусственных прудах.
|
Итак, в процессе работы следует демонстрировать результаты работ групп с помощью документ-камера. В этапе рефлексии необходимо использовать систему опроса SMART Response. Оценить работу каждой группы.
Таким образом, проблемное обучение с применением ИКТ формирует критическое, креативное мышление, привлекает обучающегося в активное обучение. Одним из позитивных факторов использования технологии проблемного обучения и ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах является то, что обучающиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками учебного процесса. Использование технологий проблемного обучения с применением ИКТ дает возможность активизировать познавательную активность обучающихся и увеличивать качество образования.
Список литературы
- Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии, 2014. - 322 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2015. – 188 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. – 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 26.05.2019)
В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.
С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют знания на практике, ведётся подготовка к научной деятельности, осуществляется обмен информацией. Затем рассмотрим реализацию данных технологий на практике.
Следует отметить, что в реализации этих технологий на практике, особенное внимание уделяется разработке дизайна проблемной ситуации. Если брать ситуацию из реальной жизни, то становится явным, что проблема должна требовать новые знания, стимулировать и заставлять думать, определять ожидаемые результаты. Учебная деятельность для младшего школьника является важной составной, где проблемная ситуация помогает ребенку прочувствовать саму значимость. Решение какой-либо проблемной ситуации, на уроке окружающего мира помогает в обучающемся сформировать мышление и активизирует познавательную деятельность. В конце проблемного обучения фокусируется сама проблема, которая должна быть занимательной, определенной и короткой.
Итак, рассмотрим проблемное обучение с применением ИКТ во 2 классе на уроке окружающего мира.
Класс делится на группы, где деление заранее планируется учителем. Разделение на группы должно быть разнообразным и интересным. Также, следует н е допускать такого разделения на группы, как «лучшие» и «худшие», а также детям необходимо работать одним составом. На уроке окружающего мира работают группы сменного состава [2].
Цель: обучиться делиться своими идеями, сотрудничать и формировать единую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились взаимоотношения, то есть обучаться налаживать общение и совместно формировать новые творческие идеи. Каждый в группе выполняет собственную роль: секретарь, руководитель группы, тайм-менеджер. Руководитель группы организует работу [2]. Тайм-менеджер наблюдает за временем. На уроке окружающего мира «Вода, её значение, охрана воды» обучающимся была предложена последующая проблемная ситуация:
Июль 2014 год. На берегу реки Обь был сооружен завод. Завод начал выбрасывать свои отходы в реку. Река стала грязной, стала гибнуть рыба. Как вы думаете, что случилось? Кто именно виновен? Как быть?
Учащиеся распознают проблему, предлагают идеи, чтобы разрешить её и заполняют таблицу FILA. У обучающихся появляется состояние интеллектуального затруднения, в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи существующих знаний либо выполнить известное действие прежними, известными способами и должен найти другой способ действий. Таким образом, установка учебной проблемы подталкивает учащегося к интенсивной познавательной деятельности.
Работу по заполнению таблицы ФИЛА необходимо организовать в 4 этапа:
1. Первый этап – осмысление проблемы (ученикам необходимо ответить на вопрос, почему существует данная проблема, где в 1-ую графу вносят факты).
2. Второй этап – поиск решений, мозговой штурм. (Данную проблемную ситуацию возможно решить анализируя её, что приводит к пониманию сущности затруднения и формулировке проблемы). Учащийся предлагает идеи по решению проблемы, а секретарь записывает их.
3. Третий этап – выявление целей (формулируются в виде проблемных вопросов, впоследствии которых нужно найти ответ).
4. Четвёртый этап – обучающиеся ищут информацию в электронных образовательных ресурсах, словарях и справочниках, используют интернет (анализ информации, где существенна работа обучающихся в команде, умение добывать информацию и делиться ей, а также обучать друг друга). Разрабатывается план действий по решению этой проблемы (рефлексия - обсуждение для улучшения деятельности) [1].
Одна из групп выполнила задание следующим образом:
Факты
|
Идеи
|
Цели
|
План действия
|
Июль 2014 год. На берегу Обь был построен завод. Стал выбрасывать отходы в реку.
Стала погибать рыба.
|
Надо спасти рыбу, очистить воду. Закрыть завод. Больше не выбрасывать отходы.
|
Кто виноват?
Что произошло?
Как быть?
Что сделать?
Вдруг погибнет вся рыба?
|
1.Найти решение проблемы.
2.Работа с энциклопедиями и интернетом.
3. Попробовать закрыть завод.
4. Начать очищать воду.
5. Начать размножать рыбу в искусственных прудах.
|
Итак, в процессе работы следует демонстрировать результаты работ групп с помощью документ-камера. В этапе рефлексии необходимо использовать систему опроса SMART Response. Оценить работу каждой группы.
Таким образом, проблемное обучение с применением ИКТ формирует критическое, креативное мышление, привлекает обучающегося в активное обучение. Одним из позитивных факторов использования технологии проблемного обучения и ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах является то, что обучающиеся не являются пассивными слушателями, а выступают активными участниками учебного процесса. Использование технологий проблемного обучения с применением ИКТ дает возможность активизировать познавательную активность обучающихся и увеличивать качество образования.
Список литературы
- Дворецкая А. В. О месте компьютерной обучающей программы в когнитивной образовательной технологии. – Педагогические технологии, 2014. - 322 с.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.:НИИ школьных технологий, 2015. – 188 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт// Официальный сайт. – 2010. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 26.05.2019)
В условиях современного общества предъявляются все наиболее высокие требования к учащемуся как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Появляется потребность формирования у детей активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к формированию и самообразованию, критичности мышления.
С каждым днём привлечь внимание, увлечь младших школьников становится всё труднее и чтобы соответствовать нынешним реалиям, педагогу следует использовать новые, современные технологии обучения либо объединять элементы технологий для достижения установленных целей. В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и технологии проблемного обучения [3]. Ученики учатся определять, классифицировать, выделять информацию, реализуют з