СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Поучение» Владимира Мономаха как завещание потомкам

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка расширяет знания о Владимире Мономахе – русском  князе, писателе и мыслителе, даёт возможность проследить и осмыслить неоценимый  вклад  Владимира Мономаха  в развитии Древнерусской литературы, формирует представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры, помогает выяснить, в чём заключается значение «Поучения» в наше время, чем оно интересно для нас.

Просмотр содержимого документа
««Поучение» Владимира Мономаха как завещание потомкам»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя »


Поисково - исследовательский проект:


Владимир Мономах - русский князь, писатель и мыслитель.



Автор учащаяся 5 Г класса МБОУ «СОШ №9»

ЭМР Саратовской области.

Руководитель

учитель русского языка и литературы.



201_




Содержание

I. Вступление.

II. Основная часть.

  1. Жизнь «благоверного, христолюбивого и великого князя всея Руси» Владимира Мономаха.

  2. «Поучение» Владимира Мономаха как завещание потомкам:

а) когда и где появляется впервые «Поучение»;

б)жанр «Поучения» Владимира Мономаха;

в) композиция «Поучения»;

г) смысл «Поучений» Владимира Мономаха и их актуальность.

III.Заключение.

IV. Используемые ресурсы.

Цель исследования: расширить знания о Владимире Мономахе – русском князе, писателе и мыслителе, проследить и осмыслить неоценимый вклад Владимира Мономаха в развитии Древнерусской литературы, формировать представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры, выяснить, в чём заключается значение «Поучения» в наше время, чем оно интересно для нас.

Описание работы: работа представляет собой исследовательский проект о жизни и творчестве Владимира Мономаха- автора «Поучения». Предоставлены биографические сведения о Владимире Мономахе; проанализировано «Поучение»: когда и где появляется впервые, его жанр, композиция, значение «Поучений» Владимира Мономаха.

Сделаны выводы: то, о чём писал Мономах, относится к понятиям «вечным», то есть таким, которые важны в любые времена, поэтому его значение будет актуально всегда.


Работа состоит из следующих этапов:

1 этап – выбор темы и составление списка литературы по проблеме исследования, определение объекта исследования, изучение литературы. Электронных ресурсов по теме, формулировка целей и задач работы;

2 этап – сбор материала, обработка полученного материала, формулирование выводов;

3 этап – оформление исследовательской работы.

Объект исследования - биография Владимира Мономаха;

- «Поучения» Владимира Мономаха.





Эпиграф: «Постарайтесь творить всякие добрые дела».

«Имеющий уши, да услышит…» (из «Евангелия» от Матфея).

1.Жизнь «благоверного, христолюбивого и великого князя всея Руси» Владимира Мономаха.

Князь Владимир Всеволодович Мономах (1053—1125) — один из самых талантливых и образованных русских князей домонгольской поры. Прозвание Мономаха получил по матери — дочери византийского императора Константина Мономаха. По свидетельству, дошедшему до нас, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости — смелым среди князей на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям.

Он был князем черниговским, затем переяславским , а с 1113 г.— киевским. Всю жизнь он провел в борьбе с половцами. Против половцев Мономах организовал несколько походов объединенных сил русских князей. Стремясь предотвратить распад русского государства на ряд самостоятельных княжеств и вместе с тем придерживаясь принципа, что каждый князь должен наследовать владения своего отца, он придавал огромное значение вопросу единства Русской земли. С этой целью он организовывал съезды русских князей, поддерживал культ «святых братьев» Бориса и Глеба, жизнь которых должна была подать пример послушания младших князей старшим, покровительствовал летописанию, напоминавшему об историческом единстве Руси и всего княжеского рода («все князья — братья») и писал сам произведения, в которых выражал те же идеи единства Руси и необходимости бескорыстного служения родине.

В собственной деятельности Владимир Мономах не всегда выдерживал изложенные им принципы, но все же законодательным путем он несколько смягчил положение низов, покровительствовал духовенству, в целом ряде случаев добивался прекращения княжеских усобиц и добился прекращения половецких набегов, совершив успешные походы в глубь степей.

Княжение Владимира — это время усиления Руси и эпоха расцвета русской литературы. 

Скончался великий князь 19 мая 1125 года. По словам летописи, "слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю. Духовенство плакало по нем как по святом и добром князе; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери".

Мономах имел большой жизненный опыт; это благородный человек, всегда думавший о благе своего государства.

Это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проведший в неустанных трудах и в опасных воинских походах.

Период его правления был в целом благоприятным для Руси. Прекратились междоусобицы.





2.«Поучение» Владимира Мономаха как завещание потомкам.

а)Когда и где появляется впервые «Поучение»?


 В начале 12века была составлена лучшая русская летопись «Повесть временных лет». Автор летописи монах  Киевско-Печерского монастыря Нестор. Нестор стремится всем ходом исторического повествования убедить русских князей покончить с братоубийственными войнами и на первый план выдвигает идею княжеского братолюбия.

Став Киевским князем, Мономах передал ведение летописи в Выдубицкий монастырь, игумен которого Сильвестр в 1116 г. составляет вторую редакцию "Повести временных лет". В ней на первый план выдвинута фигура Мономаха, подчеркиваются его заслуги в борьбе с половцами и в установлении мира между князьями.

В 1118 г. в том же Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция "Повести временных лет". В эту редакцию включено "Поучение" Владимира Мономаха.

Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Мономахом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчины. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно имел в виду всех русских князей.

«Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая могла сгореть вместе со списком «Слова о полку Игореве» в московском пожаре 1812 г. в собрании рукописей графа А. И. Мусина-Пушкина, но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным.


б)Жанр «Поучения» Владимира Мономаха.

Древнерусская литература возникла в XI в. и завершила своё развитие в конце XVII в.  Она представляет собой начальный этап в истории русской литературы. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием древнерусского государства - Киевской Руси.

Жанры древнерусской литературы:
1) Жанр Житие .Его создавали люди, которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого канонизировали после его смерти.
2) Поучение. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина, это жанр, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя.

Поучение = побуждение к учению.

3) Слово. Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» .
4) Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы.
5)Повесть. Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских
подвигах, о княжеских преступлениях.
6)Патерик – описание жизни святых отцов.

в) Композиция «Поучения».

«Поучение» Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений: это собственно «Поучение», его автобиография и письмо к князю Олегу Святославичу, убийце его сына. «Поучение» насы­щено цитатами и ссылками, позволяю­щими судить об огромной начитанности Владимира Мономаха. Он в «Поучении» не просто дает хоро­шие советы детям (и, естественно, не только своим), он предстает перед нами как опытнейший государственный дея­тель, умеющий мудро и твердо вершить государственную политику, всегда защи­щающий благо своей родины.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений:

- не забывайте Бога;

-гордости не имейте в сердце и уме;

-старых людей уважайте;

-лжи остерегайтесь;

-напоите и накормите просящего;

-убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека;

-старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 80 больших воинских походов. Князь обращается и ко всем русским князьям, которым выпадет после него "держать" Русскую землю и заботиться о ее покое и процветании. Он учит князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, довольствоваться своим уделом и т. д. В произведении с точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей.

Причем все то, о чем Мономах писал в своем "Поучении", было в буквальном смысле выстрадано им. Он мог с полным основанием сослаться на собственный опыт.

В этом отношении совершенно уникально дошедшее до нас его письмо князю Олегу Черниговскому — его главному политическому противнику и личному врагу, более того, убийце его сына. Это письмо было написано в самый разгар войны между ними (начало 1097 года). События, явившиеся поводом к письму Мономаха, разыгрались в 1096 г. В междоусобной битве с войсками Олега Святославича под стенами Мурома был убит сын Мономаха — Изяслав.

Преступление Олега было тем более ужасно, что убитый Изяслав приходился крестным сыном Олега. Со средневековой точки зрения Олег был сыноубийцей. Он крестил Изяслава в один из коротких промежутков между войнами с Мономахом.

Но Владимир прощает убийцу своего сына и по существу снимает с него ответственность за случившееся, предлагает заключить мир, забыв о прежних обидах, обещает вернуть отобранные волости — но лишь при условии, что и сам Олег смирится и оставит свою гордыню.

В этом письме требования нравственного порядка: призывы к человечности, состраданию, христианскому долгу. По словам Д. С.Лихачёва, «письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Он заботится о правде и о своей стране».

г) Смысл поучений Владимира Мономаха и их актуальность.

В своём «Поучении» Владимир Мономах выступает как умудрённый большим жизненным опытом, благородный, гуманно настроенный человек, всегда помышляющий о благе своего государства, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то же время это князь энергичный, предприимчивый, наделённый военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах.


- Давать клятву он советует только в том случае, если клянущийся может её сдержать, но, поклявшись, нужно соблюдать обещание, чтобы не погубить своей души.

- Особенно настойчиво Мономах советует защищать всех обездоленных и призывает к снисхождению даже по отношению к преступникам: «Всего же паче убогых не забывайте,— говорит он,— но елико могуще по силе кормите, и придавайте (помогайте) сироте, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силным погубити человека.

-Мономах зовёт своих детей к деятельной жизни, к постоянному труду и убеждает их не пребывать никогда в лености и не предаваться разврату. Нельзя полагаться ни на слуг, ни на воевод, и самому нужно во всё входить и за всем надзирать, чтобы не случилось какой-либо беды.

-Следует уклоняться от пьянства и блуда, потому что от этого погибает и душа и тело.

-Что знаешь, того не нужно забывать, а чего не знаешь, тому следует учиться, как учился отец Мономаха (Всеволод), усвоивший, сидя дома, пять языков, за что воздают честь в чужих землях (Всеволод знал, вероятно, следующие языки: греческий, латинский, немецкий, венгерский и половецкий). В «Поучении» Мономах выражает поэтический восторг перед красотами природы. Владимиру Мономаху, суровому и закалённому в боях воину, свойственны были лирические чувства .



Заключение.

В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени. Владимир Мономах изложил моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют значение и ценны по сей день. Но «Поучение» – это не только свод бытовых и нравственных советов, но и политическое завещание князя. Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве.

Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, видящим большую пользу в познании христианских заповедей. Особенно ценным является то, что свою жизнь Владимир Мономах старался строить по тем же правилам, о которых написал в «Поучении». Это заставляет людей задумываться о взаимоотношениях между ними, совершенствовать свои нравственные принципы.

Вывод: То, о чём писал Мономах, относится к понятиям «вечным», то есть таким, которые важны в любые времена, поэтому его значение будет актуально всегда. «Поучение» Мономаха— ценное свидетельство выдающегося литературного таланта могучего князя, яркое доказательство культурного рас­цвета Киевской Руси.

Интересное: в 1116 году Владимир воевал против греков (Византии), поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира (Мария) была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин, новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок князю царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи, он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

Сейчас так говорят шутливо или иронически о каких-либо обязательствах, неприятных или обременительных.


IV. Используемые ресурсы.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_Всеволодович_Мономах

  2. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/07/31

  3. http://www.mamapapaarh.ru/publ/kratkaja_biografija_dlja_mladshikh_shkolnikov/k_m/monomakh_vladimir

  4. http://xram-iliya-muromec.io.ua/s90717/pouchenie_detyam_vladimira_monomaha