СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поучение Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поучение Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Данный урок помогает настроить учащихся на следующие произведения Древней Руси. 

Просмотр содержимого документа
«Поучение Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.»

 Лакей Ольга Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя школа № 15 г. Макеевки»


«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы

Древней Руси.

(открытый урок по литературе в 7 классе)


Цели: ознакомить с особенностями поучения как жанра литературы, способствовать осмысленно-му пониманию «Поучения» Владимира Мономаха; формировать навыки выразительного чтения текста, умение определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской лите-ратуре; развивать речь и обогащать словарный запас; воспитывать нравственные чувства, базирую-щиеся на понятиях «патриотизм», «уважение», «честность», «трудолюбие», «благородство», «спра-ведливость», «гордость», «милосердие».
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.
1. Реализация домашнего задания.
- Чтение близких по смыслу пословиц разных народов. 
- Работа по соотнесению предложенных русских и китайских пословиц по смыслу (на магнитной доске набор пословиц – 4 русских, 4 китайских, два ученика работают у доски, остальные проверя-ют, затем растолковывается смысл пословиц).
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности (слайд 1).
Учитель: Долгие годы из уст в уста передавались поколениям сказки, былины, пословицы и пого-ворки. Устное народное творчество было пространством, из которого люди черпали опыт праотцов. В это время люди не знали, что такое книга. 
- Как вы думаете можно ли назвать появление письменности значимым событием для людей? Почему? 
- Могло бы нынешнее поколение обойтись без книг? Почему?
III. Усвоение новых знаний. 
Учитель: Письменная русская литература возникла около тысячи лет назад. (слайд 2, 3)
- Как вы думаете, какая литературы древнее – русская, немецкая, французская или английская? (конечно же, русская)
Учитель: Появление письменности на Руси совпадает с принятием христианства и восходит ко второй половине 10 века. Сначала книги переводили и переписывали; потом появились оригиналь-ные, самобытные произведения – как церковные, так и светские.
- Чем же светские произведения отличаются от церковных?
Учитель: Самыми ранними древнерусскими произведениями стали летописи. 
- Какое название носила первая древнерусская летопись, автором которой стал знаменитый летопи-сец Нестор? («Повесть временных лет»)
- Перечислите особенности жанра «летопись». (Просмотр презентации: слайды 4-5).
Работа с фрагментом из «Повести временных лет» о пользе книг на древнерусском языке (раздаточный материал).
Задание. Переведите данный фрагмент на современный русский язык. 
«Велика бо бываеть польза от ученья книжного: книгами бо кажеми и учими семы пути к пока-янию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо рекы, напаяюще вселенную, се суть исходящее мудрости; книгам бо есть неищетная глубина».
Возможный перевод: Велика бывает польза от книжного учения: потому что книги наставляют и учат покаянию, мы получаем мудрость и сдержанность от книжных слов. Ведь это реки, напояю-щие Вселенную, это источники мудрости; ведь в книгах заключена неизмеримая глубина.
- В чем ценность книг?
- В чем заключается «неизмеримая глубина» книг?
Учитель: Одним из жанров, который встречался в «Повести временных лет» было поучение. Как вы думаете, от какого слова возникло название жанра? (Поучение – поучать). (слайд 6)
Запись в тетрадь определения термина.
Рассказ ученика о князе Владимире Мономахе (слайд 7).
Задание: Охарактеризуйте личность Владимира Мономаха. Назовите несколько черт характера. Слайд 8. 
Чтение фрагмента «Поучения» Владимира Мономаха по цепочке (стр.72-73 учебник).
- Изменилось ли ваше представление о великом князе после прочтения отрывка?
- Для чего Владимир Мономах написал «Поучение»?
- Как вы понимаете слова «примите грамотку в сердце»? 
Учитель:
- В тексте «Поучения» Владимира Мономаха ярко прослеживаются ценности, которые присущи не только самому князю, но и всему поколению тех лет. Отталкиваясь от этих ценностей, в основе ко-торых лежат сопряженные нравственные понятия (т.е. понятия с противоположным смыслом, на-пример, ложь-правда), князь выдвигает ряд нравственных принципов, правил, на которые должны опираться будущие поколения.
- Как вы думаете, Владимир Мономах мог считаться идеалом того времени, на которого можно и нужно ориентироваться? Обоснуйте свой ответ.
Задание: Опираясь на представленные нравственные понятия, найдите в тексте нравственные правила соответствующие им (слайд 9):
Трудолюбие - лень;
Правда – ложь;
Благородство – бесчестие;
Гордость – гордыня;
1. Нравственные понятия: лень-трудолюбие. Слайд 10. 
Выдержки из текста:
«…не ленитесь, но усердно трудитесь…»
«В дому своё не ленитесь….»
«На войну выйдя не ленитесь, не надейтесь на воевод»
Учитель: 
- Как вы думаете, почему Владимир дважды повторяет наказ, связанный с трудолюбием?
- Что именно князь вкладывает в понятие «трудолюбие»? 
Выдержки из текста: «за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим»; «ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью».
- Как вы думаете, нравственные понятия «ответственность» и «трудолюбие» имеют ли взаимосвязь?
Учитель: В Кратком психологическом словаре (Л.А. Карпенко) трудолюбие трактуется, как черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельно-сти. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворен-ности самим процессом труда.
- Какие характеристики трудолюбия вы бы добавили, опираясь на текст? (ответственность за результат)
Вывод:Князь считает трудолюбие одной из основных ценностей. Только трудолюбивый человек го-тов нести ответственность за свою жизнь, стремиться к саморазвитию и самовоспитанию. Именно поэтому в тексте несколько раз звучит призыв «не ленитесь!». 
2. Нравственные понятия: правда – ложь. Слайд 11.
Выдержки из текста: «лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело»;
- Князь считает, что пьянство губит тело, а ложь - душу. Как вы думаете, почему?
- Попробуйте подобрать пословицы, в которых народ осмысливает понятия «правда» и «ложь».
Пословицы:
- В ком добра нет, в том и правды мало.
- Разум золота краше, правда солнца светлей.
- Горькая правда приятней сладкой лжи.
- И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.
Вопросы:
- Как вы думаете, легко ли всегда говорить правду?
- А вы считаете, что лучше сладкая ложь или горькая правда?
Вывод: Для того чтобы говорить правду, нужно обладать сильной волей, что говорит о наличии и разума, и души. Князь призывает остерегаться ни врага, ни предателя, а лжи, так как она разрушает человека изнутри.
3. Нравственные понятия: гордость – гордыня. Слайд 12.
Выдержки из текста: «Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; всё, что мы имеет, дано нам на малое время».
- Как вы думаете, князь говорит о гордости или гордыне? Почему?
- Что же такое гордость? Чем она отличается от гордыни? (гордость – это чувство собственного достоинства, самоуважения)
Вывод: Владимир предупреждает своих детей о смертном грехе – гордыни. Говорит о смертности каждого. Упоминает, что гордыня проникает как в разум, так и в сердце человека.
4. Нравственные понятия: благородство – бесчестие. Слайд 13.
Выдержки из текста: «…не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим…»
«…напойте и накормите просящего…»
«…не забывайте и подавайте сироте…» 
- В данных фразах прослеживается милосердное отношение князя к людям. Как вы думаете, поня-тие милосердие и благородство связаны между собой? В чем видна эта связь? 
- Может ли благородный человек быть немилосердным?
Выдержки из текста: 
«…ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить…»
«Больного навестите, покойника проводите…»
«Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…»
Учитель: В первой фразе ярко видна сила справедливости, которую прославляет князь. 
- Как вы думаете, почему же князь велит милосердно относиться даже к «виновному»?
- Последние две фразы дают понять, насколько важны традиции для русского человека. А сегодня нужно ли соблюдать давние традиции? Почему?
Вывод: Князь Владимир стремился взрастить благородных сыновей, способных справедливо власт-вовать. По мнению князя, благородным может быть человек правдивый, трудолюбивый, справед-ливый, милосердный.
- Достаточно ли перечисленных качеств для характеристики благородного человека? 
- Как бы вы трактовали благородство, отталкиваясь от современных условий?
Задание: Опираясь на изменения в современном мире, на вашу личную иерархию ценностей, со-ставьте небольшое поучение будущим поколениям. 
Чтение получившихся вариантов поучения.

IV. Рефлексия:
- Можете ли вы назвать себя благородным человеком?
- Получили ли вы какие-либо полезные наставления от князя Владимира? Какое из наставлений вы бы сделали своим девизом?
V. Домашнее задание (слайд 14): Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии

Муромских». Подумайте над вопросом: «Какой из героев повести мог бы

стать вашим нравственным идеалом?».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!