СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная карта по теме "Функция листа: испарение воды растениями"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочная карта по теме "Функция листа: испарение воды растениями"

Просмотр содержимого документа
«Поурочная карта по теме "Функция листа: испарение воды растениями"»

Рабочая карта по теме «Функции листа: испарение воды растениями»


Блоки урока

Учебный материал с указанием заданий

Повторение знаний по теме «Функции листа: фотосинтез и дыхание»

Задание №1. Выберите один правильный ответ из трех предложенных.

1 Вариант

2 Вариант

1.Из каких веществ образуются в листьях органические соединения?

а) из воды и кислорода; б) из воды и углекислого газа; в) из кислорода и углекислого газа.

1. Йодную пробу на крахмал используют для того, чтобы:

а) превратить сахар в крахмал;

б) обнаружить крахмал в листьях;

в) обнаружить хлорофилл в листьях

2. В эксперименте, доказывающем, что на свету в листьях образуется крахмал, растение сначала на несколько часов убирали в темный шкаф. Для чего это делали?

а) чтобы обесцветить лист;

б) чтобы прекратить образование крахмала; в) чтобы накопить крахмал.

2. Обесцвеченный лист обработали йодом. Некоторые части листа не посинели. Одной из возможных причин этого могло быть то, что:

а) в этих частях не было хлорофилла; б) эти части были недостаточно освещены; в) крахмал превратился в сахар под действием йода

3. Крахмал образуется:

а) в каждой клетке листа; б) только в клетках с хлорофиллом; в) в любой клетке, имеющей пластиды.

3.Какое из веществ нерастворимо в воде?

а) крахмал; б) сахар; в) оба вещества

4. Йодная проба на крахмал показывает, что: а) крахмал образуется только в освещенной части листа; б) крахмал образуется в любой части листа; в) крахмал образуется только в той части, на которую попал йод

4. Выберите наиболее точное определение фотосинтеза:

а) фотосинтез, это процесс образования крахмала в листьях;

б) фотосинтез – это процесс образования органических веществ в листьях на свету; в) фотосинтез – это образование в листьях органических веществ из неорганических, при участии света.

5. В какой последовательности образуются органические вещества?

а) сначала крахмал, а потом сахар;

б) сначала сахар, а потом крахмал;

в) сахар и крахмал одновременно.

5. Органические вещества образуются в: а) хромопластах;

б) лейкопластах; в) хлоропластах

Задание №2. Установите соответствие между функциями листа и процессами, происходящими в растении.

Функции листа

Процессы


1 Вариант-

Фотосинтез:



2 Вариант-

Дыхание:

1. поглощает углекислый газ;

2. выделяется кислород;

3. происходит днем и ночью;

4. происходит во всех клетках растения;

5. в результате образуются органические вещества;

6. поглощается кислород;

7. выделяется углекислый газ;

8. происходит только на свету;

9. происходит в клетках с хлорофилловыми зернами;

10. органические вещества расходуются



Изучение

новой

темы

Цель: познакомиться с физиологическим процессом, протекающим в растительном организме – испарением воды; выяснить значение испарения воды растениями и зависимость этого процесса от факторов окружающей среды.


1. Проблемная ситуация №1.

Одно дерево рябины испаряет 50 кг воды за сутки.

Найдите: 1) Какую массу воды испарят 2 дерева рябины, за лето (95 суток);

2) Сколько ведер составляет эта масса воды, если одно ведро вмещает 10 кг воды?



Это интересно…

* Леса различных пород деревьев испаряют в течение лета с 1 га разное количество воды: еловый лес - 2240 т; дубовый лес – 1200 т; сосновый лес – 470 т


* За вегетационный период 1 га кукурузы испаряет 3 500 000 л воды; 1 га зрелого кленового леса – примерно 7 000 000 л; 1 га кактусов в Аризонской пустыне испаряет не более 2750 л воды в течение целого года.


* На каждом листе устьиц невероятно много. Например, на 1 кв. см листа у пшеницы 1500 устьиц, у подсолнечника их в 10 раз больше, у фасоли в 20 раз больше. На 1 листе липы их более миллиона, а на 1 листе капусты несколько миллионов.


* Через каждое устьице в 1 сек может выходить наружу такое количество молекул воды, что для его подсчета нужна цифра с 15 нулями.


Контроль знаний

по теме «Функции листа: испарение воды растениями»


1. Проблемная ситуация № 2.

Лиственные деревья наших лесов сбрасывают на зиму листья. Сделайте предложение: Что бы могло произойти с растениями, если бы такое приспособление у них не выработалось в ходе эволюции?


2. Задание №1. Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов

А) Каковы признаки растений влажных мест обитания?

1-Крупные листья; 2-Мелкие листья; 3-Большое число устьиц; 4-Небольшое число устьиц; 5- Волосковое опушение или восковой налет на листьях.

Б) Каковы признаки растений засушливых мест обитания?

1-Крупные листья; 2-Мелкие листья; 3-Большое число устьиц; 4-Небольшое число устьиц; 5- Волосковое опушение или восковой налет на листьях.


3. Задание №2. Найди ошибку.

У водных растений с плавающими листьями устьицы расположены на нижней стороне листа. У наземных растений в основном устьицы расположены в верхнем эпидермисе листа. Через устьичную щель внутрь листа проходит кислород и выделяется в атмосферу углекислый газ и вода. В темноте и при недостатке влаги устьица открыта. Когда растение освещено и имеет избыток влаги, устьица закрыта.

4. Задание №3. Из предложенных слов (изменяя падеж) составьте предложение о значение транспирации.

Климат, лес, влияние, испарение, большое, на, вода, оказывает



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!