Конспект урока по математике
в 7 классе
«Умножение многочлена на многочлен»
Гаджиева Сивда Бесировна
учитель математики
2018г
Конспект урока
Учебный предмет: алгебра
Класс: 7
Тема урока: «Умножение многочлена на многочлен»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
- познакомить с правилом умножения многочленов;
- расширить представления и формировать навык применения формулы умножения многочлена на многочлен для преобразования выражений;
- способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Задачи урока:
1. Предметные:
1.1 .Подготавливать обучающихся к усвоению правила умножения многочлена на многочлен;
1.2. Ввести алгоритм умножения многочлена на многочлен; научиться применять алгоритм при упрощении выражений;
1.3. Выработать у обучающихся прочные навыки в умении выполнять умножения многочлена на многочлен;
1.4. Определить готовность обучающихся к самостоятельному выполнению заданий на решение задач различного вида по теме «Многочлены».
2. Метапредметные:
Познавательные УУД: формулирование проблемы, анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Способствовать развитию у обучающихся поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).
Регулятивные УУД: принимать участие в обсуждении и формулировании темы и цели урока, конкретного задания, полученного результата, выполнять работу в соответствии с заданным планом; способствовать развитию у обучающихся самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном).
Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, участвовать в диалоге; способствовать развитию у обучающихся оценивания ситуаций взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.
Личностные УУД: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач, быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению, не бояться собственных ошибок; создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету; способствовать развитию у обучающихся осознания осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
Обучающийся должен уметь умножать многочлен на многочлен, а также применять данные знания к выполнению упражнений.
Методы и формы обучения: Фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы: Мордкович А.Г., Алгебра 7 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2016.
Оборудование: учебник математики, электронная доска, презентация, электронная тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Итак, начинаем урок!
2. Актуализация знаний
- Над освоением какой темы мы с вами работаем? («Многочлены»)
- Что вы уже знаете? (понятия многочлена, одночлена, многочлена стандартного вида, подобных членов многочлена, степени многочлена…)
- Что умеете? (приводить одночлены и многочлены к стандартному виду, определять степень многочлена, складывать, вычитать многочлены, умножать одночлен на многочлен...).
Устная работа.
1) Упростите:
а) -7х2+7х2+х2;
б) 13 - 5а - а;
2) Раскройте скобки:
а) 7(х – у);
б) 5х2 (2х – 3х2)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обучающимся предлагается упростить выражения:
а) 3ху · 5х2у;
б) - 0,8х2у3 ·(-10х3у);
в) -6ax3∙3 ∙ 9x2
в) (2а+3) ∙ (3а — 2).
По окончанию выполнения обучающиеся проверяют правильность решения заданий, проводят самооценку.
Какое задание не смогли выполнить? ( задание в))
- Что в нем необходимо было выполнить? (умножить многочлен на многочлен)
- Таким образом, мы подошли к теме урока.
-Какая будет тема сегодняшнего урока?
- Что для этого нам необходимо знать и уметь? (знать алгоритм умножения многочлена на многочлен и научиться его применять.
- Какие цели перед собой можете поставить? (учащиеся формулируют цели урока: научиться умножать многочлен на многочлен, преобразовывать выражения, применяя правило умножения многочлена на многочлен).
Тема нашего урока: Умножение многочлена на многочлен.
Наша цель на уроке – познакомиться с правилом умножения многочлена на многочлен, сформулировать алгоритм умножения многочлена на многочлен и научиться его применять.
4. Объяснение нового материала
Рассмотрим, как можно умножить многочлен на многочлен на примере произведения (а + b)(с + d).
Обозначим двучлен (а + b) какой-либо одной буквой, например буквой х, и раскроем скобки в произведении х(с + d) по правилу умножения одночлена на многочлен. Затем букву х заменим двучленом (а + b) и опять раскроем скобки.
Получим (а + b)(с + d) = х(с + d) = хс + х d = (а + b)с + (а + b) d =
=ас + bс + аd + bd.
Таким образом,
Каждый член второго многочлена умножили на каждый член первого многочлена.
А можно так:
Итак: Чтобы умножить многочлен на многочлен, надо каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого и полученные произведения сложить.
Алгоритм умножения многочлена на многочлен.
1. Каждый член первого многочлена умножаем на каждый член второго многочлена.
2. Полученные произведения складываем.
3. Приводим подобные слагаемые.
Пример. Умножьте многочлены:
5. Физ. Минутка
- Я предлагаю немного отдохнуть, но не забывать о теме нашего урока. Я буду показывать слайд с заданием и ответ, если ответ правильный – поднимаете руки вверх, а если неправильный, то поворачиваетесь вправо, если вообще не можете никак ответить, то поворачиваетесь влево. А сейчас выполним несколько упражнений.
(презентация)
-Выполним еще гимнастику глаз.
6. Контроль усвоения знаний
- Мы немножко отдохнули, а теперь умножим многочлены.
№1. Выполни умножение многочленов
1) (х + 3)(х + 1)
2) (b + 5)( b — 2)
3) (3х + 2) (х + 3)
4) (y - 4)(3у -4)
Ответ:
1) х2 + 4х + 3
2) b2 + 3b – 10
3) 3х2 + 11х + 6
4) 3у2 –16у + 16
Обсуждение решений. (обучающийся оценивает себя).
- Какие затруднения при умножении многочленов испытали?
- На каких этапах выполнения заданий можно допустить ошибки?
Вернемся к примеру, который был дан в начале урока
(2а+3) ∙ (3а — 2) = 6а2 -4а+9а-6= 6а2 +5а -6.
- А сейчас попробуем выполнить более сложное задание:
№2. Представить в виде многочлена:
1) (7х — 5) (х2 — 4х +3)
2) (х2 — ху +у2 ) (х+у)
3) (3x-4)(2x+1)(6x+3)
Обсуждение решений. (обучающийся оценивает себя).
- Какие затруднения при умножении многочленов испытали?
- На каких этапах выполнения заданий можно допустить ошибки?
- Что нужно сделать, чтобы уверенно выполнять умножение многочленов?
Пример 3) особенный мы на следующем уроке поговорим.
7. Информация о домашнем задании.
Выполни умножение:
1) (а + 1)(а +1)
2) (2 + у)(у + 3)
3) (2a + b)(a +2b)
4) (5m + 7n)(2n + 4m)
5) (2x – 3y)(3x +5y)
6) (-a –b)(2a – 3b)
7) (2x2 – y2)(y2 + 2x3)
8)
8. Итоги урока. Рефлексия.
– Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте подведём итоги нашего урока.
- Какую задачу пришлось решать сегодня на уроке?
- Как умножить многочлен на многочлен?
- Какие правила, способы действий нужно знать, чтобы правильно выполнять умножение многочлена на многочлен?
- Нам предстоит еще совершенствовать умения умножать многочлены.
Выскажись одним предложением, выбирая начало фразы
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
- Спасибо за работу на уроке!