СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка по теме «Язык — орудие мышления. Язык — средство общения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Язык — орудие мышления. Язык — средство общения»

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка по теме «Язык — орудие мышления. Язык — средство общения»»


Конспект урока русского языка по теме

«Язык — орудие мышления. Язык — средство общения»

10 класс

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные

-формировать представление учащихся о роли языка в жизни общества

Развивающие

- формировать коммуникативные навыки учащихся

- совершенствовать навыки анализа и построения текста

Воспитательные

- воспитывать сознательное отношение к языку как духовной ценности, средству общения и получения различных знаний

- воспитывать уважение к языковой культуре человека

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, учебник, тетрадь


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

1)Словарный диктант. *Повторение н и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Записать, раскрывая скобки.

Посеребре (н, нн) ые инеем деревья, ветре (н, нн) ый день, обветре (н, нн) ое лицо, безветре (н, нн) ая погода; комната хорошо побеле (н, нн) а; тяжело ра­не (н, нн) ый боец; перевязать ране (н, нн) ого; писа (н, нн) ая масля (н, нн) ыми красками картина; жела (н, нн) ый гость, смышле (н, нн) ый мальчик, подли (н, нн) ая рукопись, иллюстрирова (н, нн) ый журнал, асфальтирова (н, нн) ая дорога, деревя (н,нн) ый выкраше (н, нн) ый пол; грибы, жаре (н, нн) ые в сметане.

-Расскаазть, когда пишется Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях.

2)Синтаксическая разминка. Спишите, расставьте знаки препинания, обозначьте орфограммы в словах с попусками, скобками. Составьте схему слложного предложения.

1.Встреча…щие (по)минутно см…трели на часы и когда (в)дали по…вился поезд толпа подалась ему (на)встречу хотя это (н…)как (не) могло ускорить св…дание с бли…кими людьми.

2. Б…гатый звучный живой отлича…щийся ги…костью ударений и бе…конечно разнообразный в звукоподр…жаниях способный к передаче т…нчайших оттенков русский язык каж…тся нам созда(н,нн)ым для поэзии (П.Мериме)

II. Определение темы и целей урока.

-Как вы понимаете высказывание П.Мериме?

-Чему будет посвящён наш урок?

-Сформулируйте тему и цель урока

3.Открытие нового знания. Повторение ранее изученного.

1)Беседа с учащимися о языке.

- Что такое язык?

Методом «мозгового штурма» учащиеся предлагают свои определения.

- Сравните свои записи с определениями, данными в «Толковом словаре русского языка» под редакцией С. Ожегова. Откорректируйте записи. (Приложение 1)

Комментированное чтение учащимися словарной статьи о языке.

- Говоря сегодня на уроке о языке, какое из вышеперечисленных значений мы имеем в виду?


- Подберите к слову ЯЗЫК прилагательные. Запишите получившиеся словосочетания.

Родной язык

Живой язык

Искусственный Язык

Государственный язык

Мировой язык

Национальный язык

Мертвый язык

Русский язык

- Устно раскройте смысл одного из получившихся словосочетаний.

2) Изучение нового материала.

Работа в парах. Прочитайте статью, составьте план. Подготовьтесь к выступлению в качестве лектора.

Язык как средство общения.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Он необходим для существования и развития социума. Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.

Говоря о социальной обусловленности развития языка, отметим, что её не следует понимать как прямое отражение в языке всех общественных событий или как наличие социальных причин у каждого факта изменения языка. Социальные факторы воздействуют на язык не прямолинейно: они могут ускорять или замедлять темп языковой эволюции, способствовать перестройке отдельных составляющих языковой системы. Яркими примерами влияния общества на язык являются: социальное расслоение [1] языка (литературный язык, территориальные диалекты, профессиональные и социально-групповые жаргоны и т.п.); наличие социальных компонентов в структуре языковых единиц и др.

Помимо не зависящего от воли отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное, целенаправленное воздействие государства (и общества в целом) на развитие и функционирование языка – так называемая языковая политика. К ней относится создание лингвистами нормативных словарей и справочников, пропаганда языковых знаний и культуры речи в средствах массовой информации и т.д.

Влияние языка на общество изучено значительно меньше. Однако сам факт такого влияния очевиден, поскольку язык обладает организующей функцией по отношению к обществу, являясь основой взаимопонимания, социального мира и развития.

Русский язык – явление сложное, многогранное и изменяющееся. Это объясняется тем, что народ, который использует его как средство общения, неоднороден. «Пестрота», разнородность носителей языка зависит от огромной территории нашей страны, разделённой на области, края, республики. В каждой административной единице имеются крупные и малые города, сёла, деревни, хутора, которые бывают весьма отдалены друг от друга. Именно это обусловливает наличие диалектов, народных говоров. Они существуют только в устной форме, служат средством только бытового общения, имеют свой набор фонетических, грамматических словарных средств. Например, в донском диалекте г перед гласной обращается в придыхание. Однако русский язык имеет общенародную основу: с кем бы и на какой территории его носители ни общались, они понимают друг друга, так как диалекты (как профессиональные и социально-групповые жаргоны) являются частью национального языка, высшей формой которого остаётся литературный язык.


Язык и мышление

Как известно, языки у человечества разные, мышление – одно. Это и позволяет общаться людям разных национальностей (если выучить иностранный язык). Трудности, разумеется, возникают, но преодолимые, потому что по-настоящему невозможно общаться только тогда, когда мышление вашего «собеседника» принципиально иное. Но об этом читайте в научной фантастике. А мы – люди одной планеты, и, хотя специфика мышления у каждого бывает довольно причудливой, мы способны понимать друг друга. Области языка и мышления можно изобразить как два частично пересекающихся круга.

Не всё в мышлении относится к языку, и в языке не всё можно причислить к мышлению. Например, мышление бывает без речи: обезьяна способна догадаться, как с помощью палки можно достать банан – это так называемое практическое мышление. Оно есть и у человека, вы наверняка слышали выражение «практический ум». Человек «практический» умеет принимать правильные решения, действует «по-умному», но объяснить словами, почему сделал так, а не иначе, он, скорее всего, затруднится. Наглядно-образное мышление часто преобладает у людей искусства: художников, режиссёров. Человек с таким типом мышления предпочитает думать не словами, а картинами, образами, представлениями. Наконец, есть вербальное мышление, то есть словесное. Иногда его называют словесно-логическим или просто логическим.

Мысль человека всегда выражена языком, которым в широком смысле называют любую знаковую систему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации и выступающую средством общения между людьми. Вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека. Мышление всегда связано с единицами языка, без них мысль не сможет достичь отчетливости и ясности, представление не сможет стать понятием. Однако связь языка и мышления достаточно сложна.

Язык невозможен без мышления. Слово возникает на основе субъективного восприятия предметов внешнего мира человеком; оно есть отпечаток не предмета самого по себе, но его образа, созданного этим предметом в нашем сознании.

При этом предметы реального мира становятся объектами мышления не сами, они не могут попасть внутрь мысли – они представляются мышлению языком, который хоть и развивается сам силой мысли, но неизбежно имеет форму и представляет мир в определённом виде. Восприятие и понимание не только абстрактных явлений, но и конкретных предметов зависит от того, каким способом из множества возможных обозначил их язык.

Язык же отражает действительность не прямо, а через два этапа: от реального мира к мышлению и от мышления к языку. И хотя мышление было впереди языка, его результаты, оформляясь в языке, несколько видоизменяются (мысль не может целиком отразиться в слове). Поэтому язык становится отдельным участником общения и дальнейшего развития мышления, он не может быть простой формой для мысли, он может одновременно скрывать часть мысли и дополнять мысль языковыми ассоциациями.

Потребность мышления в понятии и обусловленное этим стремление к его уяснению должны предшествовать слову, которое есть выражение полной ясности понятия. Мышление развивается и обновляется гораздо быстрее, чем язык, но без языка мышление – это только «вещь для себя». Не выраженная языком мысль – это не та ясная, отчётливая мысль, которая помогает человеку постигать явления действительности, это, скорее, предвидение, а не собственно знание.

Язык и сознание воздействуют друг на друга. Мышление человека (и отдельной личности, и всего человеческого рода) находится в постоянном развитии, открывает новые стороны окружающего мира. Усложнение знаний о мире требует от языка всё большей гибкости в обозначении новых понятий о предметах и их свойствах, явлениях и отношениях.

Для того чтобы обеспечить мышление должными языковыми средствами, языку приходится совершенствовать словарь и грамматику. Поэтому в языке образуются новые значения слов, создаются новые слова, разграничиваются в значении слова, похожие по звучанию, закрепляется стилистическая дифференциация лексики. В грамматике язык может придавать новые значения синтаксическим конструкциям, закреплять в качестве устойчивых оборотов некоторые словосочетания, превращая их во фразеологизмы и т.п. От того, насколько быстро, гибко и удачно язык реагирует на новые потребности мышления, зависит успех речемыслительной деятельности как всей нации, так и отдельного её представителя.

Язык и мышление образуют единство: без мышления не может быть языка, и мышление без языка невозможно. Выделяют два основных аспекта этого единства:

генетический, который выражается в том, что возникновение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;

функциональный – язык и мышление в сегодняшнем, развитом состоянии, представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга.

Однако это вовсе не означает, что язык и мышление тождественны друг другу. Между ними существуют и определенные различия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Обладая относительной самостоятельностью, язык специфическим образом закрепляет в своих формах содержание мыслительных образов. Специфика языкового отражения заключается в том, что абстрагирующая работа мышления не прямо и непосредственно воспроизводится в формах языка, а закрепляется в них особым образом. Поэтому язык часто называют вторичной, косвенной формой отражения, так как мышление отражает, познает предметы и явления объективной действительности, а язык обозначает их и выражает в мысли, т.е. они различаются по своим функциям.

Во-вторых, различие существует и в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.

В-третьих, в формах мышления и языка действительные процессы получают упрощенное в известном смысле отражение, но в каждом случае это происходит по-разному. Мышление фиксирует противоречивые моменты любого движения. Развиваясь само, оно воспроизводит в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. А там, где начинается закрепление, вступает в свои права язык. Язык как форма отражения мира, подобно мыслительным образам, может представлять действительность более или менее полно, приблизительно верно. Закрепляя в своих формах содержание мыслительных образов, язык выделяет и подчеркивает в них то, что ранее было сделано мышлением. Однако делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик объективной реальности.

В-четвёртых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его познавательными способностями.

IV. Практикум.

Перед вами высказывание А. Толстого. Напишите небольшое сочинение – рассуждение на тему «Значение языка», используя в качестве тезиса высказывание писателя.

«Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Толстой)

VI. Рефлексия.

- Какие вопросы остались для вас открытыми?

- Что осталось непонятным?

- Что понравилось на уроке?

- Что было особенно интересным?


Выставление оценок.


VII. Домашнее задание.

Найдите 5-7 высказываний о языке, запишите их в тетрадь и определите функцию языка.

Раскройте письменно смысл наиболее понравившегося вам высказывания.

Подготовьте сообщение на тему «Язык – орудие мышления», используя записи в тетради.


Домашнее задание. Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте условия выбора орфограммы.

1) Все мои друзья достаточно образованны, и мне с ними всегда интересно. 2) Все комиссии уже образованы. 3) Лица солдат были серьезны и сосредоточенны. 4) Все они были озабочены происходящим. 5) История эта очень запутанна. 6) Шерсть так запутана котенком, что ее трудно распутать. 7) Мое внимание сосредоточено на решении этой задачи. 8) Бригада организованна и дружна. 9) Собрание хорошо орга­низовано. 10) Дорога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля к победе. 11) На картине едва намечены отдаленные горы в предутреннем тумане.


Домашнее задание. Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте условия выбора орфограммы.

1) Все мои друзья достаточно образова(н,нн)ы, и мне с ними всегда интересно. 2) Все комиссии уже образова(нн,н)ы. 3) Лица солдат были серьез(нн,н)ы и сосредоточе(н,нн)ы. 4) Все они были озабоче(нн,н)ы происходящим. 5) История эта очень запута(н,нн)а. 6) Шерсть так запута(нн,н(а котенком, что ее трудно распутать. 7) Мое внимание сосредоточе(нн,н)о на решении этой задачи. 8) Бригада организова(н,нн)а и дружна. 9) Собрание хорошо орга­низова(нн,н)о. 10) Дорога дли(н,нн)а, путники измуче(нн,н)ы, но непрекло(н,нн)а их воля к победе. 11) На картине едва намечены отдале(н,нн)ые горы в предутре(н,нн)ем тумане.















Рабочий лист.

1)Словарный диктант. *Повторение н и нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Записать, раскрывая скобки.

Посеребре (н, нн) ые инеем деревья, ветре (н, нн) ый день, обветре (н, нн) ое лицо, безветре (н, нн) ая погода; комната хорошо побеле (н, нн) а; тяжело ра­не (н, нн) ый боец; перевязать ране (н, нн) ого; писа (н, нн) ая масля (н, нн) ыми красками картина; жела (н, нн) ый гость, смышле (н, нн) ый мальчик, подли (н, нн) ая рукопись, иллюстрирова (н, нн) ый журнал, асфальтирова (н, нн) ая дорога, деревя (н,нн) ый выкраше (н, нн) ый пол; грибы, жаре (н, нн) ые в сметане.

-Расскаазть, когда пишется Н и НН в прилагательных, причастиях, наречиях.

2)Синтаксическая разминка. Спишите, расставьте знаки препинания, обозначьте орфограммы в словах с попусками, скобками. Составьте схему слложного предложения.

1.Встреча…щие (по)минутно см…трели на часы и когда (в)дали по…вился поезд толпа подалась ему (на)встречу хотя это (н…)как (не) могло ускорить св…дание с бли…кими людьми.

2. Б…гатый звучный живой отлича…щийся ги…костью ударений и бе…конечно разнообразный в звукоподр…жаниях способный к передаче т…нчайших оттенков русский язык каж…тся нам созда(н,нн)ым для поэзии (П.Мериме)

- Подберите к слову ЯЗЫК прилагательные. Запишите получившиеся словосочетания.

- Устно раскройте смысл одного из получившихся словосочетаний.

3. Изучение нового материала.

Работа в парах. Прочитайте статью, составьте план. Подготовьтесь к выступлению в качестве лектора.

Язык как средство общения.

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Он необходим для существования и развития социума. Язык и общество тесно связаны друг с другом. Как не может быть языка вне общества, так и общество не может существовать без языка. Их влияние друг на друга взаимное.

Говоря о социальной обусловленности развития языка, отметим, что её не следует понимать как прямое отражение в языке всех общественных событий или как наличие социальных причин у каждого факта изменения языка. Социальные факторы воздействуют на язык не прямолинейно: они могут ускорять или замедлять темп языковой эволюции, способствовать перестройке отдельных составляющих языковой системы. Яркими примерами влияния общества на язык являются: социальное расслоение [1] языка (литературный язык, территориальные диалекты, профессиональные и социально-групповые жаргоны и т.п.); наличие социальных компонентов в структуре языковых единиц и др.

Помимо не зависящего от воли отдельных людей влияния общества на язык возможно и сознательное, целенаправленное воздействие государства (и общества в целом) на развитие и функционирование языка – так называемая языковая политика. К ней относится создание лингвистами нормативных словарей и справочников, пропаганда языковых знаний и культуры речи в средствах массовой информации и т.д.

Влияние языка на общество изучено значительно меньше. Однако сам факт такого влияния очевиден, поскольку язык обладает организующей функцией по отношению к обществу, являясь основой взаимопонимания, социального мира и развития.

Русский язык – явление сложное, многогранное и изменяющееся. Это объясняется тем, что народ, который использует его как средство общения, неоднороден. «Пестрота», разнородность носителей языка зависит от огромной территории нашей страны, разделённой на области, края, республики. В каждой административной единице имеются крупные и малые города, сёла, деревни, хутора, которые бывают весьма отдалены друг от друга. Именно это обусловливает наличие диалектов, народных говоров. Они существуют только в устной форме, служат средством только бытового общения, имеют свой набор фонетических, грамматических словарных средств. Например, в донском диалекте г перед гласной обращается в придыхание. Однако русский язык имеет общенародную основу: с кем бы и на какой территории его носители ни общались, они понимают друг друга, так как диалекты (как профессиональные и социально-групповые жаргоны) являются частью национального языка, высшей формой которого остаётся литературный язык.


Язык и мышление

Как известно, языки у человечества разные, мышление – одно. Это и позволяет общаться людям разных национальностей (если выучить иностранный язык). Трудности, разумеется, возникают, но преодолимые, потому что по-настоящему невозможно общаться только тогда, когда мышление вашего «собеседника» принципиально иное. Но об этом читайте в научной фантастике. А мы – люди одной планеты, и, хотя специфика мышления у каждого бывает довольно причудливой, мы способны понимать друг друга. Области языка и мышления можно изобразить как два частично пересекающихся круга.

Не всё в мышлении относится к языку, и в языке не всё можно причислить к мышлению. Например, мышление бывает без речи: обезьяна способна догадаться, как с помощью палки можно достать банан – это так называемое практическое мышление. Оно есть и у человека, вы наверняка слышали выражение «практический ум». Человек «практический» умеет принимать правильные решения, действует «по-умному», но объяснить словами, почему сделал так, а не иначе, он, скорее всего, затруднится. Наглядно-образное мышление часто преобладает у людей искусства: художников, режиссёров. Человек с таким типом мышления предпочитает думать не словами, а картинами, образами, представлениями. Наконец, есть вербальное мышление, то есть словесное. Иногда его называют словесно-логическим или просто логическим.

Мысль человека всегда выражена языком, которым в широком смысле называют любую знаковую систему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации и выступающую средством общения между людьми. Вне языка могут быть переданы только посредством мимики или жестов неясные побуждения, волевые импульсы, которые хотя и важны, однако несравнимы с речью, раскрывающей замыслы, чувства и переживания человека. Мышление всегда связано с единицами языка, без них мысль не сможет достичь отчетливости и ясности, представление не сможет стать понятием. Однако связь языка и мышления достаточно сложна.

Язык невозможен без мышления. Слово возникает на основе субъективного восприятия предметов внешнего мира человеком; оно есть отпечаток не предмета самого по себе, но его образа, созданного этим предметом в нашем сознании.

При этом предметы реального мира становятся объектами мышления не сами, они не могут попасть внутрь мысли – они представляются мышлению языком, который хоть и развивается сам силой мысли, но неизбежно имеет форму и представляет мир в определённом виде. Восприятие и понимание не только абстрактных явлений, но и конкретных предметов зависит от того, каким способом из множества возможных обозначил их язык.

Язык же отражает действительность не прямо, а через два этапа: от реального мира к мышлению и от мышления к языку. И хотя мышление было впереди языка, его результаты, оформляясь в языке, несколько видоизменяются (мысль не может целиком отразиться в слове). Поэтому язык становится отдельным участником общения и дальнейшего развития мышления, он не может быть простой формой для мысли, он может одновременно скрывать часть мысли и дополнять мысль языковыми ассоциациями.

Потребность мышления в понятии и обусловленное этим стремление к его уяснению должны предшествовать слову, которое есть выражение полной ясности понятия. Мышление развивается и обновляется гораздо быстрее, чем язык, но без языка мышление – это только «вещь для себя». Не выраженная языком мысль – это не та ясная, отчётливая мысль, которая помогает человеку постигать явления действительности, это, скорее, предвидение, а не собственно знание.

Язык и сознание воздействуют друг на друга. Мышление человека (и отдельной личности, и всего человеческого рода) находится в постоянном развитии, открывает новые стороны окружающего мира. Усложнение знаний о мире требует от языка всё большей гибкости в обозначении новых понятий о предметах и их свойствах, явлениях и отношениях.

Для того чтобы обеспечить мышление должными языковыми средствами, языку приходится совершенствовать словарь и грамматику. Поэтому в языке образуются новые значения слов, создаются новые слова, разграничиваются в значении слова, похожие по звучанию, закрепляется стилистическая дифференциация лексики. В грамматике язык может придавать новые значения синтаксическим конструкциям, закреплять в качестве устойчивых оборотов некоторые словосочетания, превращая их во фразеологизмы и т.п. От того, насколько быстро, гибко и удачно язык реагирует на новые потребности мышления, зависит успех речемыслительной деятельности как всей нации, так и отдельного её представителя.

Язык и мышление образуют единство: без мышления не может быть языка, и мышление без языка невозможно. Выделяют два основных аспекта этого единства:

генетический, который выражается в том, что возникновение языка было тесно связано с возникновением мышления, и наоборот;

функциональный – язык и мышление в сегодняшнем, развитом состоянии, представляют собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают друг друга.

Однако это вовсе не означает, что язык и мышление тождественны друг другу. Между ними существуют и определенные различия.

Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Обладая относительной самостоятельностью, язык специфическим образом закрепляет в своих формах содержание мыслительных образов. Специфика языкового отражения заключается в том, что абстрагирующая работа мышления не прямо и непосредственно воспроизводится в формах языка, а закрепляется в них особым образом. Поэтому язык часто называют вторичной, косвенной формой отражения, так как мышление отражает, познает предметы и явления объективной действительности, а язык обозначает их и выражает в мысли, т.е. они различаются по своим функциям.

Во-вторых, различие существует и в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.

В-третьих, в формах мышления и языка действительные процессы получают упрощенное в известном смысле отражение, но в каждом случае это происходит по-разному. Мышление фиксирует противоречивые моменты любого движения. Развиваясь само, оно воспроизводит в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. А там, где начинается закрепление, вступает в свои права язык. Язык как форма отражения мира, подобно мыслительным образам, может представлять действительность более или менее полно, приблизительно верно. Закрепляя в своих формах содержание мыслительных образов, язык выделяет и подчеркивает в них то, что ранее было сделано мышлением. Однако делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик объективной реальности.

В-четвёртых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его познавательными способностями.

IV. Практикум.

Перед вами высказывание А. Толстого. Напишите небольшое сочинение – рассуждение на тему «Значение языка», используя в качестве тезиса высказывание писателя.

«Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А. Толстой)

V. Рефлексия.

- Какие вопросы остались для вас открытыми?

- Что осталось непонятным?

- Что понравилось на уроке?

- Что было особенно интересным?


































Источники:

1.И.В.Золотарёва, Л.П.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс.М. «ВАКО», 2010

2.В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, О.А.Сальникова. Методическое пособие к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 классы. М.Дрофа, 2015

3.И.П.Цыбулько. Единый государственный экзамен. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты 2017. М.Национальное образование, 2017





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!