СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка по теме "Районирование территории России. Проблемы экономического районирования"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районирование территории России. Проблемы экономического районирования

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка по теме "Районирование территории России. Проблемы экономического районирования"»




Технологическая карта урока № 40


Тема урока

Районирование территории России. Проблемы экономического районирования

Тип урока

Урок изучения нового

Цели

Сформировать представление о государственной территории. Определить место России среди государств СНГ и стран мира по площади и по численности населения. Познакомить с административно-территориальным делением страны. Научиться работать с политико-административной картой России.

Образовательные ресурсы

Политико-административная и физическая карта России, у учащихся атласы, контурные карты, учебники.

План урока

1. Изменение границ государства.

2. Государственное устройство:

а. политико-государственное;

б. административно-территориальное.


Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический..

Формы: индивидуальный, фронтальный.

Основные понятия


Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Знать политико-государственное, административно-территориальное устройство России.

Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения и формулируют новые задачи.

Обладают готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.


1.Организационный – мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие

2. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Фронтальный опрос:

-По каким признакам и для чего территории можно подразделять на части?

-Как называется та часть территории России, в которой мы живем?

-А вы знаете, на какие части поделена территория России?

-А сколько их? 

Сегодня наша с вами задача выяснить, на какие части поделена территория России

Давайте откроем учебник и назовем тему нашего урока, параграф 4

Личностные: осознание своих возможностей

Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии

Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

3. Целеполагание

Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий

- Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала

И так, тема нашего урока: «Субъекты РФ»

Запишите тему, дату урока в рабочий лист

Сформулируйте цель нашего урока, (ответы обучающихся), запишите ее в рабочий лист.

А сейчас давайте составим план урока:

  1. Для чего нужно административно- территориальное деление страны

  2. Федерация и субъекты

  3. Административно-территориальное устройство России

  4. Федеральные округа

- Подводит обучающихся к осознанию целей и задач – рубрика «Вы узнаете»

- Что изучает социально-экономическая география.

- Что такое хозяйственный комплекс.

- Каковы причины создания хозяйственного комплекса.


- Ставит проблемный вопрос: Зачем нужно делить страну на части?

- Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания

Личностныесамоопределение

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения

Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи

4. Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний

План намечен, сейчас мы с вами будем реализовывать его. Для этого работаем с чем? (учебником и атласом).

Работаем с рисунком 6, стр.22

Ответьте на вопросы:

1.Что такое административно-территориальное деление? (это способ территориальной организации государства)

2.В чем его суть? (деление страны на части)

3.Когда и кто впервые разделил Россию на территориально-административные части? ( Петр 1, в 1708 г.)

4.Какие функции выполняет административно-территориальное деление страны? (контроль, организация работы общегосударственных служб, быстрая мобилизация сил, освоение новых районов)

Переходим ко второму вопросу – это Федерация и субъекты Федерации

-Скажите, какой документ является основным законом РФ? (Конституция)

В ст.1 говорится, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

А сейчас предлагаю заполнить схему, для этого воспользуемся тестом учебника стр.21 и атласом

Федерация – это___________________________________

Субъект – это ____________________________________

Давайте сделаем вывод о том, что вы узнали о административно-территориальном делении России

У нас остался еще один вопрос: «Федеральные округа»

  1. Сколько федеральных округов в России? (8)

  2. Для чего они образованы? (обеспечение исполнения Конституции РФ, федеральных законов, постановлений и т.д.)

  3. Назовите федеральные округа (Северо-Западный, Центральный, Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный)

- Возвращается к проблемному вопросу: Зачем нужно делить страну на части?

- Организует физминутку

- Работают с учебником, анализируют схему

-Работают с атласом, находят примеры субъектов к схеме

- Отвечают на вопрос, делаю записи в тетрадь

- Находят определение понятия, записывают в тетрадь

-Делают вывод. Приводят определения понятиям, количественные показатели

-Работают с учебником, отвечают на вопросы, делают записи в тетради

- Отвечают на проблемный вопрос

Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать

Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других

Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок

5. Первичная проверка понимания

Цель этапа:установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

- Организует практическое задание на закрепление теоретических знаний

1. Определите субъекты Федерации, на территории в которых располагаются крайние материковые точки России

2. Используя административную карту России, выпишите названия всех субъектов России, сгруппировав их по видам. Укажите название административного центра каждого субъекта

3. Обозначьте на карте национально-территориальные образования России.

- Следит за самостоятельностью выполнения

- Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления

- Слушают учителя, ищут информацию в учебнике и атласе

- Систематизируют учебный материал

- Проговаривают алгоритм действий

- Выполняют ПЗ

Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации,аргументация своего мнения и позиции

Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля

6. Первичное закрепление

Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

- Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

Вопросы по параграфу

  1. Сколько субъектов Федерации в составе нашей страны?

  2. По каким признакам выделяются субъекты Федерации?

  3. Сколько федеральных округов образованы на территории страны?

Кто быстрей? – работа со сложными вопросами учебника

- Осуществляют учебные действия по намеченному плану

- Задают друг другу вопросы, слушают ответы, исправляют ошибки.

- Работают с учебником стр.30-31

Личностные: самоопределение.

Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Задает и комментирует дифференцированное задание

- Записывают домашнее задание: Параграф 5 стр. 34 от теории к практике

- Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные: выделение существенной информации

Коммуникативные: слушание учителя

Регулятивные:

регуляция учебной деятельности - умение выбрать задание по силам




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!