СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка по теме "Роль, значение и проблемы развития машиностроения"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль, значение и проблемы развития машиностроения

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка по теме "Роль, значение и проблемы развития машиностроения"»




Технологическая карта урока № 22


Тема урока

Роль, значение и проблемы развития машиностроения

Тип урока

Комбинированный

Цели и задачи урока


Создать условия для усвоения обучающихся особенностей состава машиностроения России.

  • помочь обучающимся осознать значение машиностроения в хозяйстве страны, его современных проблемах, важнейших факторов размещения машиностроительных предприятий;

  • обеспечить усвоение и закрепление содержания понятий «машиностроительный комплекс», «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор»;

  • организовать деятельность обучающихся по выявлению состава, значения и факторов размещения машиностроительного комплекса;

  • содействовать развитию у обучающихся умений выделять признаки факторов размещения, формулировать определения понятий: специализация, кооперирование; проводить исследование на основе статистических материалов и графических схем, формулировать выводы.


Образовательные ресурсы

Политико-административная и физическая карта России, атласы, контурные карты, учебники.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический..

Формы: индивидуальный, фронтальный.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

содержания понятий и терминов: «машиностроительный комплекс», «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор»;

особенностей отраслевой и функциональной структуры машиностроения России.

В ценностно-ориентационной сфере:

понимание роли машиностроения для обеспечения безопасности страны.

В сфере географической деятельности:

умение:

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей отраслевой структуры машиностроительного комплекса;

сравнивать развитие машиностроения под влиянием разных факторов в крупнейших частях России;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об особенностях машиностроения России и родного края.


Познавательные:

умение

выявлять главные признаки понятий и оперировать ими;

устанавливать причинно-следственные связи, проводить исследование, формулировать выводы;

сравнивать объекты.

Регулятивные:

Умение:

ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы;

организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу;

выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Коммуникативные:

Умение:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;

работать индивидуально и в паре;

эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения в совместной деятельности;

осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.


эмоционально-ценностное отношение к значению машиностроения своей страны, многообразию в нем предприятий и отраслей;

личностные представления о целостности машиностроительного комплекса, обеспеченной связями между отраслями машиностроения и другими межотраслевыми комплексами;

стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Роль и значение машиностроения в хозяйстве страны:

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей, производящих оборудование для всех подразделений народного хозяйства, а также многие предметы потребления.

Машиностроение в России развито в недостаточной степени. Начиная с 1990-х годов производство многих видов машиностроительной продукции сократилось в несколько раз. Проанализируйте  объёмы производства  машиностроения по слайдам  ЭУ: «Структура экспорта РФ, 2009г. (по данным  Федеральной службы государственной статистики)», «Структура импорта РФ, 2009г. (по данным  Федеральной службы государственной статистики)», «Место Россиив мире по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции,2008г. (Россия в цифрах.2010. По данным Федеральной службы государственной статистики), «Производство автомобилей в России».

 В  структуре экспорта РФ на  2009г.  доля  машин, оборудования и  транспортных средств составляет 5,89%.

 В  структуре импорта  РФ на  2009г.  доля  машин, оборудования и  транспортных средств составляет 43,4%.

По производству легковых автомобилей (включая сборку)  Россия занимает 12 место.

Вывод. Сейчас машиностроение производит всего около 3%ВВП страны, а доля его продукции в промышленности гораздо ниже, чем в развитых странах. В экспорте российской продукции доля машиностроения -4%, а в импорте – более 50%.

Главная задача МСК - обеспечить хозяйство страны все более совершенными машинами. Состав МСК представлен более, чем 70 отраслями, которые по роли и значению объединяются в 3 взаимосвязанных группы.

Связи машиностроения (анализ рис. 27 стр. 110).

МСК взаимосвязан со многими межотраслевыми комплексами: транспортным, научным, топливно-энергетическим, агропромышленным, инфраструктурным.

Проблемы и перспективы развития машиностроения.

В машиностроении России существуют следующие проблемы и возможные пути их решения. Итог:1. Низкое качество выпускаемых машин.2. Импорт машин в Россию растёт быстрее, чем экспорт.   Низкое качество исходных материалов (металлов, пластиков и др.). Устаревшее оборудование на машиностроительных заводах, устаревшие технологии выпуска машин. Низкие темпы обновления продукции в условиях постоянно меняющегося спроса (в том числе из-за преобладания крупных заводов, на которых переход на выпуск новой модели связан с огромными трудностями). Монополизм крупных предприятий.

VI        ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Анализ легенды карты «Машиностроение»

Ответы на вопросы в учебнике стр.111.

V        ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Заполнить таблицу

Использование продукции машиностроения

Промышленность

Сельское хозяйство

Транспорт

Население








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс