Технологическая карта урока № 22
Тема урока | Роль, значение и проблемы развития машиностроения |
Тип урока | Комбинированный |
Цели и задачи урока | Создать условия для усвоения обучающихся особенностей состава машиностроения России. -
помочь обучающимся осознать значение машиностроения в хозяйстве страны, его современных проблемах, важнейших факторов размещения машиностроительных предприятий; -
обеспечить усвоение и закрепление содержания понятий «машиностроительный комплекс», «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор»; -
организовать деятельность обучающихся по выявлению состава, значения и факторов размещения машиностроительного комплекса; -
содействовать развитию у обучающихся умений выделять признаки факторов размещения, формулировать определения понятий: специализация, кооперирование; проводить исследование на основе статистических материалов и графических схем, формулировать выводы. |
Образовательные ресурсы | Политико-административная и физическая карта России, атласы, контурные карты, учебники. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.. Формы: индивидуальный, фронтальный. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
В познавательной (интеллектуальной) сфере: содержания понятий и терминов: «машиностроительный комплекс», «наукоемкость», «метало-и трудоемкость», «специализация», «кооперирование», «транспортный фактор»; особенностей отраслевой и функциональной структуры машиностроения России. В ценностно-ориентационной сфере: понимание роли машиностроения для обеспечения безопасности страны. В сфере географической деятельности: умение: находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей отраслевой структуры машиностроительного комплекса; сравнивать развитие машиностроения под влиянием разных факторов в крупнейших частях России; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации об особенностях машиностроения России и родного края. | Познавательные: умение выявлять главные признаки понятий и оперировать ими; устанавливать причинно-следственные связи, проводить исследование, формулировать выводы; сравнивать объекты. Регулятивные: Умение: ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы; организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из статистических источников, графических схем, осуществлять ее преобразование, сохранение, передачу; выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Коммуникативные: Умение: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в паре; эффективно сотрудничать и взаимодействовать в группе при выработке общего решения в совместной деятельности; осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата. | эмоционально-ценностное отношение к значению машиностроения своей страны, многообразию в нем предприятий и отраслей; личностные представления о целостности машиностроительного комплекса, обеспеченной связями между отраслями машиностроения и другими межотраслевыми комплексами; стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Роль и значение машиностроения в хозяйстве страны:
Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей, производящих оборудование для всех подразделений народного хозяйства, а также многие предметы потребления.
Машиностроение в России развито в недостаточной степени. Начиная с 1990-х годов производство многих видов машиностроительной продукции сократилось в несколько раз. Проанализируйте объёмы производства машиностроения по слайдам ЭУ: «Структура экспорта РФ, 2009г. (по данным Федеральной службы государственной статистики)», «Структура импорта РФ, 2009г. (по данным Федеральной службы государственной статистики)», «Место Россиив мире по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции,2008г. (Россия в цифрах.2010. По данным Федеральной службы государственной статистики), «Производство автомобилей в России».
В структуре экспорта РФ на 2009г. доля машин, оборудования и транспортных средств составляет 5,89%.
В структуре импорта РФ на 2009г. доля машин, оборудования и транспортных средств составляет 43,4%.
По производству легковых автомобилей (включая сборку) Россия занимает 12 место.
Вывод. Сейчас машиностроение производит всего около 3%ВВП страны, а доля его продукции в промышленности гораздо ниже, чем в развитых странах. В экспорте российской продукции доля машиностроения -4%, а в импорте – более 50%.
Главная задача МСК - обеспечить хозяйство страны все более совершенными машинами. Состав МСК представлен более, чем 70 отраслями, которые по роли и значению объединяются в 3 взаимосвязанных группы.
Связи машиностроения (анализ рис. 27 стр. 110).
МСК взаимосвязан со многими межотраслевыми комплексами: транспортным, научным, топливно-энергетическим, агропромышленным, инфраструктурным.
Проблемы и перспективы развития машиностроения.
В машиностроении России существуют следующие проблемы и возможные пути их решения. Итог:1. Низкое качество выпускаемых машин.2. Импорт машин в Россию растёт быстрее, чем экспорт. Низкое качество исходных материалов (металлов, пластиков и др.). Устаревшее оборудование на машиностроительных заводах, устаревшие технологии выпуска машин. Низкие темпы обновления продукции в условиях постоянно меняющегося спроса (в том числе из-за преобладания крупных заводов, на которых переход на выпуск новой модели связан с огромными трудностями). Монополизм крупных предприятий.
VI ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Анализ легенды карты «Машиностроение»
Ответы на вопросы в учебнике стр.111.
V ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Заполнить таблицу
Использование продукции машиностроения
Промышленность | Сельское хозяйство | Транспорт | Население |
| | | |