Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка. | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. -Что такое деятельность? Виды деятельности. -Общение может быть деятельностью? -Попробуем составить модель общения. -Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять? -Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? (Речевую) - Если связать слова «речь» и «деятельность», можно сформулировать тему урока?(Речевая деятельность) -Речевая деятельность может делиться на виды? (Да) - Тогда уточним тему урока. Виды речевой деятельности. Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: познакомиться с основными видами речевой деятельности. | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: Осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия. |
3. Актуализация знаний. | Прием «слепая» таблица. Предлагает обучающимся каждой пары составить «слепую» таблицу для другой пары на основе учебной информации в параграфе 4 учебника. | Работа в парах. Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | - Продолжаем разговор о речевой деятельности. - Однозначное или многозначное слово речь? - Приведите примеры (из статьи) различных значений этого слова. - Как называется речь, которая звучит? - Как называется речь, которая «молчит»? Устная и письменная речь - основные виды речевой деятельности. Письменная речь - название говорит само за себя. Устная речь связана, прежде всего, с устным народным творчеством (Народные предания передавались из уст в уста), она имеет место, когда мы общаемся. Менее употребим, но все-таки употребим термин - «речь говоримая», связанная с чтением вслух стихов, художественных текстов. Говорить всегда легко. Одним бывает трудно связать несколько слов, особенно если приходиться говорить публично. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «Словно реченька журчит». Есть мастера устной речи - ораторы, рассказчики. Но, прежде всего, нужно научиться общаться. По этому поводу - Послушайте текст и выпишите ответы на вопросы: Что такое язык? Что такое речь? Язык прочно связан с человеком. Он есть самое лучшее средство общения. Можно сказать, что язык - это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание. А речь - это язык в действии, язык в работе. Среди всего многообразия разновидностей употребления языка ученые выделяют 2: употребление языка «в народе» и «в книге». Их обычно называют разговорным («народным», «живым») и литературным («книжным», «письменным») языком. - Чем отличаются между собой язык и речь? - Какие разновидности употребления языка выделяют ученые? - Чем разговорный и литературный язык могут отличаться? Особенно убедительно на этот вопрос ответил отечественный лингвист Л.В. Щерба. Он считал, что в основе разговорного языка лежит неподготовленный диалог, а в основе литературного языка - подготовленный монолог. Разговорное общение во многом зависит от ситуации. Кроме неподготовленности речевого акта, разговорной речи присущи непринужденность, непосредственное участье говорящих, ситуативность. | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами. Работа с учебником. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5. Первичная проверка понимания | - Охарактеризуйте речевую ситуацию, используя следующие рисунки - При ответе воспользуйтесь схемой «Речевая ситуация» - Действительное речевое общение - это и умение, и мастерство, и искусство и многое, многое другое «Умение говорить» поэт Е.Винокуров называл священным: Священное умение говорить, Произносить слова и строить фразу. Как просто это: стоит рот открыть, И чудо слова возникает сразу. Приставка. Окончание. Основа... И все-таки, сегодня мы убедились в очередной раз, чтобы возникло «чудо слова», мало «рот открыть». Необходимо знать и законы языка, и уметь пользоваться богатством и разнообразием языковых единиц, обладать высокой культурой речи и поведения | Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. |
6. Первичное закрепление | - Разберите слова по составу и дайте их лексическое значение. - Подберите к ним однокоренные слова. Общение, сообщение, воздействие, монолог, диалог, полилог. - Закончить предложение «Общение - это...», выбирая из предложенного списка слова и сочетания слов: умение, мастерство, знание дела, искусство, роскошь, предмет необходимости, ценная вещь, способность налаживать отношения, самое ценное в жизни. | Выполняют задание. | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Составить монолог - объяснение в следующей ситуации общения: I в. II в. Объясняешь малышу правила объясняешь однокласснику дорожного движения правила игры | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | Обучающиеся осуществляют рефлексию. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |