СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка по теме «Виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка по теме «Виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности»»


Урок № 22-23. Виды речевой деятельности. Четыре этапа речевой деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: Выяснить значения понятий «язык» и «речь»; познакомить с основными видами речевой деятельности; проанализировать речевые ситуации.

Планируемые результаты

Предметные: Формировать умение определять роль и значение языка как хранителя духовных ценностей нации.

Знать роль языка в жизни человека, общества, в отражении культуры и истории русского народа, функции русского языка; уметь видеть связь языка и культуры в лексических единицах, получение представлений об основных видах речевой деятельности


Метапредметные:

Регулятивные УДД: Формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную

Познавательные УДД: Формирование умения осознанно и произвольно строить сообщения-рассуждения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характер, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД: Формирование умения строить монологическое высказывание и формулировать собственное мнение и позицию, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Личностные: Формирование гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: «Русский язык . 10 класс» С.И. Львовой и В.В. Львова [и др.] – М. : Мнемозина, 2019*; информационная справка по теме урока, презентация.

Интернет-ресурсы:1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. Проверка готовности, необходимой к уроку русского языка.

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

На доске написано слово ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

-Что такое деятельность? Виды деятельности.

-Общение может быть деятельностью?

-Попробуем составить модель общения.

-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?

-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? (Речевую)

- Если связать слова «речь» и «деятельность», можно сформулировать тему урока?(Речевая деятельность)

-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)

- Тогда уточним тему урока. Виды речевой деятельности.

Исходя из этого сформулируем цель нашего урока: познакомиться с основными видами речевой деятельности.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные:

Осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия.

3. Актуализация знаний.

Прием «слепая» таблица. Предлагает обучающимся каждой пары составить «слепую» таблицу для другой пары на основе учебной информации в параграфе 4 учебника.

Работа в парах.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован-ной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.Первичное усвоение новых знаний.

- Продолжаем разговор о речевой деятельности.

- Однозначное или многозначное слово речь?

- Приведите примеры (из статьи) различных значений этого слова. - Как называется речь, которая звучит? - Как называется речь, которая «молчит»?

Устная и письменная речь - основные виды речевой деятельности.

Письменная речь - название говорит само за себя. Устная речь связана, прежде всего, с устным народным творчеством (Народные предания передавались из уст в уста), она имеет место, когда мы общаемся.

Менее употребим, но все-таки употребим термин - «речь говоримая», связанная с чте­нием вслух стихов, художественных текстов. Говорить всегда легко. Одним бывает трудно связать несколько слов, особенно если приходиться говорить публично. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «Словно реченька журчит». Есть мастера устной речи - ора­торы, рассказчики. Но, прежде всего, нужно научиться общаться. По этому поводу

- Послушайте текст и выпишите ответы на вопросы: Что такое язык? Что такое речь?

Язык прочно связан с человеком. Он есть самое лучшее средство общения. Можно ска­зать, что язык - это «кладовая» речи, которая хранит и бережет все людское познание.

А речь - это язык в действии, язык в работе. Среди всего многообразия разновидностей употребления языка ученые выделяют 2: употребление языка «в народе» и «в книге». Их обычно называют разговорным («народным», «живым») и литературным («книжным», «пись­менным») языком.

- Чем отличаются между собой язык и речь?

- Какие разновидности употребления языка выделяют ученые?

- Чем разговорный и литературный язык могут отличаться?

Особенно убедительно на этот вопрос ответил отечественный лингвист Л.В. Щерба. Он считал, что в основе разговорного языка лежит неподготовленный диалог, а в основе ли­тературного языка - подготовленный монолог. Разговорное общение во многом зависит от ситуации. Кроме неподготовленности речевого акта, разговорной речи присущи непринуж­денность, непосредственное участье говорящих, ситуативность.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.

Работа с учебником.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

- Охарактеризуйте речевую ситуацию, используя следующие рисунки

- При ответе воспользуйтесь схемой «Речевая ситуация»

- Действительное речевое общение - это и умение, и мастерство, и искусство и многое, мно­гое другое «Умение говорить» поэт Е.Винокуров называл священным:

Священное умение говорить,

Произносить слова и строить фразу.

Как просто это: стоит рот открыть,

И чудо слова возникает сразу. Приставка. Окончание. Основа...

И все-таки, сегодня мы убедились в очередной раз, чтобы возникло «чудо слова», мало «рот открыть». Необходимо знать и законы языка, и уметь пользоваться богатством и разнообразием языковых единиц, обладать высокой культурой речи и поведения

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.


6. Первичное закрепление

- Разберите слова по составу и дайте их лексическое значение.

- Подберите к ним однокоренные слова. Общение, сообщение, воздействие, монолог, диалог, полилог.

- Закончить предложение «Общение - это...», выбирая из предложенного списка слова и со­четания слов: умение, мастерство, знание дела, искусство, роскошь, предмет необходимости, ценная вещь, способность налаживать отношения, самое ценное в жизни.


Выполняют задание.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе; оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Составить монолог - объяснение в следующей ситуации общения:

I в. II в. Объясняешь малышу правила объясняешь однокласснику дорожного движения правила игры

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы.


коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…


Обучающиеся осуществляют рефлексию.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!