СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка по всеобщей истории в 9 классе по теме "Завершение эпохи индустриального общества"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочная разработка по всеобщей истории в 9 классе по теме "Завершение эпохи индустриального общества" по Сороко-Цюпа

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка по всеобщей истории в 9 классе по теме "Завершение эпохи индустриального общества"»

Дата ___________ 9 класс. Всеобщая история. Урок 15. Завершение эпохи индустриального общества. 1945-1970-е гг.

Цели урока:

  • Охарактеризовать общую экономическую ситуацию в послевоенной Европе.

  • Определить векторы экономического развития Европы.

Новые термины: «бретонвудская валютная система», кейнсианство, государства «всеобщего
благосостояния», «средний класс».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Письменное задание. Ученикам предлагается написать сочинение-эссе на тему «Почему после Второй мировой войны сформировался биполярный мир». Работа рассчитана на 15 минут. Ученикам разрешается пользоваться учебниками, своими записями и прочими материалами.

II. Изучение новой темы

План

  1. Особенности экономического восстановления.

  2. Новые международные условия

  3. Либерализация мировой торговли

  4. Экономическая интеграция

  5. Эпоха дешевой энергии и сырья

  6. Государственное регулирование и смешанная экономика

  7. Массовое производство и массовое потребление

  8. Государство благосостояния



1. Особенности экономического восстановления.

1945 – 1970 гг. – экономический подъём в индустриальных странах

Темпы прироста производства

1913 -1950 гг. – 1,9%

1950 – 1973 гг. – 4,9%

1973 – 1993 гг. – 3%

2. Новые международные условия

Запись в тетради. 1944 г. — образование бретонвудской валютной системы.

В 1944 г. состоялась международная конференция в Бретон-Вудсе (США). 44 государства объявили о создании бретонвудской валютной системы, согласно которой устанавливалось фиксированное золотое содержание доллара, который становился ориентиром для иных валют. В соответствии с решениями этой конференции образовался Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.

  • Зачем создавались эти международные финансовые институты? (Для кредитования частных банков.)

Также было инициировано начало реализации «плана Маршалла», предполагавшего помощь пострадавшим во время войны европейским странам. Большинство западных стран отказалось от политики экономического протекционизма.

3. Либерализация мировой торговли

Что означает либерализация торговли?

Заполните таблицу в тетради

Год создания международной торговой организации

Название организации

Цели создания организации






В 1947 г. 28 стран подписали Генеральное соглашение о торговле и тарифов (ГАТТ), предполагавшее либерализацию международной торговли.

Выводы (каковы последствия создания этой организации?)

4. Экономическая интеграция

Заполните таблицу в тетради

Годы создания организаций

Названия организаций

Страны - участницы

Цели создания организаций

1951

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)

6 стран: Бельгия, Италия, Франция, Люксембург, ФРГ, Нидерланды

Для беспошлинной поставки продукции металлургических и угледобывающих предприятий странам шестерки

Май 1957 г.

Европейское экономическое сообщества (Общий рынок)

Бельгия, Италия, Франция, Люксембург, ФРГ, Нидерланды

Вначале таможенный, а потом экономический союз


Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

7 стран: Великобритания


1988-1992

Соглашение о свободной торговле в Северной Америке (НАФТА)

США, Канада, Мексика




5. Эпоха дешевой энергии и сырья

Послевоенное время стало периодом бурного экономического роста.

  • Как вы думаете, почему? (Во-первых, это был период восстановления разрушенной экономики — соответственно, это было время возобновления работы прежних производственных мощностей. Во-вторых, произошел технологический прорыв, обеспечивший тотальную механизацию всех отраслей экономики.)

  • Какой энергоресурс обеспечивал этот рост? (Нефть.)

Действительно нефть стали добывать в 6 раз больше. Были обнаружены новые нефтерождения в Персидском заливе, Северной Африке и т.д.

  • Какую роль сыграла дешевая нефть в преимущественно экстенсивном экономическом росте в первые послевоенные десятилетия? (устно)

6. Государственное регулирование и смешанная экономика

Смешанная экономика – экономика, основанная на сочетании государственной собственности и государственного регулирования с частной собственностью, частным предпринимательством и рыночными отношениями. (записать в тетрадь)

  • Чем оправдывалась политика государственного экономического регулирования? (В условии противостояния двух социальных систем правительства не могли игнорировать проблему уровня жизни граждан. Ее решение становилось приоритетным для сохранения стабильности экономической системы.)

  • На чьи идеи опирались сторонники государственного регулирования? (На идеи Дж.М. Кейнса.)

  • С помощью чего Кейнс предлагал регулировать экономику? (С помощью макроэкономических методов: налогов, инвестиционной политики, эмиссии денежной массы, государственных дотаций.)

  • В чём особенность нового кейнсианства? (устно)

7. Массовое производство и массовое потребление

  • Что, согласно Кейнсу, следовало, прежде всего стимулировать для решения экономических проблем? (Массовое потребление.)

  • Почему массовому производству должно соответствовать массовое потребление? (устно)

8. Государство благосостояния

Государство благосостояния – государство, которое гарантирует своим гражданам определённый уровень социального обеспечения и благосостояния.

Комментарий учителя. Действительно, потребительские расходы в1960-1970-е гг. резко росли. Также стремительно росли государственные затраты на социальные нужды населения.

  • Как была решена проблема массового потребления? («Массовый потребитель» появился в результате широкой социальной политики государства. Именно государство создало «средний класс» Европы.)

  • Как вы думаете, что было серьезным показателем значительного роста благосостояния европейского населения? (Приобретение огромным большинство западноевропейцев продуктов длительного пользования (холодильников, стиральных машин, радиоприемников, телевизоров и т.д. Важнейший показатель — демократизация такого средства транспорта как личный автомобиль.)

  • Как вы думаете, а что происходило в сельском хозяйстве? (Происходила его механизация, которая неизбежно сокращала число занятых в этой сфере. Это был еще один шаг к дальнейшей урбанизации Западного мира.)

Заполните таблицу

Признаки государства благосостояния

Почему стало возможным создание государств благосостояния?






Домашнее задание. § 20 читать. Вопросы 1 – 6 на стр. 168. устно, задание 2 на стр. 168.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!