СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка «Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Поурочная разработка «Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка «Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»»

Урок № 13. Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века».

Тип урока: комбинированный урок

Педагогические задачи: Обобщить знания о русской литературе 19 века. Вызвать интерес к чтению, к личностям писателей и поэтов 19 века. Совершенствовать знания о литературных терминах. Развивать речь и мышление. Развивать умение слушать других. Развивать умение выступать перед аудиторией. Воспитывать нравственные ценности: умение радоваться жизни, умение видеть красоту вокруг себя, умение любить себя и других, умение заботиться, умение понимать чужие мысли, умение прощать, умение уважать других.

Планируемые результаты

Предметные: понимание связи литературного произведения
с эпохой написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
литературного произведения

Метапредметные:

Регулятивные УДД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УДД: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; учатся составлять сложный план текста; передавать содержание
в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УДД: учатся подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого (в том числе автора), самостоятельно используя приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания; учатся искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений

Личностные: оценивают ситуацию
на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч / С.А. Зинин и др. – М. : Просвещение, 2019*; презентация

Интернет-ресурсы: : https://youtu.be/Yi0ILT5icgYhttp://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/LiteraturaklasschastSaharovVIZininSA.pdf

1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416


Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. -

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Организация обсуждения целей и задач урока.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.


коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация знаний.

Интересные факты из жизни писателей и поэтов.

Сообщения обучающихся


личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).


Лекция.19 век. Высшее цветение русской культуры. "Золотой век” русской культуры. Век изменений, век испытаний; век реформ, век грандиозных открытий. Век славы. Век чести. Век побед и поражений. Век балов и фраков. Век дуэлей. Век Пушкина. Пушкин сказал: "В мой жестокий век прославил я свободу и милость к падшим призывал”. 

Проходит Первая половина 19 века. Начинается Вторая половина 19 века. На престоле российской империи сидел Александр Первый. (Слайд 2). На престол вступил 12 марта 1801 года, после смерти Павла Первого. Оставил после себя след значительный в истории России.

Интересный век в истории России. Интересные люди в истории русской литературы. Как говорил персонаж Грибоедова: "Ба, какие люди!” Вот они:

Александр Сергеевич Пушкин и Афанасий Афанасьевич Фет.Михаил Юрьевич Лермонтов и Фёдор Иванович Тютчев. Николай Васильевич Гоголь.

Александр Николаевич Островский.

Гончаров Иван Александрович.

Тургенев Иван Сергеевич.

Чернышевский Николай Гаврилович.

Некрасов Николай Алексеевич.

Алексей Константинович Толстой.

Люди, которые оставили после себя яркий след в истории России, в общественной жизни России, в истории русской литературы не только, они оставили свой след, то есть "наследили”, в мировой литературе.

Конспектируют.

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1.Выразительные средства художественной литературы. Вспомним значения этих слов.

1.Каламбур.

В году за три щелку тебе по лбу
Есть же мне давай варёную полбу.А.С.Пушкин.

2. Историзм.

Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена,
Вставала при свечах она.А.С.Пушкин.

3. Олицетворение.

О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?Ф.И.Тютчев.

4. Оксюморон.

Печаль моя светла.А.С.Пушкин.Кого позвать мне?
С кем поделитьсяТой грустной радостью…С.Есенин.

5. Метонимия.

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!И.А.Крылов.

6. Гипербола.

Редкая птица долетит до середины Днепра.Н.В.Гоголь.

7. Антитеза.

Ты и убогая, Ты и обильная,
Ты и могучая, Ты и бессильная…..Н.А.Некрасов.

8. Контекстный синоним и антоним. Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная.У людей – то дома – чистота, лепота, А у нас – то дому – теснота, духота.
Н.А.Некрасов.

9. Инверсия.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом…. М.Ю.Лермонтов.

2.Словарная работа. Русская литература 19 века познакомила нас с новыми словами: обломовщина, базаровщина, новый человек, особенный человек, нигилист. Что они означают?

3.Работа с текстами. Какими произведениями стала знаменита литература 19 века? Господин Гончаров?

Господин Островский? Господин Некрасов? Господин Тургенев? Господин Чернышевский?

Обсуждение, анализ и сравнение

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

личностные: формирование навыков систематизации знаний.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить индивидуальные задания

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Побудить к высказыванию собственного мнения.

Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…


регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.