1. Организационный этап | Психологический настрой обучающихся на урок. - | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Организация обсуждения целей и задач урока. | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
3. Актуализация знаний. | Интересные факты из жизни писателей и поэтов. | Сообщения обучающихся | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4. Обобщение и систематизация знаний. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | Лекция.19 век. Высшее цветение русской культуры. "Золотой век” русской культуры. Век изменений, век испытаний; век реформ, век грандиозных открытий. Век славы. Век чести. Век побед и поражений. Век балов и фраков. Век дуэлей. Век Пушкина. Пушкин сказал: "В мой жестокий век прославил я свободу и милость к падшим призывал”. Проходит Первая половина 19 века. Начинается Вторая половина 19 века. На престоле российской империи сидел Александр Первый. (Слайд 2). На престол вступил 12 марта 1801 года, после смерти Павла Первого. Оставил после себя след значительный в истории России. Интересный век в истории России. Интересные люди в истории русской литературы. Как говорил персонаж Грибоедова: "Ба, какие люди!” Вот они: Александр Сергеевич Пушкин и Афанасий Афанасьевич Фет.Михаил Юрьевич Лермонтов и Фёдор Иванович Тютчев. Николай Васильевич Гоголь. Александр Николаевич Островский. Гончаров Иван Александрович. Тургенев Иван Сергеевич. Чернышевский Николай Гаврилович. Некрасов Николай Алексеевич. Алексей Константинович Толстой. Люди, которые оставили после себя яркий след в истории России, в общественной жизни России, в истории русской литературы не только, они оставили свой след, то есть "наследили”, в мировой литературе. | Конспектируют. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | 1.Выразительные средства художественной литературы. Вспомним значения этих слов. 1.Каламбур. В году за три щелку тебе по лбу Есть же мне давай варёную полбу.А.С.Пушкин. 2. Историзм. Восток ленивый почивает, В привычный час пробуждена, Вставала при свечах она.А.С.Пушкин. 3. Олицетворение. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно?Ф.И.Тютчев. 4. Оксюморон. Печаль моя светла.А.С.Пушкин.Кого позвать мне? С кем поделитьсяТой грустной радостью…С.Есенин. 5. Метонимия. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!И.А.Крылов. 6. Гипербола. Редкая птица долетит до середины Днепра.Н.В.Гоголь. 7. Антитеза. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная…..Н.А.Некрасов. 8. Контекстный синоним и антоним. Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная.У людей – то дома – чистота, лепота, А у нас – то дому – теснота, духота. Н.А.Некрасов. 9. Инверсия. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом…. М.Ю.Лермонтов. 2.Словарная работа. Русская литература 19 века познакомила нас с новыми словами: обломовщина, базаровщина, новый человек, особенный человек, нигилист. Что они означают? 3.Работа с текстами. Какими произведениями стала знаменита литература 19 века? Господин Гончаров? Господин Островский? Господин Некрасов? Господин Тургенев? Господин Чернышевский? | Обсуждение, анализ и сравнение | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; личностные: формирование навыков систематизации знаний. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Подготовить индивидуальные задания | Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Побудить к высказыванию собственного мнения. | Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я научился… | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |