Урок 42. Прямое и переносное значение слов.
Цель урока: углубить представление о понятиях прямое значение слова. Переносное значение слова, находить слова с переносным значением в тексте. Определять прямое и переносное значения слова, употреблять в речи слова с переносным значением; воспитывать общую культуру; формировать культуру учебного труда; расширять лексический запас; способствовать саморазвитию обучающихся.
Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.
Регулятивные УУД. Целеполагание.
Ход урока
I. Фонетическая разминка. Определите звуковой состав данных слов, прочитайте их в обратном порядке и запишите новые слова, не забывая о законах русской графики: шум, парк, туз, шёл, альт. (Ответ: муж, краб,суд, ложь, тля.)
II. Проверка домашнего задания.
Определите, в каком значении употреблено слово полотно в предложении: Михайлов взял палитру и большой пук кистей, несколько минут неподвижно простоял перед полотном... и вдруг решительно провёл кистью широкую полосу. (М. Арцыбашев)
— Какие известные вам многозначные слова ещё встретились в этом предложении? В каком значении они здесь употреблены? (Кисть, палитра.)
III. Изучение нового материала.
1. Сбор материала для освоения нового понятия.
Анализ словарной статьи прилагательного свирепый (с. 233), с которым обучающиеся работали на предыдущем уроке (упр. 279): расшифровка пометы «перен.».
Помета — применяемый в словарях способ краткой характеристики слова, выраженный принятым сокращением соответствующего термина.
Перен. — переносное значение.
Обучающиеся находят на последующих страницах словаря слова с такой же пометой (седой, серебряный, трубить, тушить", увядать, флюгер, хмурый, хрустальный); обращают внимание, что в перечне значений переносное стоит на последнем месте; выдвигают свои предположения относительно того, почему эти значения называются переносными. Определяют, исходя из темы урока, как называется то значение, у которого нет такой пометы, — прямое.
2. Чтение, анализ и запоминание теоретической информации на с. 145—146.
3. Упр. 288. Слова записываются в два столбика, которые дополняются следующими сочетаниями (они либо читаются учителем, либо выносятся на доску).
Голая истина; доказать свою точку зрения; сахарные речи; дикий нрав; пёстрый слог; маска равнодушия; западный ветер; каменная глыба; гнать стадо; дикая мысль; путеводитель по городу; пешка в чужой игре.
4. Упр. 289. Выполнение указанных заданий сопровождается выделением орфограмм и их комментированием при проверке работы.
Учителю следует учесть, что в современном языке (это отражено и в словаре учебника) значение цвета у прилагательных, первичным значением которых является значение «сделанный из коралла, сапфира, золота и пр.», нерассматривается как переносное. Пометой перен. сопровождается только слово жемчужный.
IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.
1. Упр. 291, 292. На основе данных упражнений учитель может познакомить обучающихся с понятием метафора.
2.Развитие представления о метафоре и олицетворении на материалах упр.293,294.
V. Подведение итогов урока.
- В какой функциональной разновидности языка чаще всего используются слова в переносном значении?
VI.Домашнее задание: выписать из словаря 3 многозначных слова, имеющих переносное значение , составить с ними 2 сложных предложения.