СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочная разработка урока русского языка в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочная разработка урока в 5 классе к учебнику Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранова 2023 г

Просмотр содержимого документа
«Поурочная разработка урока русского языка в 5 классе по теме: "Прямое и переносное значения слов"»

Урок 42. Прямое и переносное значение слов.

Цель урока: углубить представление о понятиях прямое значение слова. Переносное значение слова, находить слова с переносным значением в тексте. Определять прямое и переносное значения слова, употреблять в речи слова с переносным значением; воспитывать общую культуру; формировать культуру учебного труда; расширять лексический запас; способствовать саморазвитию обучающихся.

Познавательные УУД. Индуктивное умозаключение. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений. Коммуникативные УУД. Совместная деятельность.Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.

Регулятивные УУД. Целеполагание.

Ход урока

I. Фонетическая разминка. Определите звуковой состав данных слов, прочитайте их в обратном порядке и запишите новые слова, не забывая о законах русской графики: шум, парк, туз, шёл, альт. (Ответ: муж, краб,суд, ложь, тля.)

II. Проверка домашнего задания.

Определите, в каком значении употреблено слово полотно в предложении: Михайлов взял палитру и большой пук кистей, несколько минут неподвижно простоял перед полотном... и вдруг решительно провёл кистью широкую полосу. (М. Арцыбашев)

— Какие известные вам многозначные слова ещё встретились в этом предложении? В каком значении они здесь употреблены? (Кисть, палитра.)

III. Изучение нового материала.

1. Сбор материала для освоения нового понятия.

Анализ словарной статьи прилагательного свирепый (с. 233), с которым обучающиеся работали на предыдущем уроке (упр. 279): расшифровка пометы «перен.».

Помета — применяемый в словарях способ краткой характеристики слова, выраженный принятым сокращением соответствующего термина.

Перен. — переносное значение.

Обучающиеся находят на последующих страницах словаря слова с такой же пометой (седой, серебряный, трубить, тушить", увядать, флюгер, хмурый, хрустальный); обращают внимание, что в перечне значений переносное стоит на последнем месте; выдвигают свои предположения относительно того, почему эти значения называются переносными. Определяют, исходя из темы урока, как называется то значение, у которого нет такой пометы, — прямое.

2. Чтение, анализ и запоминание теоретической информации на с. 145—146.

3. Упр. 288. Слова записываются в два столбика, которые дополняются следующими сочетаниями (они либо читаются учителем, либо выносятся на доску).

Голая истина; доказать свою точку зрения; сахарные речи; дикий нрав; пёстрый слог; маска равнодушия; западный ветер; каменная глыба; гнать стадо; дикая мысль; путеводитель по городу; пешка в чужой игре.

4. Упр. 289. Выполнение указанных заданий сопровождается выделением орфограмм и их комментированием при проверке работы.

Учителю следует учесть, что в современном языке (это отражено и в словаре учебника) значение цвета у прилагательных, первичным значением которых является значение «сделанный из коралла, сапфира, золота и пр.», нерассматривается как переносное. Пометой перен. сопровождается только слово жемчужный.

IV. Закрепление изученного и контроль за усвоением темы.

1. Упр. 291, 292. На основе данных упражнений учитель может познакомить обучающихся с понятием метафора.

2.Развитие представления о метафоре и олицетворении на материалах упр.293,294.

V. Подведение итогов урока.

- В какой функциональной разновидности языка чаще всего используются слова в переносном значении?

VI.Домашнее задание: выписать из словаря 3 многозначных слова, имеющих переносное значение , составить с ними 2 сложных предложения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!