Урок 4.Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов».
Тип урока: урок общеметодологический направленности.
Используемые технологии: здоровьесбередения, проблемного обучения, развития, исследовательских навыков, развивающего обучения.
Планируемые результаты:научиться находить части лупы и микроскопа и называть их; соблюдать правило работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием;рассматривать и обсуждать рисунки учебника.
Оборудование: учебник, салфетки, попытки, две монеты разного размера, листы бумаги, лупа, школьный световой микроскоп.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Мы начнем урок с проверки домашнего задания, немного поиграем в инженеров-еонструкторов, а затем поговорим о невидимом мире и его исследовании.
2.Проверка домашнего задания.
С помощью каких методов можно изучить природу? (Наблюдение описание, эксперимент, моделирование, сравнение, измерение.)
Чем наблюдение отличается от других методов? (Человек не вмешивается в наблюдаемый процесс)
Где и как удобно записывать наблюдения? (В специальном блокноте простым карандашом.)
Что можно узнать при помощи измерения? (Длину, количество).
Что такое эксперт?
Для чего применяют в природе, а какие -в лаборатории? (Моделирование чаще в лаборатории, остальные и в природе, и в лаборатории)
Когда можно использовать компьютер при биологических исследованиях? (При моделировании)
По какому плану нужно работать при исследованиях? (Постановка цели, выбор метода исследования, проведение следования, получение результатов, объяснение полученных результатов.)
3.Работа по теме урока
1.Проведение эксперимента
Вы помните, что для изучения живой и неживои природы человек применяет одни и те же методы. Сейчас мы проведем небольшой эксперимент. Проводить его будем строго по плану (постановка цели, проведение исследования, получение результатов, объяснение полученных результатов). Поставим перед собой следующую задачу:определить точность вашего глазомера. Определять будем экспериментально.
Положите перед собой салфетку, а на нее поместите одну монетку. Сейчас вы будите при помощи пипетки капать на монету воду и считать капли. Это нужно делать очень осторожно до тех пор, пока вода не начнет сливаться с монеты. Перед началом работы попробуйте предположить о том, сколько капель удержиться на монете. Затем проведите опыт и сравните полученные результаты с прогнозируемыми. (Ученики проводят эксперемент)
Возьмите вторую монету другого размера и повторите опыт. В этом опыте мы изменяем уловия-тзменяем размер монеты.
Удалось ли вам дать более точный прогноз? (Да)
Как вы это объясните?
2. Моделирование.
Сегодня мы применим еще один метод изучения природы-моделирование.
-У каждого из вас есть лист, бумаги, из которого вы должны с моделировать летательную конструкцию, похожую на птичку.
-А теперь можно подвигаться и попробовать запустить птичку. У всех она летает по-разному:есть удачные конструкции, а есть не очень ударные. Почему? (Ответ детей).
3.Знакомство с увеличительными приборами.
-Мы проводили различные исследования, но все они касались крупных объектов природы. А как же можно изучить очень очень мелкие объекты, невидимые глазом человека? (С помощью увеличительных приборов:бинокля,лупы и микроскопа).
Во всех увеличительных приборов есть главные части. Это увеличительные стекла-линзы. Есть в увеличительных приборах и части-помлщники, они нужны для удобства.
У лупы главная часть-увеличительное стекло, а вспомогательная-оправа.
Главные части микроскопа-окуляр, в который мы смотрим глазом, и обьектив, обращенный к расматриваемому объекту. Вспомогательных частей много: ту бус соединяет Окулов и обьектив, предметный столик нужен для того, чтобы на нем лежали рассматриваемые обьекты, зеркальце направляет лучик света для освещения объекта, винты помогают настроить резкость, а штатив все эти части соединяет и удерживает. С увеличительными приборами следует обращаться бережно:хранить в специальных футлярах или покрытыми пленкой, переносить только двумя руками, винтами работать медленно, чтобы не раздавить рассматриваемый объект и не расскалоть линзу, смотреть стараться двумя глазами.
4.Рефлекторно-оценочный этап
Учитель показывает указом части микроскопа, а ученики их называют. Затем учитель называет части увеличительных приборов, а ученики-их функции и наоборот.
Домашнее задание
1.Прочитать параграф 4,пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.
2.Нарисовать в тетради микроскоп, не подписывая его части.