№ урока | Тема урока | К-во часов | Примечание |
Всего (макс) | лекции | ПЗ | СР |
ВВЕДЕНИЕ | 1 | 1 | | | |
1 | Историко – культурный процесс и периодизация русской литературы. | | 1 | | | |
Раздел 1. Развитие русской литературы и культур в первой половине ХIХ века. | 23 | 15 | | 8 | |
2 | Характеристика литературы первой половины XIX века. Романтизм – ведущее направление русской литературы первой половины XIX века. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. | | 1 | | | |
| Доклад : «Литература первой половины 19 века» | | | | 2 | |
3-4 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Роль А.С. Пушкина в становлении русского литературного языка. Становление реализма в творчестве Пушкина. Стихотворения: «К морю», «Пророк», «Поэт». | | 2 | | | |
5-6 | А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Образ стихии. Образ Евгения проблема индивидуального бунта. Образ Петра I. | | 2 | | | |
| Доклад: «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» | | | | 3 | |
7-8 | М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Жанровое и художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. | | 2 | | | |
9-10 | Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. Стихотворения: «Дума», «Нет, я не Бай» М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». | | 2 | | | |
| Анализ стихотворения «Поэт», «Родина», «Пророк» | | | | 3 | |
11 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Петербургские повести» | | 1 | | | |
12 | Н.В. Гоголь. Повесть «Портрет». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел. | | 1 | | | |
13-14 | Петербург в жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. | | 2 | | | |
15-16 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Русская литература первой половины XIX века. | | 2 | | | |
Тематическая | | | | | |
|
Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине ХIХ века. | 90 | 62 | | 28 | |
17 | Характеристика литературы второй половины XIX века. | | 1 | | | |
18 | Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. | | 1 | | | |
19-20 | Мастера русского реалистического пейзажа (И. К. Айвазовский, В. В. Верещагин, И. Н. Крамской). М. С. Щепкин – основоположник русского сценического реализма. | | 2 | | | |
21 | А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. | | 1 | | | |
22 | А.Н. Островский. Пьеса «Бесприданница». Творческая история пьесы, смысл названия, конфликт, основные образы | | 1 | | | |
23-24 | А.Н. Островский. Пьеса «Гроза». Конфликт Катерины с «темным царством». | | 2 | | | |
25-26 | А.Н. Островский. Пьесы «Бесприданница» и «Гроза» в русской критике. | | 2 | | | |
| Сообщение на темы: «Значение творчества А.Н. Островского в истории русского театра»; «Мир Островского на сцене и на экране»; «Мир купечества у Гоголя и Островского». | | | | 3 | |
27-28 | И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Творческая история романа «Обломов». | | 2 | | | |
29 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. | | 1 | | | |
30 | И.А. Гончаров. Образ главного героя в романе «Обломов». Своеобразие сюжета и жанра произведения. | | 1 | | | |
| Доклад: «Захар—второй Обломов», «В чем трагедия Обломова?», «Что такое «обломовщина?», | | | | 3 | |
31-32 | И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева повести «Ася». Своеобразие художественной манеры Тургенева – романиста. | | 2 | | | |
33-34 | И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Образ Базарова в системе действующих лиц. Внутренний конфликт главного героя. Авторская позиция. | | 2 | | | |
| «Роль и место И.С. Тургенева в развитии русского и европейского романа». | | | | 1 | |
Тематическая (1 семестр) | | | | | |
35-36 | Н.Г. Чернышевский. Очерк жизни и творчества. Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?». | | 2 | | | |
37-38 | Система образов в романе «Что делать?». | | 2 | | | |
39-40 | Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». | | 2 | | | |
| Доклад: Особенности повествовательной манеры Н. С. Лескова. | | | | 2 | |
41-42 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения. | | 2 | | | |
43-44 | Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. | | 2 | | | |
| Доклад по теме на выбор: «М.Е. Салтыков-Щедрин сотрудник и редактор «Современника». Замысел, история создания «история одного города» Образы градоначальников Элементы антиутопии в «Истории одного города» | | | | 3 | |
45-46 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Жанровое своеобразие его произведений. Философская и духовная проблематика романов. | | 2 | | | |
47-48 | Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». Философская и идейно-нравственная проблематика. | | 2 | | | |
49 | Ф.М. Достоевский. Петербург как символ равнодушного отношения к человеку. Социальная функция городского пейзажа. | | 1 | | | |
50 | Ф.М. Достоевский. Теория Раскольникова. Проблема самоценности отдельного человека и счастья всего человечества. Трагические противоречия в характере Раскольникова. | | 1 | | | |
51-52 | Ф.М. Достоевский. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Критическая полемика вокруг романа «Преступление и наказание». | | 2 | | | |
53 | Мировое значение творчества Ф.М. Достоевского. | | 1 | | | |
54 | РР Сочинение по роману «Преступление и наказание». | | 1 | | | |
| Рассуждение на темы: «Петербург как символ равнодушного отношения к человеку» «Правда» Раскольникова и «правда» Сони «Страдание и очищение в романе» «Раскольников и его теория преступления». «Полифонизм романов Ф. М. Достоевского» | | | | 5 | |
Тематическая | | | | | |
55 | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Этапы творческого пути писателя. | | 1 | | | |
56 | Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека. | | 1 | | | |
57 | Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы» -- суровая правда изображения войны. | | 1 | | | |
58 | Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период | | 1 | | | |
59-60 | Л.Н. Толстой. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра романа-эпопеи. Образ автора в романе. Своеобразие композиции. | | 2 | | | |
61 | Л.Н. Толстой. Мысль народная в романе «Война и мир». Философский смысл образа Платона Каратаева. | | 1 | | | |
62 | Л.Н. Толстой. Изображение войны. Проблема истинного и ложного в романе «Война и мир». | | 1 | | | |
63 | Л.Н. Толстой. Кутузов и Наполеон: сопоставительный анализ образов. Осуждение войны и бесчеловечной идеи господства одной личности над массами. | | 1 | | | |
64 | Л.Н. Толстой. Женские образы в романе «Война и мир». | | 1 | | | |
65-66 | Л.Н. Толстой. Семья Ростовых и семья Болконских. Л.Н. Толстой. Художественные особенности романа «Война и мир». Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | | 2 | | | |
67 | Духовные искания писателя и их отражение в позднем творчестве Л.Н. Толстого. | | 1 | | | |
68 | Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат». | | 1 | | | |
| Сочинение – рассуждение на темы: «Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина». «Патриотизм в понимании писателя» «Женские образы в романе «Война и мир»» «Анализ образов Кутузов и Наполеон» «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова» | | | | 7 | |
69 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 1880-х гг. | | 1 | | | |
70 | А.П. Чехов. «Ионыч», «Человек в футляре». Тема омертвления и гибели человеческой души. | | 1 | | | |
71 | А.П. Чехов. Нравственный выбор героя в рассказе. Тема «маленького человека» в прозе писателя. Своеобразие выражения авторской позиции. | | 1 | | | |
72 | А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад». История создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда. | | 1 | | | |
73-74 | Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. А.П. Чехов. Символ сада в комедии | | 2 | | | |
75-76 | А.П. Чехов. Особенности драматургии. Роль и мировое значение творчества писателя. | | 2 | | | |
77-78 | Контрольная работа. Литература во второй половине 19 века. | | 2 | | | |
| Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад» Рассуждение: «Маленький человек» | | | | 4 | |
Тематическая | | | | | |
Раздел 3. Поэзия второй половины ХIХ века. | 26 | 18 | | 8 | |
79 | Поэзия второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. | | 1 | | | |
80 | Единство мира и философия природы в его лирике. | | 1 | | | |
81 | Философская, общественно – политическая и любовная лирика Ф.И. Тютчева. | | 1 | | | |
82 | РР Идейно-художественный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева. | | 1 | | | |
| Доклад: «Поэзия второй половины 19 века» | | | | 2 | |
83 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Философия красоты. «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др. | | 1 | | | |
84 | Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии А.А. Фета. | | 1 | | | |
85-86 | А.К. Толстой. Очерк жизни и творчества. Идейно-тематические и художественные особенности лирики. Многожанровость наследия. | | 2 | | | |
87-88 | А. К. Толстой в воспоминаниях современников | | 2 | | | |
| Сочинение: «Жизнь стихотворений А.А. Фета в музыкальном искусстве». | | | | 2 | |
89-90 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Забытая деревня» и др. Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу | | 2 | | | |
91 | Н.А. Некрасов. Фольклорные традиции и народно - поэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». | | 1 | | | |
92 | Особенности языка поэмы. Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Проблематика. | | 1 | | | |
93 | Н.А. Некрасов. Образы «народных заступников» в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | | 1 | | | |
94 | Н.А. Некрасов. Сатирическое изображение помещиков. Поэма – энциклопедия народной жизни. | | 1 | | | |
95-96 | КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Русская литература второй половины XIX века. | | 2 | | | |
| Реферат на тему по выбору: «Некрасовский “Современник”», «Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников», «Новаторство Н.А. Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)», «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н.А. Некрасова», «Произведения Н.А. Некрасова в творчестве русских художников. | | | | 4 | |
Раздел 4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА. | 10 | 6 | | 4 | |
97 | Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. | | 1 | | | |
98 | Идейно – художественный анализ стихотворений И. А. Бунина | | 1 | | | |
99 | А. И. Куприн. Краткий очерк жизни и творчества. «Гранатовый браслет» - романтическая концепция любви. | | 1 | | | |
| Эссе по повести «Гобсек». | | | | 3 | |
| Идейно-художественный анализ стихотворений И.А. Бунина. | | | | 1 | |
100 | Повторение. Нравственные проблемы в литературе 19 века | | 1 | | | |
101 | Итоговая контрольная работа по литературе 19 века. | | 2 | | | |
Тематическая | | | | | |
| ВСЕГО | 149 | 101 | | 48 | |