Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружаюший мир» для 2б класса на 2018-2019 учебный год составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г.№373), на основе Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 8 городского округа Королёв, а также авторской программы А.А. Плешаков. М.: Просвещение, 2014г. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России».
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №8 на 2018-2019 учебный год и рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год. Уровень изучения учебного предмета-базовый.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Для достижения поставленных целей во 2б классе необходимо решение следующих задач:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде,
эффективного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися 2б класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам.
Учащийся получит возможность научиться:
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Учащийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Учащийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Учащийся научится:
находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
приводить примеры народов России;
сравнивать город и село, городской и сельский дома;
различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
оценивать отношение людей к окружающему миру;
различать объекты и явления неживой и живой природы;
находить связи в природе, между природой и человеком;
проводить наблюдения и ставить опыты;
измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
сравнивать объекты природы, делить их на группы;
ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
различать виды транспорта;
приводить примеры учреждений культуры и образования;
определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
приводить примеры семейных традиций;
соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
ориентироваться на местности разными способами;
различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
различать водные объекты, узнавать их по описанию;
читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета (136 часов)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Количество часов |
Где мы живём? (4 ч) |
1 | Вводный инструктаж по ОТ. Родная страна. | 01.09.2018 | 1 |
2 | Город и село | 06.09.2018 | 1 |
3 | ИОТ-036 на рабочем месте. Природа и рукотворный мир. | 08.09.2018 | 1 |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 13.09.2018 | 1 |
Природа (20 ч) |
5 | Неживая и живая природа. | 15.09.2018 | 1 |
6 | Явления природы. | 20.09.2018 | 1 |
7 | Что такое погода. | 22.09.2018 | 1 |
8 | В гости к осени. (Экскурсия) | 27.09.2018 | 1 |
9 | В гости к осени. | 29.09.2018 | 1 |
10 | Звёздное небо | 04.10.2018 | 1 |
11 | Заглянем в кладовые Земли. | 06.10.2018 | 1 |
12 | Про воздух… | 11.10.2018 | 1 |
13 | … И про воду | 13.10.2018 | 1 |
14 | Какие бывают растения. | 18.10.2018 | 1 |
15 | Какие бывают животные | 20.10.2018 | 1 |
16 | Невидимые нити. | 25.10.2018 | 1 |
17 | Дикорастущие и культурные растения. | 27.10.2018 | 1 |
18 | Дикие и домашние животные. | 08.11.2018 | 1 |
19 | Комнатные растения. | 10.11.2018 | 1 |
20 | Животные живого уголка. | 15.11.2018 | 1 |
21 | Про кошек и собак. | 17.11.2018 | 1 |
22 | Красная книга. | 22.11.2018 | 1 |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга» | 24.11.2018 | 1 |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 29.11.2018 | 1 |
Жизнь города и села. (10 ч) |
25 | Что такое экономика. | 01.12.2018 | 1 |
26 | Из чего что сделано. | 06.12.2018 | 1 |
27 | Как построить дом. | 08.12.2018 | 1 |
28 | Какой бывает транспорт. | 13.12.2018 | 1 |
29 | Культура и образование. | 15.12.2018 | 1 |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 20.12.2018 | 1 |
31 | В гости к зиме. (Экскурсия) | 22.12.2018 | 1 |
32 | В гости к зиме. (Урок) | 27.12.2018 | 1 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 29.12.2018 | 1 |
34 | Повторный ИОТ-036. Презентация проектов. | 17.01.2019 | 1 |
Здоровье и безопасность. (9 ч) |
35 | Строение тела человека. | 19.01.2019 | 1 |
36 | Если хочешь быть здоров. | 24.01.2019 | 1 |
37 | Берегись автомобиля! | 26.01.2019 | 1 |
38 | Школа пешехода. | 31.01.2019 | 1 |
39 | Домашние опасности. | 02.02.2019 | 1 |
40 | Пожар. | 07.02.2019 | 1 |
41 | На воде и в лесу. | 09.02.2019 | 1 |
42 | Опасные незнакомцы | 14.02.2019 | 1 |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 16.02.2019 | 1 |
Общение. (7 ч) |
44 | Наша дружная семья. | 21.02.2019 | 1 |
45 | Проект «Родословная» | 28.02.2019 | 1 |
46 | В школе. | 02.03.2019 | 1 |
47 | Правила вежливости. | 07.03.2019 | 1 |
48 | Ты и твои друзья. | 14.03.2019 | 1 |
49 | Мы – зрители и пассажиры. | 16.03.2019 | 1 |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 21.03.2019 | 1 |
Путешествия. (18 ч) |
51 | Посмотри вокруг. | 23.03.2019 | 1 |
52 | Ориентирование на местности. | 04.04.2019 | 1 |
53 | Ориентирование на местности. Практическая работа. | 06.04.2019 | 1 |
54 | Формы земной поверхности. | 11.04.2019 | 1 |
55 | Водные богатства. | 13.04.2019 | 1 |
56 | В гости к весне. (Экскурсия). | 18.04.2019 | 1 |
57 | В гости к весне. (Урок). | 20.04.2019 | 1 |
58 | Россия на карте. | 25.04.2019 | 1 |
59 | Проект «Города России». | 27.04.2019 | 1 |
60 | Путешествие по Москве. | 04.05.2019 | 1 |
61 | Московский Кремль. | 11.05.2019 | 1 |
62 | Город на Неве. | 16.05.2019 | 1 |
63 | Путешествие по планете. | 18.05.2019 | 1 |
64 | Путешествие по материкам. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 23.05.2019 | 1 |
65 | «Страны мира» проект. | 25.05.2019 | 1 |
66 | «Страны мира» проект. | 30.05.2019 | 1 |
67 | Впереди лето. Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | | 1 |
68 | Впереди лето. Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | | 1 |
Описание материально – технического обеспечения
1. Учебник :А.А.Плешаков «Окружающий мир» для 2 класса в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2016 год
2. Рабочая тетрадь: А.А.Плешаков «Окружающий мир» для 2 класса в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2016 год
3. Википедия – свободная энциклопедия. - http://ru.wikipedia.org/wiki
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-
http://school-collection.edu.ru
5. Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru
6. Педагогическое сообщество.- http://pedsovet.su
7. Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. - http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов протокол №__1__от «__31___»_____августа___2018 г. Руководитель ШМО учителей начальных классов________Н.Н.Романенкова | | «Согласовано» заместитель директора по УВР ________________Н.Н. Романенкова «__1___»___сентября_____2018г. |
Лист корректировки рабочей программы
Тема урока | Дата | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Подпись учителя |
по плану | по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
12