«Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании ШМО» Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №18
Протокол № 1 от _____ _______/Кузина Л.С./ __________ /Гончарова Ю.М./
Рук. ШМО __________ Дата ________________ Приказ № __ от_________
/Василенко Т.А./
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 г. КРАСНОГОРСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 2 А, 2 Б, 2 В, 2 Г, 2 Д , 2 Е классов
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учителя:
Радаева Е.Н.
Кузина Л.С.
Булдакова А.А.
Решетняк Т.В.
Кононенко Л.А.
Черноморова Ю.А.
2018/2019 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
2. Содержание учебного предмета (68 часов)
Где мы живем (3 ч).
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (21 ч).
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч).
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села.
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (10ч).
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (6 ч).
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (15ч).
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсия: Весенние изменения в природе.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Подведение итогов – 3 часа
3. Тематическое планирование
(по учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир. 2 класс, в 2-х частях, М.: Просвещение, 2017 г.)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов на тему | Дата Урока план | Дата урока факт | Д/з |
| 1 триместр |
| Где мы живём? (3 часа) |
1 | Родная страна. Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. | 1 | 01.09-07.09 | | Выучить слова гимна. |
2 | Город и село. ОБЖ. Чрезвычайные ситуации | 1 | Уч. с.8-11, читать и пересказывать. Нарисовать свой дом. |
3 | Природа и рукотворный мир. Наше отношение к окружающему. (Проверка достижений) | 1 | Уч. с.14-17, читать и пересказывать. |
| Природа (21 час) |
4 | Живая и неживая природа. ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации. | 1 | 10.09-14.09 | | Уч. с. 24-27, читать и пересказывать |
5 | Явления природы. | 1 | Уч. с.28-29, читать, ответить на вопросы. |
6 | Как измеряют температуру? Практическая работа № 1 «Измерение температуры». ОБЖ. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. | 1 | 17.09-21.09 | | Уч. с.30-31,ответить на вопросы. |
7 | Что такое погода? | 1 | Уч. с.32- 35 читать, пересказывать. Подобрать народные приметы о погоде. |
8 | В гости к осени. Экскурсия № 1. ОБЖ. Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через ж/д пути. | 1 | 24.09-28.09 | | Не задано |
|
9 | Неживая природа осенью. | 1 | Уч. с.36-37 читать, пересказывать. |
10 | Живая природа осенью. Перелётные птицы. ОБЖ. Наводнения и их причины | 1 | 01.10-06.10 | | Уч. с. 38-39 читать, пересказывать. |
11 | Звёздное небо. | 1 | Уч. с. 40-43 читать, пересказывать. |
12 | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами». ОБЖ. Защита от наводнений. | 1 | 15.10-19.10 | | Уч. с.44-47, читать, пересказывать. |
13 | Про воздух. | 1 | Уч. с.48-51, ответить на вопросы. |
14 | Вода в жизни человека. ОБЖ. ЧС природного происхождения. | 1 | 22.10-26.10 | | Уч. с.52-55, читать, пересказывать. |
15 | Какие бывают растения? Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав». | 1 | с.58. Придумайте рассказ о красоте растений. |
16 | Какие бывают животные? Проверочная работа по теме «Живая и неживая природа». ОБЖ. От чего зависит наше здоровье? | 1 | 29.10-02.11 | | Приготовить сообщение о любом животном. |
17 | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | 1 | Уч. с.64- 67 Читать, пересказывать. |
18 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». ОБЖ. Как живёт наш организм, из чего состоит тело человека? | 1 | 05.11-09.11 | | Уч. с.68-71, задания по схемам, ответы на вопросы. |
19 | Дикие и домашние животные. | 1 | | | Уч. с. 72-75 читать, пересказывать. |
20 | Комнатные растения. Практическая работа № 5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». ОБЖ. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы и т.д. | 1 | 12.11-17.11 | | С.76-79, читать, пересказывать. |
21 | Животные живого уголка. Про кошек и собак. Практическая работа №6 «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». | 1 | Рассказ о породах кошек и собак. Рисунок к рассказу. |
22 | Красная книга. ОБЖ. Органы дыхания. | 1 | Сообщение о любом растении или животном из Красной книги. |
По итогам 1 триместра – 22 часа | | | |
2 триместр |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга». | 1 | 26.11-30.11 | | Начать работу над проектом. |
24 | Обобщающий урок по теме «Природа». Тест №1 по теме «Природа». ОБЖ. Болезни и их возможные причины. | 1 | Продолжить работу над проектом. |
25 | Город и село. Наш дом. Родной город. | 1 | 03.12-07.12 | | Нарисовать свой город. |
26 | Что такое экономика? ОБЖ. Пути передачи инфекционных заболеваний. | 1 | Уч. с. 104-107 читать, пересказывать. |
| Жизнь города и села (10 часов) |
27 | Что из чего сделано? За покупками. Как построить дом. | 1 | 10.12-14.12 | | Уч. с. 108-115 читать, пересказывать. |
28 | Строительство и транспорт. ОБЖ. Как путешествуют болезни. | 1 | Уч. с. 112-115 читать, пересказывать. |
29 | Виды транспорта. | 1 | 17.12-21.12 | | Уч. с. 116-119 читать, пересказывать |
30 | Все профессии важны. | 1 | Уч. с.124-125 читать, ответы на вопросы. |
31 | Множество разных профессий. | 1 | 24.12-28.12 | | Уч. с.126-127 читать, пересказывать. |
32 | Все профессии важны. Проект «Профессии». ОБЖ. Оказание первой медицинской помощи. | 1 | Рассказ о профессии родителей. |
33 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2. | 1 | 09.01-11.01 | | Уч. с.130-131 читать, ответы на вопросы. |
34 | Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц. ОБЖ. Природное окружение и его опасности. | 1 | Подготовить фото рассказ или серию рисунков на тему: «Красота зимы». |
35 | Строение тела человека. | 1 | 14.01-18.01 | | Уч. с. 4-7 читать, ответы на вопросы. |
36 | Если хочешь быть здоров. ОБЖ. Как не заблудиться в лесу. | 1 | Уч. с. 8-9 читать, пересказывать. Подготовить сообщение о здоровом образе жизни. |
| Здоровье и безопасность (10 часов) |
37 | Правила личной гигиены. | 1 | 21.01-25.01 | | Уч. с. 10-11 читать, пересказывать. . |
38 | Правила дорожного движения. Берегись автомобиля! Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц». ОБЖ. Правила безопасного поведения в лесу. | 1 | Уч. с. 12-17 читать, пересказывать |
39 | Домашние опасности. | 1 | 28.01-01.02 | | Уч. с. 18-21 читать, отвечать на вопросы. |
40 | Пожар. ОБЖ. Чем опасны водоёмы зимой. | 1 | Уч. с. 22-25 читать, отвечать на вопросы. |
41 | Лесные опасности. | 1 | 04.02-08.02 | | Уч. с. 28-29 ответы на вопросы. |
42 | Как нужно купаться? ОБЖ. Как вести себя на реке зимой. | 1 | | Уч. с. 26-27 читать, пересказывать. |
43 | Опасные незнакомцы. | 1 | 11.02-16.02 | | Уч. с. 30-35 читать, пересказывать. |
44 | Обобщающий урок. Тест №3 по теме «Здоровье и безопасность». ОБЖ. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. | 1 | Уч. с. 36-40. Составить памятку о правилах пожарной безопасности. |
По итогам 2 триместра – 22 часа | | | |
3 триместр |
45 | Наша дружная семья. | 1 | 25.02-01.03 | | Уч. с.42 – 47.Рассказ о своей семье. Семейные традиции. Составить родословную. |
46 | В школе. ОБЖ. В волшебном лесу: за грибами и ягодами. | 1 | | Уч. с. 48-51 читать, ответы на вопросы. |
| Общение (6 часов) |
47 | Правила вежливости. | 1 | 04.03-08.03 | | Уч. с. 52-55 читать, ответы на вопросы. |
48 | Ты и твои друзья. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета». ОБЖ. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности | 1 | | Уч. с. 56-59 читать, ответы на вопросы. |
49 | Мы – зрители и пассажиры. Проверочная работа по теме «Правила вежливого поведения». | 1 | 11.03-15.03 | | Уч. с. 60-63 читать, ответы на вопросы. |
50 | Обобщающий урок. Тест №4 по теме «Общение». ОБЖ. Первая помощь при отравлении грибами. | 1 | | Уч. с. 64- 68 читать, ответы на вопросы. |
51 | Посмотрите вокруг. | 1 | 18.03-22.03 | | Уч. с. 70-73 читать, ответы на вопросы. |
52 | Для чего нужен компас? Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу». ОБЖ. Встреча с животными. Опасные животные. Правила поведения и меры защиты от них. | 1 | Уч. с. 74-77 отвечать на вопросы. |
| Путешествия (15 часов) |
53 | Формы земной поверхности. | 1 | 25.03-29.03 | | Уч. с. 78-81 читать, отвечать на вопросы. |
54 | Водоёмы. ОБЖ. В волшебном лесу: опасные встречи. Как избежать неожиданной встречи с животными и змеями. | 1 | | Уч. с. 82-85 читать, отвечать на вопросы. |
55 | В гости к весне. Экскурсия №3. | 1 | 01.04-06.04 | | Уч. с. 86-89 читать, отвечать на вопросы. |
56 | Путешествие по родной стране. ОБЖ. В волшебном лесу: опасные встречи. Укусы насекомых. | 1 | | Уч. с. 90-93 читать, пересказывать. |
57 | Что такое карта и как её читать? Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты». | 1 | 15.04-19.04 | | Уч. с 94-95 читать. |
58 | Путешествие по Оке. Саратов. ОБЖ. Скоро лето. Учимся плавать. Правила поведения на пляже. | 1 | | Уч. с. 96-97 читать, пересказывать. |
59 | Путешествие по Москве. Московский Кремль. | 1 | 22.04-26.04 | | Уч. с. 98- 107 читать, пересказать. |
60 | Город на Неве. ОБЖ. Опасные ситуации в природе: дождь. Гроза, снегопад. Правила поведения. | 1 | | Уч. с. 108-113 читать, перессказать. |
61 | Путешествие по планете. | 1 | 29.04-03.05 | | Уч. с. 114-123. читать, ответы на вопросы. |
62 | Страны мира. ОБЖ. Правила поведения на воде. | 1 | | Уч. с. 124-127 читать, ответы на вопросы. |
63 | Страны мира. Венгрия. | 1 | 06.05-10.05 | | Уч. с. 128-129 читать, пересказать. |
64 | Обобщающий урок по теме «Путешествие». Итоговая диагностическая работа. ОБЖ. Скоро лето. Учимся плавать. Различные способы плавания. | 1 | | Не задано |
65 | Впереди лето. | 1 | 13.05-17.05 | | Уч. с. 130-133 читать, ответы на вопросы. |
66 | Подведение итогов. ОБЖ. Правила перехода дорог. Элементы дорог. Перекрестки. | 1 | | |
67-68 | Подведение итогов. ОБЖ. Правила перехода дорог. Элементы дорог. Перекрестки. | 2 | 20.05-24.05 | | |
По итогам 3 триместра – 24 часа | | | |
| Всего уроков в учебном году | 68 | | | |