Дата:
Класс: 8
Учитель:
Предмет: Химия
Тема: «Электроотрицательность атомов химических элементов».
Контролируемые элементы содержания
Электроотрицательность. Химическая связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Металлическая связь.
Контролируемые умения
Овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии.
Проверяемые элементы содержания
Электроотрицательность атомов химических элементов. Химическая связь: ионная и ковалентная (полярная и неполярная).
Предметные умения
Использовать информационные и коммуникативные технологии для поиска, переработки и передачи химической информации и её представления в различных формах
Прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава; возможности протекания химических превращений в различных условиях
Применять основные операции мыслительной деятельности — анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление причинно-следственных связей — для изучения свойств веществ и химических реакций.
Личностные результаты
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой
Функциональная грамотность
Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/00adaab8
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА:
-
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-
Мотивация на учебную деятельность
Выведите на экран изображения, предложите учащимся подумать над вопросами, в ходе беседы подведите их к теме урока.
-
Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос по теме предыдущего урока:
-
Когда и где родился Д.И. Менделеев?
-
Какое получил образование?
-
Когда написал работу «Основы химии»?
-
Когда открыл Периодический закон?
-
Как развивался периодиечкий закон и какого его значение?
-
Целеполагание
Сформулируйте вместе с учениками цель урока
Цель: сформировать у учащихся представление об электроотрицательности. Совершенствовать знания и умение характеризовать химические элементы.
-
Освоение нового материала
-
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Вещества образуются за счёт взаимодействия различных атомов, при этом образуются химические связи. Какие частицы участвуют в образовании химических связей? (электроны)
Существуют различные типы химических связей, об этом мы поговорим на следующих уроках, но образование химической связи происходит за счёт притяжения электронов одного атома к другим атомам. Как определить, отдаёт атом электроны или забирает? Ответ на этот вопрос найдите в параграфе (самостоятельная работа с учебником 3-4 минуты).
Для характеристики способности атомов отдавать или принимать электроны используется понятие электроотрицательности. Что такое электроотрицательность? (свойство атомов данного элемента оттягивать на себя электроны от атомов других элементов).
Если говорить проще, электроотрицательность – способность атомов притягивать электроны (удерживать свои и отнимать чужие).
Таким образом, чем ближе в таблице Менделеева элемент расположен к фтору, тем больше у него электроотрицательность. При образовании химической связи электроны переходят или смещаются к атомам с большей электроотрицательностью.
Для атомов металлов характерна электроотрицательность меньше 2, неметаллы, как правило, имеют электроотрицательность от 2 до 4.
Металлические свойства – способность атомов отдавать электроны. Неметаллические свойства – способность атомов забирать электроны.
2.2. Проверка первичного усвоения
-
Назовите элемент с максимальной электроотрицательностью. (фтор)
-
У какого элемента электроотрицательность минимальна? (франций)
-
Как изменяется электроотрицательность в периоде слева направо? (увеличивается)
-
Как изменяется электроотрицательность в группе сверху вниз? (уменьшается)
-
У каких элементов (металлов или неметаллов) электроотрицательность больше? (у неметаллов)
-
Применение изученного материала.
-
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
1. Дан ряд химических элементов: Cs, H, Br, F, O
- у какого элемента наибольшая электроотрицательность? (F)
- у какого элемента наименьшая электроотрицательность? (Cs)
- какой элемент является металлом? (Cs)
- у какого элемента на внешнем уровне 1 электрон? (H)
- у какого элемента на внешнем уровне 6 электронов? (O)
-
Вставьте пропущенные слова:
Зная численные значения электроотрицательностей, можно судить о
принадлежности соответствующего элемента к …… или
………
У металлов электроотрицательность, как правило, …….. ……….., а у
неметаллов………………………
Электроотрицательность элементов возрастает в
периодах…………………………………………………………….., а в главных
подгруппах –
………………………………………………………………………………………
-
Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
-
Систематизация знаний и умений
Определить, в сторону какого элемента сместятся электроны (кто электроотрицательнее в молекуле) H2O, H2S, NaCl, LiH, BaO, CO2, SO3, HF, NH3, Al2S3, AgI, SiC, Fe(OH)3, MgSO4, HNO3, CaCO3.
-
Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
возрастания значений электроотрицательности: Магний, натрий, хлор, сера,
кислород, цезий, бор, калий, азот, бериллий, литий, фтор. Подчеркните
элементы с наименьшей и наибольшей электроотрицательностью.
-
Выпишите чему равна электроотрицательность лития?
-
У какого элемента I группы самая наименьшая электроотрицательность?
-
Наибольшую степень электроотрицательности имеет элемент?
-
Какие значения электроотрицательности имеют металлы?
-
Какие значения электроотрицательности имеют неметаллы?
-
Подведение итогов, домашнее задание
-
Рефлексия
Урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. Закончите фразы:
На уроке мне было …
На уроке я узнал …
Я хотел бы ещё узнать …
При выполнении домашнего задания мне следует обратить внимание на …
-
Домашнее задание.
Задание с учебника.