Дата:
Класс: 9
Учитель:
Предмет: Химия
Тема: «Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение»
Контролируемые элементы содержания
Химические свойства сложных веществ: оксидов, оснований, кислот, солей
Химические свойства сложных веществ: оксидов, оснований, кислот, солей
Классификация и номенклатура неорганических веществ Качественные реакции на ионы в растворе
Контролируемые умения
Объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств
Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении
Осознание химических превращений неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы
Проверяемые элементы содержания
Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение
Качественные реакции на хлорид-анионы, присутствующие в водных растворах
Качественные реакции на катионы и анионы: хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-анионы; гидроксид-ионы; катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа(2+) и (3+), меди(2+), цинка, присутствующие в водных растворах.
Предметные умения
Использовать естественно-научные методы познания, в том числе наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
Характеризовать физические и химические свойства простых веществ галогенов (на примере хлора), способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека
Характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих химических реакций
Планировать и осуществлять на практике химические эксперименты, проводить наблюдения, делать выводы по результатам эксперимента
Личностные результаты
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой
Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
Функциональная грамотность
Сделать и подтвердить соответствующие прогнозы
Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Объяснить потенциальные применения естественнонаучного знания для общества
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/00ade104
Ход урока
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Мотивация на учебную деятельность
Сегодня мы приступаем к изучению соединения хлора – хлороводород и соляная кислота. Несколько интересных фактов:
Желудок человека вынужден ежедневно обновлять свою поверхность взамен пострадавшей от желудочного сока, то есть соляной кислоты;
Желудочный сок человека достаточно агрессивен для того, чтобы полностью растворить бритвенное лезвие за неделю — это происходит благодаря соляной кислоте;
Соляная кислота — может полностью испарится;
Соляная кислота — способствует перевариванию пищи в желудке и убивает различные болезнетворные бактерии;
Актуализация опорных знаний
Проверка Д/3
Разбор домашней задачи.
Целеполагание
П
родемонстрируйте учащимся коллаж, иллюстрирующий применение хлороводорода и соляной кислоты.
Попросите их рассказать в каких областях применяется соляная кислота. Дополните ответы учащихся рассказом о том, для чего применяют соляную кислоту в той или иной области.
в металлургии для извлечения руд, удаления ржавчины, окалин, грязи и окислов, паянии и лужении;
при изготовлении синтетических каучуков и смол;
в гальванопластике;
в качестве регулятора кислотности в пищевой промышленности;
для получения хлоридов металлов;
для получения хлора;
в медицине для лечения недостаточной кислотности желудочного сока;
в качестве чистящего и дезинфицирующего средства.
Опционально: предложите учащимся найти дополнительную информацию о применении соляной кислоты и хлороводорода.
Спросите у учащихся, на каких свойствах соляной кислоты может быть основано столь широкое применение вещества.
Совместно сформулируйте цели урока.
Освоение нового материала
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Соляная кислота (хлороводородная или хлористоводородная кислота) HCl — является раствором хлороводорода в воде, представляет собой сильную одноосновную кислоту.
Соляная кислота не имеет окраски, является прозрачной и едкой жидкостью, которая обладает способностью «дымить» в воздушной среде. По причине наличия примесей железа, растворенного хлора и прочих веществ для технической соляной кислоты характерен желтоватый оттенок. В концентрации около 0,5 % соляная кислота содержится в желудке человека. Соли соляной кислоты называют хлоридами.
Химическая формула хлороводорода: HCl
Химические свойства соляной кислоты:
Соляная кислота взаимодействует с оксидами металлов, что сопровождается образованием растворимой соли и воды.
Соляная кислота взаимодействует с гидроксидами металлов. В результате образуется растворимая соль и вода, то есть протекает реакция нейтрализации.
Соляная кислота взаимодействует с солями более слабых кислот, к примеру, угольной.
Реакция соляной кислоты с сильными окислителями, в том числе, перманганатом калия, диоксидом марганца, приводит к выделению хлора в газообразном состоянии.
Соляная кислота вступает в химическую реакцию с аммиаком. В результате образуется густой белый дым, который состоит из микроскопических кристаллов хлорида аммония.
Качественная реакция на соляную кислоту и ее соли представляет собой взаимодействие с нитратом серебра.
Получение соляной кислоты:
Получить соляную кислоту можно с помощью растворения газообразного хлороводорода в воде. Хлороводород синтезируют путем взаимодействия водорода с хлором. Кислота, которую получают данным методом, называется синтетической.
Получение хлороводорода в промышленности путем реакции горения водорода в хлоре:
H2 + Cl2 = 2HCl
Применение соляной кислоты:
гидрометаллургия;
гальванопластика;
травление, декапирование и лужение металлических поверхностей;
пищевое производство (соляная кислота играет роль регулятора кислотности
медицина (вещество в смеси с ферментом пепсином характеризуется лечебным эффектом и применяется в качестве лекарственного препарата при недостаточной кислотности желудка).
2
.2. Проверка первичного усвоения
Применение изученного материала.
В
ыполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Систематизация знаний и умений
Вопросы по теме урока:
Дайте определение понятию «соляная кислота»
Назовите химические свойства соляной кислоты
Где применяется соляная кислота?
Как можно получить соляную кислоту?
Подведение итогов, домашнее задание
Рефлексия
Какую тему изучали сегодня на уроке?
Что узнали?
Чему научились?
На каком этапе возникли затруднения?
Домашнее задание.
Выучить записи с тетради.