Дата:
Класс: 9
Учитель:
Предмет: Химия
Тема: «Оксиды серы. Серная кислота, физические и химические свойства, применение».
Контролируемые элементы содержания
-
Химические свойства сложных веществ: оксидов, оснований, кислот, солей.
-
Химические свойства сложных веществ: оксидов, оснований, кислот, солей
Контролируемые умения
-
Осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы.
-
Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении
Проверяемые элементы содержания
-
Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. Нахождение серы и её соединений в природе.
-
Применение серы и её соединений в быту и промышленности. Оксиды серы как представители кислотных оксидов
Предметные умения
-
Искать и анализировать информацию о свойствах веществ, имеющих важное промышленное значение, и химических реакциях, лежащих в основе промышленных способов получения веществ, в целях определения рациональных подходов к использованию природных ресурсов
-
Характеризовать физические и химические свойства оксидов серы, способы их получения, применение и значение в природе и жизни человека
Личностные результаты
-
Ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа
-
Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой
Функциональная грамотность
-
Ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа
-
Предложить способ научного исследования данного вопроса Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/00adea28
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА:
-
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-
Мотивация на учебную деятельность
-
Актуализация опорных знаний
Проверка правильности решения Д/З
-
Целеполагание
Оксиды серы(IV) и (VI) – ядовитые газы, при взаимодействии с водой образуют кислоты.
Считается, что именно ядовитые сернистые соединения стали причиной гибели жителей древнеримского города Помпеи во время извержения вулкана Везувий в 79 году нашей эры.
Последний день Помпеи. Карл Брюллов. 1830–1833 гг
-
Освоение нового материала
-
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
-
Применение изученного материала.
-
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Дана схема превращений: NaOH → X → +HCl → SO2 → SO3 Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.
-
первая реакция должна проходить между гидроксидом натрия и сернистым газом: 2NaOH + SO2 = Na2SO3 + H2O
-
Вторая реакция - сульфит натрия плюс соляная кислота: Na2SO3 + 2HCl = 2NaCl + SO2 + H2O
-
когда мы получили сернистый газ, нужно получить серный ангидрид; а это каталитическое окисление: 2SO2 + O2 = 2SO3
-
Однако, это не конец задания (нужно всегда читать задания до конца!); для второй реакции необходимо составить сокращенное ионное уравнение: SO3 2- + 2H + = SO2 ↑ + H2O
-
Систематизация знаний и умений
-
Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
( правильные ответы указаны знаком +)
1. Выберите молекулярную формулу серной кислоты:
- H2CO3
+ H2SO4
- HCl
- H2S
2. При взаимодействии H2SO4 с Na2SO3 получается газ:
- H2
- H2S
+ SO2
- SO3
3. Вливать серную кислоту в воду:
- очень опасно
+ это правило техники безопасности
- не рекомендуется
- произойдёт выплеск капель
-
Подведение итогов, домашнее задание
5.1 Рефлексия
-
Домашнее задание.
Привести примеры реакций получения серной кислоты. (2-3 реакции)