СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по химии на тему «Углеводы: состав, классификация. Важнейшие представители: глюкоза, фруктоза, сахароза»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по химии на тему «Углеводы: состав, классификация. Важнейшие представители: глюкоза, фруктоза, сахароза»»

Дата:

Класс: 10

Учитель:

Предмет: Химия

Тема: «Углеводы: состав, классификация. Важнейшие представители: глюкоза, фруктоза, сахароза».



Контролируемые элементы содержания

Взаимосвязь органических соединений

Контролируемые умения

Характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений

Проверяемые элементы содержания

Идентификация органических соединений

Предметные умения

Проводить опыты по распознаванию органических веществ: глюкозы

Личностные результаты

Сформированность ответственного отношения к учению

Функциональная грамотность

Оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (например, газета, интернет, журналы)



Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК: https://lesson.edu.ru/lesson/709ce43a-deb6-4281-963b-01d2e212d4d0?backUrl=%2F04%2F10%3Fterm%3D%25D1%2583%25D0%25B3%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B4%25D1%258B





БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА:



  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала



    1. Мотивация на учебную деятельность

Ешь ты сладко всякий день.

А.С. Пушкин



Александр Сергеевич имел в виду императора Александра I. Но на самом деле не только императоры, но все без исключения люди, всякий день едят сахара, или, что то же самое углевод



    1. Актуализация опорных знаний





1. Жиры это –

а) сложные эфиры одноатомных спиртов и карбоновых кислот

б) сложные эфиры многоатомного спирта глицерина и карбоновых кислот

в) сложные эфиры одноатомного спирта и альдегида



2. В организме жиры расщепляются под влиянием фермента:

а) гидрогеназы

б) липазы

в) амилазы



3. Для жиров, образованных непредельными карбоновыми кислотами характерны реакции:

а) гидрирования

б) полимеризации

в) гидролиза



    1. Целеполагание

Как вы думаете что мы будем изучать сегодня на уроке?

Сформулируйте цели уроки.



(Цель урока: формировать у учащихся понятие об углеводах, а в частности об моносахаридах, их строении, химических свойств, получении и применении; развивать у учащихся навыки анализа информационного текста, монологической речи, логическое мышление, коммуникативные навыки.)





  1. Освоение нового материала



    1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

  • Углеводы — это органические соединения, общая формула которых Cn(H2O)n. В них может присутствовать гидроксильная группа (ОН), либо карбонильная группа (С=О), либо альдегидная группа (СНО).

Содержание углеводов в живых клетках различно. В животных колеблется от 1 до 5 %. В растениях содержание углеводов заметно выше — до 70 % в некоторых запасающих органах, например, в клубнях картофеля. Кроме высокого содержания углеводов для растений характерно и большее их разнообразие.



  • Углеводы делятся на две группы: простые углеводы, или моносахариды (сахара), и сложные углеводы, или полисахариды. Часто выделяют ещё и третью группу — олигосахариды, состоящие из двух-десяти моносахаридных остатков. Чаще всего это дисахариды.



Моносахариды

Простые углеводы представляют собой многоатомные спирты, содержащие гидроксильную группу у каждого атома углерода, кроме одного, несущего альдегидную, или кетогруппу. Эта группа обычно взаимодействует с одной из спиртовых групп молекулы, образуя циклическую форму. 

 

Моносахариды, обычно встречающиеся в живых организмах, содержат пять или шесть атомов углерода.

 

Пентозы (5 атомов углерода) входят в состав нуклеиновых кислот(рибоза и дезоксирибоза)гексозы (6 атомов углерода): глюкоза и фруктоза, которые являются наиболее распространёнными моносахаридами. Они хорошо растворимы в воде, образуют кристаллы и имеют сладкий вкус. 

Дисахариды

Дисахариды — это углеводы, молекулы которых состоят из двух остатков моносахаридов, соединённых друг с другом за счёт взаимодействия гидроксильных групп. 

 

Примером наиболее распространённых в природе дисахаридов является сахароза (свекловичный или тростниковый сахар). Молекула сахарозы состоит из остатков глюкозы и фруктозы.Полисахариды

 

Молекулы моносахаридов могут образовывать связи между собой с потерей молекулы воды. В результате образуются полисахариды. Полисахариды нерастворимы в воде и не имеют сладкого вкуса. Так как к одному остатку моносахарида может быть присоединено несколько других остатков, полисахариды могут иметь разветвлённую структуру. В живых организмах наиболее широко распространены полимеры глюкозы — крахмал, гликоген и целлюлоза.



  • Физические свойства углеводов

Моносахариды и дисахариды являются кристаллическими веществами, сладкими на вкус, хорошо растворимы в воде. Полисахариды хуже растворяются в воде и не имеют сладкого вкуса.

  • Химические свойства моносахаридов. Глюкоза

Моносахариды глюкоза и фруктоза содержат несколько гидроксильных групп, поэтому для них будут характерны свойства многоатомных спиртов. Кроме этого, они проявляют свойства карбонильных соединений, так как глюкоза содержит альдегидную группу, а фруктоза — кетогруппу.



Важнейшие представители глюкоза, фруктоза, сахароза

  • Глюкоза C6H12O6– наиболее важный из всех моносахаридов, так как она является структурной единицей большинства пищевых ди- и полисахаридов. В процессе обмена веществ они расщепляются на отдельные молекулы моносахаридов, которые в ходе многостадийных химических реакций превращаются в другие вещества и в конечном итоге окисляются до углекислого газа и воды – используются как «топливо» для клеток. Глюкоза – необходимый компонент обмена углеводов. При снижении ее уровня в крови или высокой концентрации и невозможности использования, как это происходит при диабете, наступает сонливость, может наступить потеря сознания (гипогликемическая кома). Она содержится в плодах и ягодах и необходима для снабжения энергией и образования в печени гликогена (запасной углевод человека и животных).

Особенно её много в виноградном соке, поэтому глюкозу иногда называют виноградным сахаром. Мёд в основном состоит из смеси глюкозы с фруктозой.

Глюкоза является ценным питательным продуктом. В организме она подвергается сложным биохимическим превращениям, в результате которых образуется диоксид углерода и вода, при этом выделяется энергия согласно итоговому уравнению:

C6H12O6 + 6O2→ 6H2O + 6CO2 + 2800 кДж

Так как глюкоза легко усваивается организмом, её используют в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства при явлениях сердечной слабости, шоке, она входит в состав кровозаменяющих и противошоковых жидкостей. Широко применяют глюкозу в кондитерском деле (изготовление мармелада, карамели, пряников и т. д.), в текстильной промышленности в качестве восстановителя, в качестве исходного продукта при производстве аскорбиновой кислоты, для синтеза ряда производных сахаров и т.д. Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, так же как и при силосовании кормов. Если подвергаемая силосованию масса недостаточно уплотнена, то под влиянием проникшего воздуха происходит маслянокислое брожение и корм становится непригоден к применению. На практике используется также спиртовое брожение глюкозы, например при производстве пива.

  • Фруктоза

ФруктозаC6H12O6является одним из самых распространенных углеводов фруктов, содержится в мёде. В отличие от глюкозы она может без участия инсулина проникать из крови в клетки тканей. По этой причине фруктоза рекомендуется в качестве наиболее безопасного источника углеводов для больных диабетом.

III. Сахароза

  • Сахароза С12Н22О11, образован молекулами глюкозы и фруктозы. Содержание сахарозы в сахаре 99,5%. Сахар часто называют «носителем пустых калорий», так как сахар – это чистый углевод и не содержит других питательных веществ, таких, как, например, витамины, минеральные соли. Сахароза содержится в сахарном тростнике и сахарной свекле, а также в сладостях.



Глюкоза Фруктоза Сахароза





2.2. Проверка первичного усвоения

Какая масса глюкозы подверглась спиртовому брожению, если при этом выделилось столько же оксида углерода (IV) (н. у.), сколько его образуется при полном сгорании 16 г метилового спирта? 





Ответ: 45 г



  1. Применение изученного материала.



    1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях



 Какую массу сахарозы нужно подвергнуть гидролизу, чтобы из образующейся при этом глюкозы получить 27 г молочной кислоты, если молочнокислое брожение протекает с выходом 50%? 





Ответ: 102,6 г

    1. Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)











    1. Систематизация знаний и умений



  1. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

  • Что такое углеводы?

  • Общая формула углеводов

  • Перечислите важнейшие углеводов

  1. Подведение итогов, домашнее задание



    1. Рефлексия

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания

    1. Домашнее задание.



Информация по теме : «Биологические функции углеводов»