Дата:
Класс: 8
Учитель:
Предмет: Химия
Тема: «Водород — элемент и простое вещество. Нахождение в природе».
-
Контролируемые элементы содержания
-
Получение кислорода, водорода, аммиака и углекислого газа, изучение их свойств.
-
Качественные реакции на газообразные вещества.
-
Контролируемые умения
-
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
-
умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды.
-
Проверяемые элементы содержания
-
водород – элемент и простое вещество.
-
нахождение в природе, физические и химические свойства (на примере взаимодействия с неметаллами и оксидами металлов), применение, способы получения.
-
понятие о кислотах.
-
Предметные умения
-
Следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого вещества.
-
Личностные результаты
-
Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
-
Функциональная грамотность
-
Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК: https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА:
-
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-
Мотивация на учебную деятельность
Образуйте как можно много новых слов, переставляя буквы в слове ВОДОРОД
( род, ворд, довод, вор, двор)
-
Актуализация опорных знаний
Ссылка на видеоролик: https://lesson.edu.ru/lesson/54f51078-dbab-48a7-9aed-e50512952959
Обратитесь к Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и дайте характеристику водорода по его положению в системе.
Х
арактеристику водорода как химического элемента опишем согласно плану, представленному на экране
-
Целеполагание
Ссылка на видеоролик: https://lesson.edu.ru/lesson/54f51078-dbab-48a7-9aed-e50512952959
Включите видеоролик “Как и почему горит Солнце”. По окончании его просмотра организуйте небольшую беседу о химическом составе Солнца. Подведите учеников к тому, что водород самый распространённый элемент Солнца.
Мы любим греться на солнышке. Но почему светит солнце? Обратимся к видеофрагменту: https://lesson.edu.ru/lesson/54f51078-dbab-48a7-9aed-e50512952959
Солнечный свет очень важен для людей , растений и животных , но как образуется энергия, способная согреть и осветить нашу планету? Давайте в этом разберемся.
Солнце – газообразный шар и единственное что роднит его с планетами – наличие ядра.
Ядро является его самой горячей частью , температура в нем 15млн градусов. Для сравнения на поверхности 6тыс градусов. Именно в ядре солнца в результате термоядерной реакции образуется энергия , которую нагревает остальную часть звезды . С точки зрения химии этот процесс выглядит так: 2 атома водорода сталкиваются и образуется один атом, который легче исходных двух , излишняя энергия высвобождается в виде частиц света – фотонов. К данному атому присоединяется еще один атом водорода. В результате этого образуется гелий 3 и еще один фотон при столкновении двух атомов гелия 3 образуется гелий 4 два атома водорода и еще один фотон. Таким образом, солнце из 4-х атомов водорода производит один атом гелия и три фотона. Каждый из этих фотонов содержит в себе огромное количество энергии, которая преодолевает все слои солнца и дойдя до самого верхнего слоя фотосферы эта энергия излучается с поверхности звезды в виде света и тепла
На солнце было обнаружено 72 химических элемента. Проанализируйте видеофрагмент и определите какие элементы входят в состав солнца? Массовая доля какого элемента самая большая? Можно ли назвать водород элементом Вселенной?
-
Освоение нового материала
-
Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Водород — химический элемент с порядковым номером 1 . Атом водорода состоит из одного протона и одного электрона. Такое строение обусловливает уникальные свойства водорода. В периодической системе водород занимает особое место: подобно щелочным металлам водород обладает способностью отдавать один электрон, поэтому он может быть помещён в главную подгруппу 1 группы; однако, как и галогены, водород способен присоединять один электрон, поэтому его можно поместить в главную подгруппу 7 группы. В соединениях водород всегда одновалентен. Для него характерны две степени окисления: +1 и -1 .
Организуйте просмотр видеоэкспериментов по изучению способов получения водорода и изучению его химических свойств.
Изучение способов получения водорода и его химических свойств необходимо организовать со ссылкой на видеоэксперимент. При изучении областей применения водорода следует провести связь между свойством водорода и отраслью, где эта химическая реакция находит своё применение. Обратите внимание на правильность составления уравнений химических реакций и определение типа химической реакции.
После ответьте на эти вопросы.
Ссылка на видеоролик: https://lesson.edu.ru/lesson/54f51078-dbab-48a7-9aed-e50512952959
Изучите диаграммы , представленные ниже
Определите, можно ли водород назвать элементом земной коры / Вселенной.
Если проанализировать представленные диаграммы, то можно видеть, что водорода в земной коре всего лишь 1%, а во Вселенной составляет 92% от общего числа элементов , поэтому водород называют элементов Вселенной . Подумайте в состав каких соединений входит водород?
Вода - H2O
Нефть - C22H46 и другие углеводороды
Природный газ (метан) – CH4
Глюкоза – C6N12O6
Обратите внимание, что водород в отличии от кислорода в природе находится в связанном состоянии.
Водород также входит в состав органических и неорганических кислот.
Ч
то общего в этих формулах?
(Водород) Проанализируйте формулы органических и неорганических кислот. Какие вещества называются кислотами?
Что такое кислотный остаток? Кислотный остаток - это группа атомов , соединенные с атомами водорода
Кислотные остатки на рисунке выделены одной чертой. Можно ли из кислот получить водород?
2.2. Проверка первичного усвоения
-
Применение изученного материала.
3.1. Применения знаний , в том числе новых ситуациях
-
Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
-
С
истематизация знаний и умений
-
Подведение итогов, домашнее задание
-
Рефлексия
-
Домашнее задание.
Выучить записи.