СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по литературному чтению. 4 класс Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по литературному чтению. 4 класс   Тема:  П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. 

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по литературному чтению. 4 класс Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.»

Поурочное планирование по литературному чтению. 4 класс  

Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок».

Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев

Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, восприни­мать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анали­за материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ ху­дожественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целе­направленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаи­модействия в паре и группе (распределение обязанностей, со­ставление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.

Оборудование: портрет П.П. Ершова, книги писателя, кар­точки, аудиоприложение к учебнику.


Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Творческая работа

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над сказ­кой «Конек-Горбунок». Дома вы должны были подготовить характеристики трех братьев. Пользуясь своими запися­ми, попробуйте составить краткую характеристику-загад­ку, прочитайте ее одноклассникам, а они должны отгадать, о ком идет речь.

(Ученики выполняют задание.)

- Как в произведении раскрывается каждый из братьев? Ге­рои поступают так из жадности, скупости, из-за желания достичь своей цели или стремления быть добрыми и чест­ными?

— Почему старшие братья все время обманывали?

— Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?

III. Работа по теме урока

— Прочитайте сказку до слов «Между тем градской отряд...» на с. 53 учебника.

— Как братья провели ночь?

— Какой обычай был в той столице, как вы поняли?

— Каким образом достигался порядок при торговле?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте о том, как Иван догнал братьев. Что они ему сказали?

— Как братья оправдывались перед Иваном?

— Как вы думаете, они сказали Ивану правду?

— Простил ли их Иван? Почему, как вы думаете?

— Прочитайте отрывок, в котором рассказывается о том, что увидел городничий, подъезжая к конному ряду.

— Как городничий увидел коней, о чем он распорядился? Прочитайте выразительно.

— Как вы думаете, почему он поехал докладывать об этом царю?

— Прочитайте разговор городничего и царя по ролям (автор, городничий, царь).

— Дочитаем сказку до конца.

— Как дальше сложилась жизнь Ивана?

— Почему царь взял его к себе?

— Сбылось ли желание братьев или они остались ни с чем?

— К каким эпизодам сказки даны иллюстрации в учебнике?

— Какие еще приключения произошли с Иваном? Откуда вы это узнали? (Прочитали не отрывок, а всю сказку.)

— А сейчас вспомните всех героев сказки и скажите, на какие группы их можно поделить? (Положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники.)

— Почему мы считаем это произведение сказкой? Что в нем сказочного, волшебного?

— Разгадайте кроссворд по сказке «Конек-Горбунок». Для этого надо вставить пропущенные слова.

  1. Да еще рожу конька

Ростом только в три ... (вершка).

  1. Подошел к нему отец,

Говорит ему: «Послушай,

Побегай в ... (дозор),

Ванюша».

  1. На меня скорей садись,

Только знай себе держись;

Я хоть росту ... (небольшого),

Да сменю коня другого.

4. И с набитою ... (сумой)

Возвращалися домой.

  1. Предо мною конный ряд:

Два коня в ряду стоят,

Молодые,... (вороные),

Вьются гривы золотые.

— Какое слово можно прочитать в выделенных клетках кроссворда? (Ершов.)

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

— Как вы думаете, чему учит эта сказка?

— Почему она и сейчас нравится читателям? (Людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценились та­кие качества, как смелость, настойчивость, верность, доб­рота, честность. В сказке выражена житейская мудрость.)

— На памятнике П.П. Ершову написано: «Автор народной сказки «Конек-Горбунок». А на какую народную сказку она похожа?

— Иван, являясь обладателем волшебного помощника, хоть раз отказывается исполнить приказы царя? Хоть раз отве­чает грубо, неуважительно? Позволяет себе мстить? (Нет.)

— Какие человеческие качества присущи Ивану? (Добродушие, простодушие, терпимость, доверчивость, искренность.)

- Как вы объясните понятия «добродушный» и «простодушный»9

В словаре Даля эти слова объясняются так.

Простодушие — это прямодушие, бесхитренность. Простодуш­ный человек - человек искренний, прямая откровенная душа.

Добродушному человеку свойственны добросердие, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочув­ствию.

Победа младшего брата — дурака — это победа добродушия, простодушия, терпимости, доверчивости, искренности, верности.

Поражение старших братьев, спальника, царя - это пораже­ние грубости, жадности, глупости, алчности, зависти.

Домашнее задание

На выбор: задание 9 или 13 (с. 60-61 учебника). По желанию: прочитать сказку П.П. Ершова целиком.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!