Поурочное планирование по Литературному чтению.
Тема: Обобщающий урок «Страна детства»
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать навыки сравнения, сопоставления, логического мышления.
Планируемые результаты: предметные: умения ориентироваться в содержании раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника и совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по теме урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, поиск необходимой информации в книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий «благородный поступок», «честность», «верность слову».
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
— Прежде чем начать урок, вспомним, как называется раздел, произведения которого мы закончили изучать. («Страна детства».)
II. Конкурсная программа
— Разделимся на две команды.
— Придумайте название и девиз своей команды. Они должны быть созвучны с темой раздела.
Этап I. «Знаешь ли ты произведения раздела?»
— Какое произведение открывает раздел? («Как я ловил человечков».)
— Эти брат и сестра испортили многим встречу Нового года. (Минька и Леля.)
— Эта девочка вдохновила великого композитора. (Дагни Педерсен.)
— Обиженная тетя предсказала Миньке, что он будет... (разбойником).
— Мальчик положил кусок от него на пароходик, около будочки. (Леденец.)
— Этот инструмент мог петь обо всем. (Рояль.)
Этап II. «1де это было?»
— Где проводил осень Эдвард Григ? (Около Бергена.)
— Когда он был маленький, его отправили жить туда. Там и произошла эта неприятная история. Куда был отправлен мальчик? (К бабушке.)
— В каком городе родился К.Г. Паустовский? (В Москве.)
— Где провел детство Б. Житков? (В Одессе.)
— В Санкт-Петербурге, в семье художника родился... (Михаил Михайлович Зощенко).
— Чьим школьным другом был К.И. Чуковский? (Б.С. Житкова.)
Этап III. «Модернизированные пословицы и поговорки»
— Изменив всего лишь одно или два слова, верните современным пословицам и поговоркам их прежнее звучание. Объясните их смысл.
• По лесу надо с корзинкой ходить. (По лесу надо с умом ходить.)
• Скучен день до вечера, коли делать уроки. (Скучен день до вечера, коли делать нечего.)
• Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать. (Не стыдно не знать, стыдно не учиться.)
• Испокон века телевизор растит человека. (Испокон века книга растит человека.)
• Первая двойка прощается. (Первая вина прощается.)
• На шпаргалке далеко не уедешь. (Па обмане далеко не уедешь.)
Этап IV. «Проверь себя»
1-я команда готовит ответы на вопросы 3,9 на с. 65—66 учебника. 2-я команда готовит ответы на вопросы 7,8 на с. 65—66 учебника.
Этап V. «Каверзные вопросы»
— Подготовьте три вопроса для другой команды. Задайте их. (Команды обмениваются вопросами.)
Этап VI. «Назови произведение и его автора»
— Отгадайте загаданное слово в пословицах и поговорках. Догадайтесь, к какому произведению оно является ключевым.
Для 1-й команды
• Поздний он гложет кость.
• Из песни слова не выкинешь, из-за стола его не выгонишь.
• Незваный он хуже татарина.
Ответ: гость. «Елка». М.М. Зощенко.
Для 2-й команды
• Не вся та она, что звучит.
• Под хорошую ее и змеи пляшут.
• Фома ее разумеет, а Ерема плясать умеет.
Ответ: музыка. «Корзина с еловыми шишками». К.Г. Паустовский.
Для обеих команд
— О каком поступке идет речь в этих пословицах? К какому произведению их можно отнести?
• Ворота открыты, а он в подворотню лезет.
• За тараканом — с барабаном, за комаром — с топором.
• Зачем туда с топором, где нож положен.
Ответ: необдуманность. «Как я ловил человечков». Б.С. Житков.
III. Подведение итогов
(Награждение команды-победительницы.)