Планируемые результаты освоения учебного предмета в 4 классе
Личностные результаты:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по музыке
Класс 4
Учитель: Маруева И. И.
Количество часов по учебному плану:
Всего: 34 часа; 1 час в неделю.
Планирование составлено на основе:
-ФГОС
-Основной образовательной программы МБОУ Лопандинской СОШ
- Учебного плана МБОУ Лопандинской СОШ
- Авторской программы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,Т. С. Шмагина;
Предметная линия учебников системы «Школа России» Е.Д.Критская и др., 1-4кл. – М.: Просвещение.
Учебник: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,Т. С. Шмагина;
Музыка . Учебник для 4 класса – М.: Просвещение ,2014г.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание |
План | Факт |
Раздел I «Россия – Родина моя» -4 ч. |
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню» | 1 | | | Найти стихи о родине, родном крае, созвучные этой музыке |
2 | «Чего не выразишь словами?» | 1 | | | Сочинить мелодию или песню на стихи любимого поэта |
3 | «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» | 1 | | | Нарисовать рисунок по теме |
4 | «Я пойду по полю белому…» «На великий праздник собралася Русь!» | 1 | | | Выучить текст песни |
5 | Приют спокойствия, трудов и вдохновения | 1 | | | Вспомнить стихотворения А. С. Пушкина |
6 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда! | 1 | | | Вспомнить сказки А. С. Пушкина |
7 | Ярмарочное гулянье | 1 | | | Вспомнить русские народные песни, которые использовали композиторы |
8 | Приют, сиянием муз одетый | 1 | | | Придумать программу музыкального вечера |
9 | Зимнее утро. Зимний вечер | 1 | | | Нарисовать рисунок по теме |
Раздел III «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3 часа |
10 | Композитор – имя ему народ. | 1 | | | Вспомнить знакомые русские народные песни |
11 | Музыкальные инструменты России | 1 | | | Вспомнить знакомые русские народные песни |
12 | Оркестр народных инструментов. «Музыкант – чародей» | 1 | | | Вспомнить норвежскую народную песню «Волшебный смычок» |
Раздел IV «в концертном зале» - 4 часа |
13 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель, гитара) | 1 | | | Вспомнить басню И. А. Крылова «Квартет» |
14 | «Старый замок», М. П. Мусоргский «Счастье в сирене живет», С. Рахманинов | 1 | | | Сочинить рассказ к музыке |
15 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы | 1 | | | Выучить текст песни |
16 | Годы странствий. М. И. Глинка Царит гармония оркестра | 1 | | | Нарисовать рисунок по теме |
Раздел V «в музыкальном театре» - 7 часа |
17 | Опера «Иван Сусанин», М. Глинка. Бал в замке польского короля (2-е действие) | 1 | | | Выучить текст песни |
18 | Сцена в лесу (4-е действие) из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка | 1 | | | Придумать ритмический рисунок |
19 | Песня Марфы «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргский | 1 | | | Выучить текст песни |
20 | Русский Восток. «Сезам, откройся!» | 1 | | | Нарисовать рисунок по теме |
21 | «Восточные мотивы» | 1 | | | Нарисовать рисунок по теме |
22 | И. Ф. Стравинский. Балет «Петрушка» | 1 | | | Вспомнить масленичные песни, игры, забавы |
23 | Театр музыкальной комедии. | 1 | | | Вспомнить названия и фрагменты мюзиклов и оперетт |
Раздел VI «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3 часа |
24 | Прелюдия. Исповедь души. Ф. Шопен «Революционный этюд» | 1 | | | Выучить текст песни |
25 | Мастерство исполнителя | 1 | | | Назвать известных исполнителей классической музыки |
26 | Патетическая соната. | 1 | | | |
Раздел VII «о России петь – что стремиться в храм» - 4 часа |
27 | Святые земли Русской. Великий князь Владимир, княгиня Ольга. Илья Муромец | 1 | | | Нарисовать рисунок по теме |
28 | Праздник праздников, торжество торжеств. «Ангел вопияше». | 1 | | | Выучить текст песни |
29 | Светлый праздник пасха | 1 | | | |
30 | Кирилл и Мефодий | 1 | | | Придумать ритмический рисунок |
Раздел VIII «гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1 час |
31 | Народные праздники. Троица | 1 | | | Сочинить мелодию на текст народной песни «Березонька кудрявая» |
Раздел IX «чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 3 часа |
32 | Музыкальный сказочник Н. А. Римский-Корсаков | 1 | | | Вспомнить симфоническую сказку и ее автора (С. Прокофьев «Петя и волк») |
33 | «Рассвет на Москве-реке». М. П. Мусоргский | 1 | | | |
34 | Обобщение | 1 | | | |
Содержание учебного предмета, курса
4 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины.
Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 3. «День, полный событий» 6 ч.
«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально-литературные вечера - романсы, инструментальноемузицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 5. «В концертном зале» 5 ч.
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра).Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена).Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 6. «В музыкальном театре» 6 ч.
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева.
Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность.
Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Восточные мотивы втворчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика.
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 7 ч.
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради.