СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по музыке в 6 классе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработаны темы уроков по требованиям ФГОС. Включён региональный компонент.

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по музыке в 6 классе»

Поурочное планирование 6 класс.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки-1 полугодие.

Мир образов камерной и симфонической музыки- 2 полугодие.



урока

Название

раздела/

темы урока

Содержание урока, музыкальный материал

Дата план

Дата факт

1

Удивительный мир музыкальных образов.

Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие.

Композитор А. Гурилев.

П. Булахов,слова В. Чуевского.

Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.



1.09

3.09

2

Образы романсов и песен русских композиторов.

«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов.

Композитор А.Варламов.

Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель»

Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова;

Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник;

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина.


8.09

10.09

3













Два музыкальных посвящения.

Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

Композитор М.И. Глинка.

Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальс-фантазия» М.Глинки.

15.09

17.09

4

Портрет в музыке и живописи.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Композитор М.И. Глинка.

Л.В.Собинов – «золотой тенор России. Большой театр в г. Москва.

Музыкальное училище имени Собинова в г. Ярославле.


Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений.

22.09

24.09

5

Лирические образы романсов С.В.Рахманинова.

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.

Мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке.

С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».

С.В.Рахманинов «Островок».

Ю.Визбор «Милая моя».

29.09

1.10

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина.

Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства.

М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила», «Ария Сусанин Сусанин».

6.10

8.10

7

















Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов.

Народное музыкальное творчество.

Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни).

Народные истоки русской профессиональной музыки. Жанна Бичевская.




Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов.

Р.н.песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно…»


13.10

15.10

8








Образ песен зарубежных композиторов.

Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки.

Искусство прекрасного пения. Мария Каллас, Энрико Карузо.

А.Ю. Нетребко.

Миланский театр Ла Скала.

Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы (песни на воде).

М.И.Глинка «Венецианская ночь»,

Ф.Шуберт «Форель», «Серенада (№4 из вок. цикла лебединая песня).

20.10

22.10

9






















Романтизм в западноевропейской музыке.

Богатство музыкальных образов.

Романтизм в русской музыке.

Ф. Шуберт.


Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.

Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады.

Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.



27.10

12.11

10













Образы русской народной и духовной музыки.

Народное искусство Древней Руси.

Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное)

Композитор Н.Римский-Корсаков..









Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки.

«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова,

«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши».


10.11

19.11

11

Русская духовная музыка.

Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.

Композитор М.С. Березовский.

Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..

Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского. Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»

17.11

26.11

12









Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.

Композитор В.А. Гаврилин.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.

В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны».


24.11

3.12

13

Образы духовной музыки Западной Европы.

Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга).

Композитор И.С. Бах. Исполнитель-органист Л.Ройзман.

  • И.С.Бах «Токката» ре минор.

  • И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.

  • И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

  • И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

  • И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

А.Городницкий «Атланты


1.12

3.12

14



















Образы скорби и печали.

Реквием. Композитор В.А. Моцарт.

Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема.

Образы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «Стабат Матер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта.)



8.12

17.12

15

Творчество зарубежного композитора Карла Орфа. Жанр кантаты.

Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана»


15.12

24.12

16

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Шансон.

Давид Тухманов.

В.Высоцкий, Б.Окуджава, Ю.Ким, А.Розенбаум, Ю.Визбор, О.Митяев.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня.

История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни.


22.12

14.01

17

Джаз – искусство 20 века.

Спиричуэл, блюз. Рок-музыка.

Луи Амстронг,Дюк Эллингтон, Уинтон Марсалес, Дилзи Гиллеспи, А.Козлов, В.Чекасин.

История развития джазовой музыки, её истоки. Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки.

12.01

21.01

18

Вечные темы искусства и жизни.

Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов.

Композитор Ф.Шопен.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.


19.01

28.01

19

Образы камерной музыки.

Творчество композитора-романтика Ф. Шопена.

С.Рихтер. Д.Л. Мацуев.

Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства.


26.01

4.02

20

Жанр камерной музыки – ноктюрн. А.П.Бородин.

Образы «Ночной музыки».

Музыка- выражение личных чувств композитора. Картинная галерея.

Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.

А.П.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2.


2.02

11.02

21



Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта.

Композитор А.Вивальди.

Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла 2времена года»). И.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко.

9.02

18.02

22

Электронная музыка.

Выразительные возможности электромузыкального инструмента.

Композиторы Чарлз Айвз, Э.Н. Артемьев.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительность и изобразительность в музыке.

Ч.Айвз «Космический пейзаж».

Э. Артемьев «Мозаика».


16.02

25.02

23





Образы симфонической музыки.

Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Композитор Г. Свиридов.


Образы русской природы в музыке Г.Свиридова.

Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель».


2.03; 9.03

4.03

11.03


24






Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Композитор Г. Свиридов.




25

Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.


«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».


16.03

18.03

26




Симфоническое развитие музыкальных образов.

Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского.


Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний.

В. А. Моцарт «Симфония № 40».

ПИ.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.


30.03

20.05



27





Интерпретация и обработка классической музыки. П.И. Чайковский.


6.04

1.04

28

Программная увертюра.

Сонатная форма. Л.В. Бетховен.


Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Мир героических образов увертюры «Эгмонт».

13.04

8.04

29




Инструментальный концерт.

Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы.

У. Шекспир.

Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

20.04

15.04

31



Мир музыкального театра.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

С. Прокофьев, К. Глюк, А. Журбин.



Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

Фрагменты из рок-оперыА.Журбина «Орфей и Эвридика».

27.04

22.04

32

Может ли современная музыка считаться классической?

Мюзикл. Композитор Л. Бернстайн.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.

Мюзикл «Вестсайдская история».


4.05

29.04

33

Образы киномузыки.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле, кинофильме.

Композитор Нино Рота, И.О. Дунаевский.

Л. Орлова, Л. Утесов.


Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»

К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.


11.05

6.05

34

Исследовательский проект.

Защита проекта «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве».

18.05

13.05

27.05