№ урока | Название раздела/ темы урока | Содержание урока, музыкальный материал | Дата план | Дата факт |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Композитор А. Гурилев. | П. Булахов,слова В. Чуевского. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева. Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова. Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина. | 1.09 | 3.09 |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. «Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Композитор А.Варламов. | Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель» Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова; Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина. | 8.09 | 10.09 |
3 | Два музыкальных посвящения. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Композитор М.И. Глинка. | Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальс-фантазия» М.Глинки. | 15.09 | 17.09 |
4 | Портрет в музыке и живописи. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Композитор М.И. Глинка. Л.В.Собинов – «золотой тенор России. Большой театр в г. Москва. Музыкальное училище имени Собинова в г. Ярославле. | Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. | 22.09 | 24.09 |
5 | Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов. | Мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке. С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень». С.В.Рахманинов «Островок». Ю.Визбор «Милая моя». | 29.09 | 1.10 |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. | Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства. М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила», «Ария Сусанин Сусанин». | 6.10 | 8.10 |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композитов. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Жанна Бичевская. | Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов. Р.н.песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» | 13.10 | 15.10 |
8 | Образ песен зарубежных композиторов. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки. Искусство прекрасного пения. Мария Каллас, Энрико Карузо. А.Ю. Нетребко. Миланский театр Ла Скала. | Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы (песни на воде). М.И.Глинка «Венецианская ночь», Ф.Шуберт «Форель», «Серенада (№4 из вок. цикла лебединая песня). | 20.10 | 22.10 |
9 | Романтизм в западноевропейской музыке. Богатство музыкальных образов. Романтизм в русской музыке. Ф. Шуберт. | Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке. | 27.10 | 12.11 |
10 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное) Композитор Н.Римский-Корсаков.. | Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки. «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши». | 10.11 | 19.11 |
11 | Русская духовная музыка. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Композитор М.С. Березовский. | Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского. Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской» | 17.11 | 26.11 |
12 | Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Композитор В.А. Гаврилин. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны». | 24.11 | 3.12 |
13 | Образы духовной музыки Западной Европы. Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга). Композитор И.С. Бах. Исполнитель-органист Л.Ройзман. | И.С.Бах «Токката» ре минор. И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке. И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает». И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал. И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал. А.Городницкий «Атланты | 1.12 | 3.12 |
14 | Образы скорби и печали. Реквием. Композитор В.А. Моцарт. | Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема. Образы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «Стабат Матер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта.) | 8.12 | 17.12 |
15 | Творчество зарубежного композитора Карла Орфа. Жанр кантаты. | Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана» | 15.12 | 24.12 |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее. Шансон. Давид Тухманов. В.Высоцкий, Б.Окуджава, Ю.Ким, А.Розенбаум, Ю.Визбор, О.Митяев. | Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня. История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. | 22.12 | 14.01 |
17 | Джаз – искусство 20 века. Спиричуэл, блюз. Рок-музыка. Луи Амстронг,Дюк Эллингтон, Уинтон Марсалес, Дилзи Гиллеспи, А.Козлов, В.Чекасин. | История развития джазовой музыки, её истоки. Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. | 12.01 | 21.01 |
18 | Вечные темы искусства и жизни. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Композитор Ф.Шопен. | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка. | 19.01 | 28.01 |
19 | Образы камерной музыки. Творчество композитора-романтика Ф. Шопена. С.Рихтер. Д.Л. Мацуев. | Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства. | 26.01 | 4.02 |
20 | Жанр камерной музыки – ноктюрн. А.П.Бородин. | Образы «Ночной музыки». Музыка- выражение личных чувств композитора. Картинная галерея. Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор. П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. А.П.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2. | 2.02 | 11.02 |
21 | Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Композитор А.Вивальди. | Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла 2времена года»). И.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко. | 9.02 | 18.02 |
22 | Электронная музыка. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Композиторы Чарлз Айвз, Э.Н. Артемьев. | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительность и изобразительность в музыке. Ч.Айвз «Космический пейзаж». Э. Артемьев «Мозаика». | 16.02 | 25.02 |
23 | Образы симфонической музыки. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Композитор Г. Свиридов. | Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель». | 2.03; 9.03 | 4.03 11.03 |
24 | Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Композитор Г. Свиридов. |
25 | Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке. | «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание». | 16.03 | 18.03 |
26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. | Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. В. А. Моцарт «Симфония № 40». ПИ.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4. | 30.03 | 20.05 |
27 | Интерпретация и обработка классической музыки. П.И. Чайковский. | 6.04 | 1.04 |
28 | Программная увертюра. Сонатная форма. Л.В. Бетховен. | Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Мир героических образов увертюры «Эгмонт». | 13.04 | 8.04 |
29 | Инструментальный концерт. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. У. Шекспир. | Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта». | 20.04 | 15.04 |
31 | Мир музыкального театра. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. С. Прокофьев, К. Глюк, А. Журбин. | Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику». Фрагменты из рок-оперыА.Журбина «Орфей и Эвридика». | 27.04 | 22.04 |
32 | Может ли современная музыка считаться классической? Мюзикл. Композитор Л. Бернстайн. | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Мюзикл «Вестсайдская история». | 4.05 | 29.04 |
33 | Образы киномузыки. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле, кинофильме. Композитор Нино Рота, И.О. Дунаевский. Л. Орлова, Л. Утесов. | Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта» К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе. | 11.05 | 6.05 |
34 | Исследовательский проект. | Защита проекта «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве». | 18.05 | 13.05 27.05 |