СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Поурочные разработки по ПДД для 4 класса (10 занятий)
Тема: Наш путь в школу и новые маршруты.
Цель: формирование знаний и умений по основам безопасности жизнедеятельности; развивать умение применять полученные навыки в жизненной деятельности; воспитывать организованность, дисциплину, находчивость, чувство ответственности перед товарищами.
Оборудование: дорожные знаки, светофорики, картинки, кроссворд.
Ход занятия
-Мчатся по нашим дорогам разные машины: тяжёлые “МАЗы”, “КАМАЗы”, летят “Волги”, “Жигули”, разные иномарки, везут грузы длинные автопоезда. Сколько на улицах машин! Ребята! Вы уже знаете, что для того, чтобы на дорогах было безопасно, все автобусы, автомобили подчиняются строгим законам дорожного движения.
-Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог?
-Сегодня мы продолжим знакомиться с правилами дорожного движения. Но сначала разгадайте кроссворд.
Его боятся нарушители правил? (инспектор)
Трёхглазый постовой (светофор)
Опоясал каменный ремень
Сотни городов и деревень (шоссе)
Пешеходный переход по-другому (зебра)
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведёт пешеходный … (переход)
Часть автомобиля, под которую попадает разиня? (колесо)
7. Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения (ДТП)
-Прочитайте слово, которое у нас получилось (пешеход).
-Кого называют пешеходом? (Человек, который находится на дороге).
-Будут ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (Нет).
-Кого называют водителем? (Человек, который управляет транспортом).
-Если человек ведёт коляску, кто он - пешеход или водитель? (Пешеход).
-А человек, который едет на коне? (Водитель).
-Что такое тротуар? (Дорожка для пешехода).
-Что такое мостовая? (Дорога для транспорта).
- Вот несколько известных правил поведения пешеходов, которыми, к сожалению, многие пренебрегают:
переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
переходить улицу в соответствующих местах, давая понять водителям о своем намерении, чтобы не заставлять их резко тормозить;
передвигаться по тротуарам;
пользоваться подземным переходом, если он есть;
не ходить рядом с проезжей частью;
не скапливаться на автобусных остановках, вынуждая остальных пешеходов сходить с тротуара;
уступать дорогу родителям с детскими колясками;
не идти по узкому тротуару под руку или обнявшись, занимая его целиком.
Все эти правила должны диктоваться хорошим воспитанием и чувством уважения к другим.
Плохая видимость
Наибольшее количество происшествий со смертельным исходом происходит ночью – их количество в 3 раза выше, чем в дневное время. Основная указываемая причина происшествий – плохая видимость объекта.
Видимость становится единственным способом защиты пешеходов, особенно в условиях недостаточной дневной и ночной освещенности, а наличие специальных световозвращающих элементов на одежде – единственным средством увеличить контраст по сравнению с окружающей средой.
Для обеспечения своей безопасности пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Идти навстречу движению транспорта при передвижении по проезжей части необходимо, чтобы иметь возможность вовремя увидеть транспортное средство и уступить ему дорогу. Следуя по ходу движения автомобилей, спиной к ним, контролировать ситуацию намного сложнее.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Световозвращатели
Световозвращающими элементами могут служить маленькие брелоки, значки или шевроны, покрытые отражающим свет материалом. Световозвращатели работают по принципу дорожных знаков: на брелок наклеен специальный материал, который возвращает свет к источнику. Световозвращатели прикрепляются к одежде, велосипедам или коляскам и делают пешеходов видимыми на дороге в сумрачное и темное время суток при попадании света автомобильных фар.
Опасные дороги
Бойтесь пустынных дорог! Когда пешеход идет по тротуару или обочине пустынной дороги, дороги с низкой интенсивностью движения, зачастую бдительность притупляется, и, умозрительно решив, что «машин нет», он может, не глядя по сторонам, пойти по проезжей части, начать переход. Дети часто выскакивают, выбегают на проезжую часть таких дорог, заигравшись или перебегая, - забывая, что на ней может оказаться движущийся транспорт. Важно не делать различий между дорогами - каждая может стать опасной, если не посмотреть, куда идешь.
Светофор
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора. Переходить дорогу можно, только дождавшись разрешающего сигнала регулировщика или светофора. Только зеленый сигнал пешеходного светофора разрешает переход дороги. Однако прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться, что все машины остановились. Зеленый сигнал светофора разрешает пешеходный переход, но не гарантирует безопасность.
-Для чего нужно знать правила дорожного движения?
-Что должен знать пешеход, чтобы выполнить правила дорожного движения? (Дорожные знаки). На улицах и дорогах нельзя обойтись без Дорожных Знаков. Дорожные Знаки – это правила, как в русском языке есть же правила, которые помогают написать слова. В математике – формулы, по которым решаются задачи и примеры. На дорогах есть свои правила.
- Когда вы должны помнить о правилах дорожного движения? (когда идём в школу, домой, в магазин и т.д.)
-Посмотрите на доску и скажите, что там изображено (план школы).
-Посмотрите внимательно на него и скажите, чего не хватает на нашем плане не доске. Сравните его с планом на ваших партах? (пешеходного перехода).
а) Упражнение «Осколочная картинка».
-Чтобы вспомнить с какой стороны нужно обходить остановившийся на дороге автобус, вам нужно будет собрать разрезную картинку. Возьмите конверты, на которым нарисован знак пешеходного перехода и приступайте к работе.
-Что изображено на картинке? (звери обходят автобус сзади).
-Правильно ли они переходят дорогу? (Да)
-Почему? (потому что автобус нужно обходить сзади).
-А может ли такая ситуация произойти около нашей школы? (Да)
-Давайте покажем это на планах, которые лежат на ваших партах. Воспользуйтесь конвертами с изображением светофора, в которых лежат модели пешеходов и транспорта (дети работают в парах и показывают, как нужно переходить автобус).
-Так как нужно переходить автобус? (сзади).
На доску вывешивается иллюстрация с изображением этого правила дорожного движения.
б) Анализ стихотворения.
- Чтобы вспомнить ещё одно правило дорожного движения я вам предлагаю прослушать стихотворения. Прослушав его, ответьте на вопрос: О чём в нём говорится?
Юрка живёт на другой стороне.
Он машет рукой через улицу мне.
«Я сейчас!»-кричу я другу
И к нему лечу стрелой.
Вдруг я замер от испуга,
Юрка в страхе крикнул «Ой!»
И откуда и откуда
Появился самосвал?
Просто чудом, просто чудом
Под него я не попал!
И шофёра грозный взгляд:
«Ты куда?» Вернись назад!
Твой приятель подождёт
Посмотри где переход!»
- О чем говориться в стихотворении? (мальчик засмотрелся на друга и чуть не попал под машину)
-А может ли такая ситуация произойти с вами около школы? (да)
Так давайте покажем на наших планах (дети работают с планами на партах)
-Так что нельзя делать на дороге? (отвлекаться).
Вывешиваться иллюстрация с изображением этого правила.
- Сегодня каждый из вас узнал что-то новое из правил дорожного движения. Своё путешествие за новыми правилами мы продолжим на следующем занятии.
Тема: Проверка знаний правил дорожного движения.
Цель: проверка, закрепление знаний ПДД
Оборудование: презентация, видеосюжет, план школы, конверты с заданиями
Ход занятия
- Я рада вас видеть сегодня на занятии такими красивыми и серьёзными. На партах у вас лежат круги разных цветов. У каждого свой цвет. Я буду показывать цвет на доске, а вы будите садиться, на чей цвет я указала.
- Круги каких цветов я показала? (красный, жёлтый, зелёный).
- Где вы встречали сочетание этих цветов? (светофор).
- Для чего нам нужен светофор? (помогает перейти дорогу).
- Я рада, что с самого начала занятия вы внимательные, и я желаю вам быть такими же на протяжении всего занятия.
- Тему занятия вы узнаете, выполнив следующее задание: из ряда букв выберите буквы зелёного цвета. Что у вас получилось? (Мы знаем ПДД).
- А что такое ПДД?
-Сегодня мы с вами проверим, как вы знаете правила дорожного движения.
- Мы с вами неоднократно говорим на эту тему. Как вы думаете, почему эта тема для нас важна?
-Вы каждый день ходите из дома в школу и обратно. Чтобы вы не оказались в больнице, не пропускали занятий и всегда были здоровы, мы сегодня с вами поговорим о правилах дорожного движения. А также будем развивать своё мышление и внимание. А вам нужно будет понять и запомнить, что ПДД нужно знать и соблюдать.
Работа с планом.
-Сейчас я на нашем плане изображу ситуацию. А вы мне скажите, правильно ли ведёт себя человек в этой ситуации (пешеход переходит дорогу по пешеходному переходу).
-А всегда ли машина останавливается около пешеходного перехода? (Нет)
-Так как безопаснее переходить дорогу? (посмотреть по сторонам, и только тогда переходить дорогу).
-Изобразите эту ситуацию у себя на планах.
-Чтобы проверить, какими вы были на занятии внимательными, поиграем в игру «Красный-зелёный». У вас на партах у каждого лежат сигнальные карточки. Я вам буду зачитывать ситуацию, а вы, если правильно показываете карточку зелёного цвета, если нет-красного.
-Автобус нужно обходить сзади.
-Дорогу можно переходить на красный свет.
-На красный свет-стой!
-На дороге можно играть.
-Если тебя зовёт друг, быстрее беги к нему.
-Вы на занятии были внимательны, поэтому на все вопросы отвечали верно.
-А теперь возьмите конверты со знаком, запрещающим движение пешеходов, и составьте пословицу из слов (Сэкономишь время-потеряешь жизнь.)
-Как вы понимаете эту пословицу?
- А теперь выполним тестовые задания.
-Мне очень понравилось, как вы работали на занятии. Все были внимательны, сосредоточенны. Теперь я уверенна, что вы знаете ПДД и я могу за вас не переживать. Спасибо за работу.
Вопросы
Варианты ответов
Ответ
1. По какой стороне тротуара должен идти пешеход?
1 – по левой
2 – по правой
3 –
2. В какую сторону, прежде всего, следует повернуть голову, когда собрался перейти улицу?
1 – вправо
2 – влево
3 –
3. Какому сигналу светофора соответствуют жест и положение корпуса регулировщика, поднявшего руку вверх?
1 – красный
2 – желтый
3 – зеленый
4 –
4. Ты вышел из автобуса и тебе нужно перейти через дорогу. Что ты будешь делать?
1 – обойду автобус сзади
2 – обойду автобус спереди
3 – подожду, когда автобус уедет
4 – дойду до ближайшего пешеходного перехода
5 –
5. Пешеход переходит дорогу.
Что он должен сделать, если загорелся красный сигнал светофора?
1 – отойти назад
2 – продолжить движение
3 – остановится на середине дороги
4 –
Тема: Движение учащихся группами и в колонне.
Цель: углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать представления младших школьников о правилах при движении учащихся группами и в колонне, о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Ход занятия
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
Как регулируется движение пешеходов?
В каких местах пешеходы обязаны переходить улицу?
Как следует убедиться в безопасности, прежде чем перейти улицу?
Какие бывают пешеходные переходы?
Какие дорожные «ловушки» подстерегают ребят при переходе через дорогу?
Какие знаки для пешеходов вы знаете?
Может ли пешеход в населенном пункте идти по проезжей части?
Какие места определены правилами для движения пешеходов?
Может ли пешеход идти по велосипедной дорожке?
Какой стороны необходимо придерживаться, двигаясь по тротуару, пешеходной дорожке?
Может ли пешеход идти по проезжей части вне населенного пункта?
Как безопаснее идти по обочине: параллельно или навстречу потоку транспортных средств?
Как должен следовать пешеход, ведущий велосипед?
Как в черте населенного пункта, так и за его пределами он может следовать только по ходу движения. Это связано с тем, что велосипед имеет фонари и световозвращатели, которые при движении пешехода по левой стороне могут нарушить правильную ориентацию едущих сзади водителей.
Кто имеет преимущество (водитель или пешеход) при пересечении пешеходной дорожки или тротуара при выезде из дворов и с других территорий, прилегающих к улице или дороге?
Преимущество у пешеходов, водитель обязан их пропустить. Но при этом пешеход должен быть крайне осторожен.
Вы идете по тротуару мимо остановившейся машины. Какая опасная ситуация может возникнуть?
Пассажиры, сидящие в этом транспортном средстве, могут внезапно открыть дверцу и задеть вас.
Можно ли играть на тротуаре?
Это мешает прохожим.
Как нужно переходить автомобильную дорогу вне населенного пункта при отсутствии обозначенных пешеходных переходов?
Под прямым углом в тех местах, где она хорошо просматривается во все стороны.
В каких местах запрещено пешеходам переходить через дорогу?
На закруглениях крутых дорог с малым радиусом кривизны (на крутых поворотах), вблизи от перевала дороги через возвышенность, около туннелей, мостов, так как профиль дороги и дорожные сооружения мешают водителю увидеть пешеходов и принять соответствующие меры безопасности.
Что делать, если загорелся запрещающий сигнал, а ты еще не успел перейти через дорогу?
Какую дорогу — с одно- или двусторонним движением — легче перейти? Почему?
Можно ли по тротуару идти строем, взявшись за руки и занимая почти всю его ширину?
Можно ли стоять на тротуаре группой?
Это мешает движению пешеходов.
Движение по дорогам групп людей
Различают движение колонн пешеходов и групп детей. Под колонной пешеходов следует понимать группу людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении. Колонны пешеходов должны двигаться по правой стороне проезжей части дороги не более, чем в 4 ряда, не создавая помех движению транспортных средств. Впереди и сзади колонны с левой стороны должны шагать сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в других условиях недостаточной видимости (снегопад, дождь...) — с зажженными фонарями, впереди с белым, а сзади с красным. Для руководства движением колонны назначается старший.
Группы детей должны идти только по тротуарам и пешеходным дорожкам в сопровождении взрослых. Движение группы детей по велосипедной дорожке и проезжей части дорог запрещено. При отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек группы детей могут двигаться в светлое время суток по обочине с тремя сопровождающими в том же порядке, что и колонны пешеходов (не более чем в 4 ряда и только в направлении движения транспортных средств).
Переходить улицу и дорогу группам детей разрешается только на перекрестках и в местах перехода. Старший (руководитель) группы поднятием флажка (или школьным жезлом) предупреждает водителей транспорта о переходе группы детей.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Где и как должны двигаться группы детей?
Каков порядок движения колонны пешеходов?
Как должна быть обозначена колонна пешеходов в светлое и темное время суток?
Как группы должны переходить регулируемый и нерегулируемый перекрестки?
- А теперь поможем мальчику Саше благополучно добраться до школы. Вставьте подходящие по смыслу слова так, чтобы получился рассказ: поднимать, переходит, увидеть, маленький, заметить, рассмотреть, пешком, внимателен, высоко, рост.
Саше- 9 лет. Он каждый день ходит в школу ___________. Так как Саша ещё ________, водители не всегда заранее могут ______ его. Его невысокий __________ мешает ему _________ приближающиеся автомобили. Поэтому Саша очень _________, когда ____________ дорогу. Светофор и дорожные знаки расположены ____________, и мальчик вынужден ___________ голову для того, чтобы _____________ их.
Тема: Труд водителя.
Цель: сформировать четкое представление о дисциплине пешеходов, пассажиров, водителей и велосипедистов.
Оборудование: брошюры ПДД.
Ход занятия
Участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного
средства. В процессе объяснения — работа с текстом Правил дорожного движения.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения.
Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Каждый из нас ежедневно переходит улицу, многие пользуются общественным транспортом, некоторые являются водителями велосипедов — все это делает нас участниками дорожного движения. Поэтому знание Правил дорожного движения для современного человека — необходимость. А нарушение их может обернуться увечьем и даже гибелью.
Представьте, что было бы, если бы хоть одну минуту все водители транспорта и пешеходы не соблюдали установленных Правил дорожного движения, не обращали бы внимания на дорожные знаки и светофоры, пешеходы ходили бы там, где им вздумается, по проезжей части дороги. Машины ехали бы не там, где должны, а там, где можно проехать. Что стало бы твориться на улицах и дорогах?
Хаотичное движение транспортных средств, привело бы к тому, что перекрестки были бы завалены грудами битых машин. Сколько бы несчастных случаев повлекло за собой такое беспорядочное движение транспорта. Нарушился бы график проезда автобусов и троллейбусов. Пассажиры, грузы и товары не были бы доставлены в срок к месту назначения, нарушилась бы нормальная жизнь в городе.
Во избежание этого и созданы Правила дорожного движения, которые необходимо знать и строго соблюдать.
В ПДД четко определены обязанности для каждой категории участников дорожного движения: водителей, пассажиров и пешеходов. Но вместе с тем у всех есть общее правило — быть взаимно предупредительными. Что это значит? Если каждый будет выполнять предписанные правила и, тем самым, не мешать другим участникам движения, то это и означает взаимную предупредительность. Например, водитель поворачивает на перекрестке, впереди — пешеходный переход, по которому идет пешеход, и водитель пропускает его. Или пешеход, видя, что машина уже близко, не бросается ей наперерез — «авось» успею, а пропускает машину. Это и есть предупредительность. (Приведите свои примеры.)
В нашей стране принято правостороннее движение. Это касается не только машин, но и пешеходов. Идя по пешеходной дорожке или по пешеходному переходу, нужно придерживаться правой стороны. Но почему же все-таки и люди, и машины при встрече расходятся и разъезжаются вправо, а не влево? Откуда появилось такое правило?
Оно возникло очень давно, в глубокой древности. Когда-то люди всегда ходили вооруженными, потому что путешествовать в те времена было довольно опасно. Идет человек или едет верхом по дороге. В правой руке у него оружие, в левой — щит. Видит идущего или едущего навстречу. Как выгоднее с ним разминуться? Так, чтобы быть, на всякий случай, прикрытым щитом, чтобы неожиданный удар пришелся бы по щиту, а не по открытому боку. Вот так и появилась привычка расходиться и разъезжаться правой стороной. Появилась и осталась навсегда.
Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Одно из основных требований ПДД к водителям — четкое распределение проезда перекрестков. Для этого нужно знать, что преимущество у той машины, которая едет по главной дороге.
Какая дорога является главной?
А если дороги равнозначны? Значит, есть светофор. А если его нет? Водитель уступает дорогу всем транспортным средствам, движущимся справа. При пересечении автомобильной дороги с велосипедной дорожкой преимущество имеет автомобиль.
Давайте сформулируем основные правила этики на дороге, которыми должен руководствоваться каждый велосипедист.
Будьте вежливыми и предупредительными. Даже имея право на преимущество проезда, но увидев, что из-за невнимательности или неосторожности кто-то оказался на пути движения, уступите дорогу.
При выполнении любого маневра на дороге нужно обязательно своевременно подать предупредительный сигнал другим участникам движения.
Не мешайте двигаться другим. Не нужно занимать больше ширины проезжей части, чем положено для движения. Не задерживайтесь при проезде перекрестка.
Будьте аккуратными и предусмотрительными. Аккуратность — это, прежде всего, точное выполнение требований пунктов Правил. Казалось бы, пустяк — нет заднего фонаря или отклонился от проезжей части дальше на 1—2 м. Но именно такие вольности и приводят к происшествиям. Предусмотрительность — родная сестра аккуратности. Она состоит в том, чтобы смотреть вперед и видеть чуть дальше — как сложится дорожная ситуация через 3—5 сек. Нужно своевременно принимать необходимые меры, чтобы избежать конфликта на дороге.
Сохраняйте спокойствие и не отвечайте грубостью на чужие ошибки. Дорога не терпит резких маневров: ускорений, торможений, перестроений. Это всегда бывает неожиданно для других участников движения. Если вас обогнал другой велосипедист, опасно «подрезав», не стоит отвечать ему тем же. «Мщение» на проезжей части никогда к добру не приводило.
Свои обязанности должны выполнять и пассажиры. (Вспомнить, какие.) Одним из таких требований является обязательное использование ремней безопасности, если это предусмотрено конструкцией автомобиля. Эффективность применения ремней безопасности не вызывает сомнений, она доказана многочисленными исследованиями и многолетней практикой. При наезде автомобиля, движущегося со скоростью 50 км/ч, на неподвижное препятствие (дерево, стену, стоящий автомобиль) на машину воздействуют силы, превышающие ее вес примерно в 20 раз. При этом пассажиры, перемещаясь по инерции в направлении первоначального движения, ударяются о выступающие части салона с силой, которая в 20 раз больше их собственного веса. И неправильно некоторые считают, что при движении в городских условиях ремни не так уж нужны: скорости здесь невысокие. Крутой поворот, скользкий участок дороги, отказ рулевого управления, внезапный разрыв шины переднего колеса — это и еще многие другие причины могут привести к аварии. Ремни безопасности спасают жизни водителей и пассажиров в трех случаях из четырех.
Далее повторяем правила движения пешеходов.
Тема: Перевозка учащихся на грузовых автомобилях.
Цель: углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать представления младших школьников о правилах безопасности при перевозке учащихся на грузовых автомобилях
Оборудование: плакаты, тетради
Ход занятия
Викторина «Пассажир».
- Какие виды транспортных средств вы знаете? (Грузовые, пассажирские и специальные. Пассажирский транспорт подразделяется на автобусы, троллейбусы, трамваи и легковой транспорт.)
- Кто называется пассажиром? (Лицо, пользующееся для передвижения каким-либо транспортом.)
- Каковы общие обязанности пассажиров? (Пристегнуться ремнями безопасности (если они есть), подчиняться всем указаниям водителя транспорта или кондуктора. Посадку или высадку производить только при полной остановке транспортного средства.)
-Как называются места для ожидания транспорта и чем они обозначаются? (Остановки. Они обозначаются специальными указателями, на которых пишется название остановки, № маршрута, транспорта, а иногда и расписание движения.)
- Что запрещается делать пассажиру при движении транспортного средства? (Ездить на подножках и других, не предназначенных для проезда, частях транспортных средств, высовываться из окон, выставлять руки или какие-нибудь предметы, производить посадку и высадку во время движения, препятствовать закрытию дверей, открывать их до полной остановки транспорта, отвлекать водителя.)
- Каков порядок посадки и высадки пассажиров из автобуса, трамвая, троллейбуса? (Высадка и посадка производятся только при полной остановке транспорта и лишь в специально отведенных местах со стороны тротуара или обочины дороги.)
- На какую сторону разрешается выход из легковой машины и почему? (Только на правую сторону, выход на левую сторону опасен, так как можно попасть под колеса объезжающего или встречного транспорта.)
- Почему запрещено цепляться за грузовые машины и прицепы? (Привести примеры таких ДТП с детьми.)
- Как безопаснее обходить стоящий автобус или троллейбус? (Безопаснее всего подождать, когда они отойдут от остановки, а затем переходить. Улицу будет видно со всех сторон. Вспомнить дорожные «ловушки», в которые попадают дети на остановке.)
- Для перевозки детей служат автобусы и легковые автомобили, а иногда, в виде исключения, грузовые автомобили. В этом случае грузовой автомобиль специально подготавливают для перевозки пассажиров. Его оборудуют тентом, лестницей для посадки и высадки, освещением кузова, в котором устанавливаются сиденья в виде лавок (от одного борта до другого); заднее сиденье имеет спинку; бортовые крючки плотно закрываются и завязываются проволокой. В грузовике должны быть огнетушитель и аптечка первой медицинской помощи, спереди и сзади устанавливаются специальные опознавательные знаки квадратной формы «Перевозка детей». Перед выездом из гаража автомобиль проходит тщательный технический осмотр. Учащихся сопровождают двое взрослых, которые размещаются у заднего борта машин. Число пассажиров в кузове не должно превышать числа посадочных мест. Посадку в грузовой автомобиль можно начинать лишь при полной его остановке у «бровки» тротуара, а за городом - на обочине дороги.
Посадка в кузов разрешается со стороны тротуара или обочины, а также через задний борт. Войдя в кузов, каждый должен занять места для сиденья.
Во время движения ученики обязаны строго придерживаться указаний взрослых. Запрещается стоять в кузове, сидеть на бортах, перемещаться с места на место. Водитель выполняет во время движения со скоростью не более 60 км/ч самые разнообразные маневры в управлении, связанные с поворотами, торможением. Если не выполнять требования, то может произойти выпадение пассажира через борт.
По прибытии в пункт назначения высаживаться из кузова следует в порядке очередности в сторону тротуара или обочины дороги, или через задний борт с последующим переходом в сторону тротуара или обочины. Высадка из кузова в сторону проезжей части строго запрещается.
Контрольные вопросы.
- Приходилось ли вам ехать в лагерь или еще куда-нибудь в грузовом автомобиле? Расскажите, как он был оборудован для такой посадки.
- С какой стороны безопасней совершать посадку и высадку из грузового автомобиля?
- Какой должна быть скорость движения при перевозке людей на грузовом автомобиле?
- Как должен вести себя пассажир в кузове при движении грузового автомобиля?
Тема: Предупредительные сигналы.
Цель: углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; формировать представления младших школьников о предупредительных сигналах
Оборудование: плакаты, тетради
Ход занятия
– Какие правила перехода дороги вы знаете?
– Что такое светофор? /Техническое устройство, регулирующее движение транспорта и пешеходов./
– Какие виды светофора вы знаете? /Транспортные, пешеходные и для велосипедистов./
– Что у них общего и чем они отличаются?
– Для чего на пешеходных переходах устанавливают светофоры с кнопкой?
– Как расположены сигналы светофора? /Вертикально, т.е. сверху вниз./
– Какой сигнал светофора расположен вверху? Что он обозначает?
– Какой сигнал светофора расположен в середине? Что он обозначает?
– Какой сигнал светофора расположен внизу? Что он обозначает?
– Почему нужна такая строгая последовательность?
– Оказывается, есть люди, которые различают сигналы светофора не по цвету, а только по их расположению и свечению. Это – дальтоники, люди с цветовой слепотой, которые видят все по-другому. Для таких людей и определено каждому цвету свое место.
- На дороге мало хорошо видеть, не менее важно понимать и предвидеть, какой маневр (обгон, поворот, разворот, торможение) собирается предпринять другой водитель. Именно поэтому правила в обязательном порядке предписывают подавать сигналы предстоящего маневра, а инспектора ДПС строго следят за выполнением этого требования.
Рассмотрим ситуации, когда сигналы обязательны, и как их требования должны выполняться. Правила обязывают всех водителей, включая велосипедистов, перед любым маневром на дороге предупреждать об этом других участников движения. У велосипеда световых сигналов нет, поэтому единственная возможность их подачи - только рука. Выполняемые сигналы должны быть не только своевременно поданы, но и понятны другим водителям. Если возникают сомнения - подавать сигнал манёвра или нет, совет может быть только один - подать.
Другим важным правилом подачи предупредительных сигналов является их своевременное выполнение. У опытных водителей есть такое правило - сигнал о маневрировании должен подаваться за 5 сек. до начала его выполнения. А при плохой видимости это время увеличивается до 7-10 сек., так как велосипедисту не только затруднительно, но и опасно во время выполнения самого манёвра подавать одной рукой ещё и сигнал, подача его должна быть прекращена непосредственно перед самым началом манёвра.
Подача сигнала не даёт водителю преимущества и не освобождает его от принятия необходимых мер предосторожности. Другими словами, подав сигнал маневра, необходимо ещё раз убедиться в том, что не являешься помехой другому водителю.
Если бежишь по тротуару с оживлённым движением, обязательно сталкиваешься с идущими по пути или навстречу пешеходами. Автомобили на дороге находятся в ещё худшем положении. Транспортные средства движутся с высокими скоростями, обладают значительной кинетической энергией, из-за чего их остановочный путь во много раз больше, чем у бегущего человека. Поэтому все механические транспортные средства оборудуются световыми приборами, Позволяющими заблаговременно предупредить других участников движения о своих намерениях повернуть налево, направо или остановиться. К внешним световым приборам относятся:
стоп-сигналы сзади машины;
габаритные огни спереди и сзади жёлтого или белого цвета;
световые указатели поворота: спереди жёлтого или белого цветов и сзади красного или жёлтого;
*противотуманные фары жёлтого цвета спереди и противотуманные фонари красного цвета сзади;
*фары ближнего и дальнего света - две спереди;
*фонари заднего хода - сзади белого цвета;
*фара-прожектор и фара-искатель на спецмашинах.
Понимать сигналы автомобилей обязан любой участник движения, в том числе пешеходы или велосипедисты.
«Язык» автомобилей достаточно прост, его легко понять. Рассмотрим основные ситуации на дороге, когда транспортные средства подают предупредительные сигналы.
Автомобиль остановился на неосвещаемом участке дороги, у него зажглись габаритные или стояночные огни, обозначая его на проезжей части. Предупреждением, что идущий впереди автомобиль начинает тормозить или собирается остановиться, является включение фонарей красного цвета - стоп-сигналов. Они включаются автоматически, как только водитель начнёт нажимать на тормоза. Зажглись красные фонари на идущем впереди автобусе, следующим за ним водителям тоже надо сбавить скорость или остановиться и столкновения не произойдёт. Автоматически включаются и фонари заднего вида.
Мигающие огни - это сигналы поворота и сигналы начала движения. Впереди используются указатели белого, а сзади красного или жёлтого цветов. Включённый левый указатель поворота говорит, что автомобиль будет поворачивать налево или перестраиваться в левый ряд для опережения, обгона или выполнения маневра разворота. Включённый правый указатель поворота предупреждает, что сейчас транспортное средство может повернуть направо, перестроиться в правый ряд или остановиться. В случае неисправности указателя поворота автомобиля его водитель может показать направление движения рукой (как велосипедист).
А что означает, когда у приближающегося автомобиля начинает включаться и выключаться свет фар, в тёмное время суток: дальний свет фар переключается на ближний? Так водитель предупреждает других участников движения, чтобы они не предпринимали опасных манёвров. Например, при обгоне.
Пешеходы при переходе улицы должны внимательно следить за предупредительными сигналами приближающихся транспортных средств.
Представьте себе, что сзади идущий автомобиль, догоняя вас, говорит человеческим голосом: «Уступите дорогу» или «Внимание, будьте осторожны». Пока это фантазия некоторых конструкторов. Для предупреждения других участников движения об опасности каждое транспортное средство снабжается звуковым сигналом. Но Правила разрешают их подачу лишь на загородных дорогах, а в населённых пунктах только для предупреждения дорожно-транспортного происшествия. Данное требование относится в той же мере и к велосипедистам, тем более что звуковой сигнал велосипеда, не имея большой силы, вряд ли будет услышан в салоне автомобиля. Звонок нужен лишь предупреждения других пешеходов или велосипедистов.
- Почему в городах и населённых пунктах введено ограничение на подачу звуковых сигналов?
- А как правильно нужно себя вести, если идущий сзади автомобиль пода звуковой сигнал?
Его значение всегда однозначно - складывается опасная дорожная ситуация, а не просто «Я еду!» Обычно такой сигнал может подаваться, если пешеход, ступая на проезжую часть, не смотрит в сторону движущегося автомобиля, или велосипедист занимает всю правую полосу движения. В таких ситуациях не надо пугаться и совершать необдуманные, поспешные действия. Нужно отказаться от планируемых манёвров. Пешеход должен воздержаться от перехода через дорогу, а велосипедист - вновь приблизиться к тротуару. При наличии обочины он, по возможности, должен съехать на неё и остановиться. Ведь неслучайно у водителей самым опасным велосипедистом считается тот, кто либо пугается сигнала, либо никак на него не реагирует.
Контрольные вопросы.
-Для чего транспортные средства оборудуются внешними световыми приборами?
-Какие внешние световые приборы вы знаете? Их значение? Зачем нужен стоп-сигнал на автомобиле? Как велосипедист подаёт стоп-сигнал? Когда водитель применяет звуковой сигнал? Какие «ловушки» подстерегают пешехода, невнимательно следившего за предупредительными сигналами водителей?
- А теперь поиграем в викторину «Юный пешеход»
1. Проезжая часть дороги с твердым покрытием (Шоссе)
2. Человек, едущий на транспорте (пассажир)
3. Человек, совершающий движения пешком (пешеход)
4. Место ожидания автобуса (остановка)
5. Транспорт, работающий от электричества (троллейбус, трамвай)
6. Номер телефона скорой помощи (03)
7. Место, где на время оставляют свой транспорт (стоянка).
8. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус)
9. Трехглазый постовой (светофор)
10. Дорожка вдоль дороги, не для машин (тротуар)
11. Это случается с теми, кто не соблюдает ПДД (ДТП)
12. Пешеходный переход по другому (зебра)
13. Это говорит свет светофора (внимание)
-Молодцы! Вы знаете ПДД.
ЭКЗАМЕН
Прочитай вопросы и выбери правильный ответ
1. Как расшифровать ПДД?
а) Пешеходное Дорого Движение
б) Правила Дорожного Движения
в) Песня Дикого Динозавра
2. Зачем нужны Правила Дорожного Движения?
а) Чтобы не скучать на улице
б) Чтобы их нарушать
в) Чтобы на дорогах был порядок
3. Кто такой пешеход?
а) Тот, кто ходит пешком
б) Тот, кто проверяет билеты в автобусе
в) Тот, кто много путешествует
4. Какие дороги придуманы специально для пешеходов?
а) Железные
б) Тротуары
в) Автомагистрали
5. Для чего пешеходам нужны обочины?
а) Чтобы сажать на них цветы, играть, загорать и валяться
б) Чтобы по ним ездили машины и не мешали пешеходам
в) Чтобы пешеходы могли идти, не мешая машинам
6. Как иначе называется пешеходный переход?
а) Леопард
б) Зебра
в) Полосатик
7. Как называется прибор, регулирующий движение?
а) Инспектор
б) Светошар
в) Светофор
8. Какой цвет светофора означает, что движение запрещено?
а) Желтый
б) Красный
в) Фиолетовый в крапинку
9. Со скольки лет можно ездить на велосипеде?
а) С четырех
б) С сорока четырех
в) С четырнадцати
10. Зачем велосипедисту нужен шлем?
а) Чтобы удивить друзей
б) Чтобы уши не мерзли
в) Чтобы защитить голову при падении
11. Как выглядят дорожные знаки, запрещающие движение?
а) Большие цветные картинки
б) Квадратные голубые
в) Круглые с красной полосой
12. Что нарисовано на знаке пешеходного перехода?
а) Дикая зебра
б) Перечеркнутая машина
в) Человечек на пешеходной « зебре»
13. Для чего нужен дорожный инспектор?
а) Регулировать движение
б) Веселить пешеходов
в) Штрафовать водителей
14. Кто обязательно должен знать Правила Дорожного Движения?
а) Пешеходы
б) Водители
в) Все
Если ты где-то ошибся, не грусти и не переживай. Лучше повтори еще ПДД. А когда ответишь на все вопросы правильно, смело называй себя Правильным пешеходом и отправляйся гулять на улицу по всем правилам! Мы за тебя спокойны. Тот, кто знает правила, никогда не станет их нарушать!
Тема: Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
Цель: объяснить значение различных специальных сигналов, научить пользоваться ими
Оборудование: плакаты, тетради
Ход занятия
-Водители каких транспортных средств могут отступать от требований сигнала светофора? Оперативных и специальных служб с включённым проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание: проведение спасательных работ, ликвидация пожаров, стихийных бедствий, оказание скорой медицинской помощи доставка работников милиции к месту происшествия, сопровождение колонн автобусов.
-Могут ли водители транспортных средств с проблесковым маячком синего цвета отступать от требований регулировщика? Нет.
-Маячок какого цвета может быть дополнительно включён к проблесковому маячку синего цвета? Красного.
-В каком случае водитель транспортных средств со специальным сигналом – маячком синего цвета – может воспользоваться приоритетом? Только если он включён.
-Что обязан сделать водитель при приближении транспортных средств с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом? Уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этих и сопровождаемых ими других транспортных средств, на которых должен быть включён ближний свет фар. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включённым проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность медленно остановиться в случае необходимости.
-Как должен вести себя пешеход, услышав и увидев специальный сигнал? Освободить проезжую часть улицы или дороги и не сходить с тротуара, пока не проедет специальная машина. А если движется колонна автомобилей, сопровождаемая автомобилем со специальным сигналом, то следует дождаться, когда эта колонна автомобилей проедет, и только тогда переходить проезжую часть.
-Могут ли водители транспортных средств с проблесковым маячком оранжевого или жёлтого цвета отступать от требований дорожных знаков и разметки? Могут при выполнении строительных, уборочных или ремонтных работ на дороге, но при условии обеспечения безопасности движения. другие водители не должны препятствовать их работе.
-Даёт ли преимущество в движении проблесковый маячок оранжевого или жёлтого цвета? Не даёт, а только служит для предупреждения других участников движения об опасности.
Игра “Это я, это я, это все мои друзья…”
-Я буду вам задавать вопросы, а вы, там где нужно, должны будете отвечать:
“Это я, это я, это все мои друзья!” или молчать.
- Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
-Кто пусть честно говорит,
На трамвае не висит?
-Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора? (Молчание)
-Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
-Кто из вас, идя, домой,
Держит путь по мостовой? (Молчание)
-Знает кто, что красный свет-
Это значит – хода нет?
-Кто ГАИ помогает,
За порядком наблюдает?
Отгадывание загадок
*Что за чудо-этот дом:
Окна светятся кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином? (Автобус)
*Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чем же мы с вами по городу едим? (Трамвай)
*Посмотри силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик. (Постовой)
*В два ряда дома стоят
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят. (Улица)
*Полотно. А не дорожка,
конь не конь - сороконожка
По дорожке той ползет,
Весь обоз одна везет. (Поезд)
*У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.(Светофор)
-Сегодня мы повторили Правила дорожного движения. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и ребенок.
Тема: Практические занятия на специально размеченной площадке.
Цель: закрепить знания правил безопасного перехода через дорогу; развить умение видеть на дороге опасные ситуации-«ловушки».
Оборудование: плакаты с дорожными «ловушками», макет дороги с прилегающей территорией.
Ход занятия
Все ученики делятся на 6 – 10 групп. Каждая получает свою тему (даются вопросы, ответы которых раскроют тему; если она будет раскрыта не полностью и весь класс затрудняется что-либо добавить, учитель дополняет ответы учеников). Обсуждение темы и нахождение правильного решения дорожной ситуации-«ловушки» ведется всеми членами группы. Затем каждая группа представляет решение своей темы всему классу, используя соответствующие плакаты, макет и схематичное изображение на доске. В конце урока по результатам работы выставляются оценки, которые обсуждаются всем классом. Оставшееся на уроке время можно заполнить разбором дорожных ситуаций, наблюдаемых на дороге из окна класса (если оно выходит на дорогу).
Тема 1. Какие бывают ситуации-«ловушки» закрытого обзора?
Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, стоящими и движущимися машинами, другими пешеходами.
Какая машина опаснее, которая стоит или которая едет?
Какая из стоящих машин опаснее других?
Чем опасны машины, стоящие у светофора?
Чем опасна машина, стоящая в ожидании разрешающего сигнала светофора для поворота направо?
Чем могут быть опасны кусты, деревья, заборы, дома возле дороги?
Чем опасна медленно приближающаяся машина?
Чем опасна только что проехавшая машина?
Тема 2. Какие бывают ситуации - «ловушки» отвлечения внимания?
Пешеход не замечает опасность, потому что взгляд его прикован к интересующему его предмету — автобус на другой стороне дороги, приятель, родные, мяч...
В чем опасность для пешехода, спешащего через дорогу к автобусу?
В чем опасность для пешехода, заметившего на другой стороне улицы родных или приятелей, зовущих его?
В чем опасность для детей, бегущих через дорогу вслед за приятелями, старшими, собакой, мячом?
Тема 3. Что за дорожная «ловушка» — «пустынная улица»?
Часто дети играют на улице, окруженной жилыми домами, кустами, деревьями, по которой машины проезжают редко. Поэтому они выходят или выбегают на проезжую часть просто, не осмотрев ее. Выход не глядя!
В чем опасность, когда дети играют рядом с проезжей частью пустынной улицы?
В чем опасность, когда пешеходы или велосипедисты идут, едут по краю проезжей части или по обочине «пустынной» улицы?
Тема 4. Пешеход стоит на проезжей части улицы. Какие дорожные «ловушки» могут подстерегать его?
Когда пешеход стоит на проезжей части улицы?
Когда он переходит ее не за один раз, а по этапам: сначала до середины (до «островка безопасности», или по осевой линии), потом, подождав и пропустив машины, от середины до тротуара.
Как должен вести себя пешеход, стоя на середине проезжей части?
Смотреть вправо и влево, чтобы знать, какие машины надо пропускать и какие проезжают за спиной. Ни в коем случае не пугаться и не отступать назад!
Что мешает видеть опасность, когда стоишь на середине улицы?
Стоящие справа пешеходы.
Как надо себя настроить, остановившись на середине улицы?
На предельную внимательность. Никаких разговоров, никаких случайных движений, особенно назад.
Тема 5. Какие ситуации-«ловушки» подстерегают пешеходов в зоне остановки автобуса, троллейбуса, трамвая?
Необходимо запомнить три основные ситуации-«ловушки», подстерегающие пешехода в зоне остановки:
— пешеход выходит из-за автобуса спереди и не замечает, что слева приближается машина;
— пешеход выходит из-за автобуса сзади и не замечает, что машина приближается справа;
— пешеход бежит через дорогу к автобусу, не замечая машин, приближающихся слева или справа.
Какое место опаснее для пешехода, переходящего через дорогу, перекресток или остановка?
Опасно везде, но на остановке опаснее! Во-первых, на остановке самая большая помеха обзору — стоящий автобус. Во-вторых, пешеходы часто спешат то ли к автобусу, то ли выйдя из него.
Как надо обходить автобус на остановке: спереди или сзади?
Лучше его вообще не обходить — он сильно мешает обзору. Надо
подождать, пока он отъедет подальше, или самому отойти от остановки на более безопасное место, например, к пешеходному переходу, если он есть поблизости. В крайнем случае, лучше обойти автобус сзади, помня, что он мешает увидеть опасность, приостановиться и осторожно выглянуть и посмотреть, нет ли движущегося транс
порта. Никакой спешки!
На каких улицах остановки опасны больше всего?
На узких, с неширокой проезжей частью. Здесь пешеход, обходя автобус, видит, что до тротуара близко, «рукой подать» и чаще выбегает из-за него...
Тема 6. Как можно попасть в дорожную «ловушку» на пешеходном переходе?
Таких «ловушек» три:
а) приближается автобус, грузовик или другая машина, пешеход, видя, что успевает перейти, может не заметить скрытую за ними другую машину, которая едет быстрее;
б) машина проехала через пешеходный переход, пешеход в спешке может сразу начать движение и не заметить машину справа, скрытую в этот момент за проезжающей машиной;
в) у пешеходного перехода остановилась машина (для поворота или разворота, просто затор, поломка), которая мешает заметить другие машины.
Какую ошибку чаще всего делает водитель при проезде пешеходного перехода?
Едет на повышенной скорости, не снижает ее. Пешеходу нельзя надеяться на то, что водитель не ошибается, надо полагаться на свое внимание.
Тема 7. Какие ситуации-«ловушки» могут подстерегать пешехода у светофора?
Таких ситуаций три:
а) пешеход бежит перед стоящими у светофора машинами уже при красном сигнале; пешеход уверен, что водители трогающихся машин его увидят и пропустят, и не понимает, что не все машины стояли, и из-за стоящих и трогающихся машин может выехать другая;
б) пешеход бежит на «зеленый», как только он загорелся, но ведь
могут быть спешащие водители, проскакивающие переход на большой скорости, не успев сделать это при «своем» сигнале;
в) в одном ряду машины стоят, а в другом едут; пешеход, видя, что машины стоят, может начать переход, не видя за стоящими машинами другие, проезжающие.
Тема 8. Может ли возникнуть опасная дорожная ситуация-«ловушка» на углу перекрестка?
На углу перекрестка машины могут делать поворот направо. При этом задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару (чем больше длина машины, тем больше смещение). Они могут зацепить вас выступающей частью кузова или груза или даже наехать. Иногда неумелый водитель выезжает на «бровку» тротуара. Пропустив машину, не надо тут же двигаться вперед, ведь грузовой, да и легковой автомобили могут тянуть за собой прицеп и, поторопившись, вы шагнете прямо на него. Оказавшись на углу, надо наблюдать за движением и стоять подальше от края, быть всегда готовым отойти.
Тема 9. Какая дорожная «ловушка» может подстерегать вас возле дома?
В чем опасность проездов вдоль домов?
Тротуар и проезжая часть здесь редко разделены. Дорожки вдоль домов используются и пешеходами, и водителями. Нельзя выбегать из-за кустов, стоящих машин, из подъездов, не осмотревшись. Если возле дома стоит машина, не забывайте, что она может тронуться вперед, не подав сигнал, или дать задний ход. Особенно опасны грузовики-фургоны, такси и машины скорой помощи. Их водителям трудно наблюдать и замечать пешеходов, а такси и «скорая помощь» часто спешат...
Тема 10. Какая дорожная «ловушка» может подстерегать пешехода, идущего вдоль проезжей части?
Согласно ПДД в населенных пунктах пешеходы, должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, в крайнем случае, по велосипедным. А вне населенных пунктов (если нет тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек), идти по левой обочине. Если пешеход идет по правой обочине, движение транспорта происходит со стороны спины, и он не видит опасность (например, груз может высовываться за борта, или машина на скользкой дороге вильнет в его сторону).
Тема: Экскурсия по поселку.
Цель урока: Закрепить полученные учащимися знания по ПДД.
Ход экскурсии: По плану экскурсии осмотреть пешеходные переходы, «островки безопасности», посадочные площадки, улицы с двусторонним и односторонним движением. Обратить внимание на то, соблюдается порядок и регулируется движение в этих районах. Провести наблюдение за перекрестком. В сопровождении преподавателя и родителей небольшими группами пройти на регулируемом перекрестке по пешеходным дорожкам. Напомнить учащимся об осторожности при переходе улиц, о правилах перехода через регулируемые перекрестки. Показать детям и напомнить дорожные знаки.
Тема: Итоговое занятие.
Цели: систематизировать знания учащихся по ПДД, сформировать убеждение в необходимости этих знаний. Научить учащихся использованию ПДД в повседневной жизни, дать возможность учащимся продемонстрировать свои творческие способности при выполнении заданий по указанной теме, научить детей работать в команде: слушаться капитана, проявлять личную инициативу, и нести коллективную ответственность за принимаемые решения.
Ход занятия
- Тема сегодняшнего занятия “ Правила дорожного движения – знаю, как таблицу умножения”. На протяжении нескольких лет мы изучаем ПДД, и, я надеюсь, знаете их на отлично. Согласитесь, что внимание и находчивость – залог безопасности дорожного движения, а улыбка и смех – это показатель здоровья и успеха в жизни.
-Итак, начинаем наш веселый познавательный урок.
Сегодня встречаются три команды нашего класса. Представление жюри.
1. Презентация команд.
СВЕТОФОРЧИКИ:
Светофор – дирижер,
Он любой решает спор.
Ярко день и ночь горит,
Всем понятно говорит:
Через пере-перекресток
Перейти легко и просто,
Только надо твердо знать:
На зеленый свет шагать.
РЕГУЛИРОВЩИКИ:
В летний зной, и в дождь, и в стужу
Службу трудную несет,
Потому что очень нужен
Всем, кто едет и идет!
Он в дороге всем поможет,
Путь откроет, даст совет,
Нет верней его и строже,
И добрее тоже нет.
ПЕШЕХОДЫ:
Пешеходов город полон
Вдень любой и час любой-
В детский сад идем иль в школу,
Возвращаемся домой…
Нас ходить дорога учит,
И она не подведет!
Каждый званье пусть получит:
ОБРАЗЦОВЫЙ ПЕШЕХОД!
2. Отгадывание кроссворда “ Автоэрудит”
С участниками команд мы познакомились. Чтобы успешно выступать в соревнованиях , спортсмены проводят РАЗМИНКУ. Вот и наша игра-соревнование начнется с разминки.
Подумайте, какими дорожными словами можно измерить длину удава?
(см. Рисунок 1.)
Отгадайте загадки по очередности команд. Последняя буква предыдущего слова является одновременно первой буквой следующего слова.
Держусь я только на ходу,
А если встану – упаду.
Тянется нитка– на клубок
Не намотаешь.
Где можно покататься на детском автомобиле?
Путь следования транспорта общественного пользования?
На нем перевозят людей и грузы .
По нему ходят пешеходы.
Волшебник перекрестка.
Один брат другого догоняет, так и не догонит.
По ней ходят при отсутствии тротуара.
На нем ездят на экскурсии.
На ней отдыхают машины.
12. Кто питается бензином?
3. Составление азбуки дорог и улиц.
Следующий конкурс “ Составление азбуки дорог и улиц”. Я передаю командам листок с перечнем всех букв алфавита. Вы должны вписать на каждую букву слова, связанные с автомобилем и ПДД. У кого больше слов – тот победитель этого конкурса. На выполнение задания дается 3 минуты. Внимание! Начали!
4. Турнир для смекалистых.
Ответьте на забавные вопросы по ПДД.
Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: “Хочешь на” зебру” посмотреть?”. Саша, схватив Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы. Как ты думаешь, почему мальчики пошли смотреть “зебру” не в зоопарк, а на улицу?
Подошли мальчики к перекрестку и замерли от удивления. Светофор, как всегда, моргал, но только одним своим глазом – желтым, подавая сигналы для водителей и пешеходов. “Наверное, сломался”, – подумали школьники. Как вы думаете, что случилось со светофором?
Феде приснился сон: будто в его комнате послышались сначала незнакомые голоса, а затем один за другим вошли дорожные знаки.
– Вы что, живые? – спросил мальчик. А я тебя знаю, – сказал Федя дорожному знаку “Пешеходный переход”, – помогаешь мне перейти проезжую часть по дороге в школу. Только вот как же вы помните имена друг друга, вас ведь так много!
– Ну, это просто, – заговорили разом все знаки. – Во-первых, мы делимся на группы. А на некоторых все написано и нарисовано.
И тут зазвенел будильник и Федя проснулся.
На сколько групп делятся дорожные знаки?
Как только выпал первый снег, все ребята помчались во двор. Все рады первому снегу. А Федя взял санки и побежал к горке, горки совсем рядом – у дороги. Влез Федя на горку, сел на санки и – помчался вниз!.. Но вдруг неожиданно из-за поворота выскочила машина. Как ты думаешь, что могло случиться? Где можно кататься на санках, коньках, лыжах?
Шел Петя с ребятами по тихой улице. Машин на ней мало, перекресток без светофора. Подошли к перекрестку и только собрались переходить дорогу, как Петя сказал: “Подождите, пропустим машину” И действительно, поворачивает автомобиль. Удивились ребята и спрашивают: “Как ты догадался?”
Как автомобили могут “ разговаривать” с пешеходами? Как автомобиль “сказал” о повороте?
Однажды Петя Светофоров гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, быстро двигался автомобиль ГАИ, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора, а продолжала движение вперед. За ней двигалась вереница автобусов.
Как ты думаешь, почему водитель автомобиля ГАИ не остановился на красный сигнал светофора? Каким еще автомобилям разрешено ездить на красный свет?
Закончилась наша игра. В ней есть победители, и, по-моему, нет побеждённых! Всем большое спасибо за урок!
План занятий в 4 классе по правилам дорожного движения
на _____ учебный год
№ п/п |
Название занятий | Дата проведения | Отметка о выполнении |
1. | Наш путь в школу и новые маршруты. |
|
|
2. | Проверка знаний правил дорожного движения. |
|
|
3. | Движение учащихся группами и в колонне. |
|
|
4. | Труд водителя. |
|
|
5. | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. |
|
|
6. | Предупредительные сигналы водителей. |
|
|
7. | Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами. |
|
|
8. | Практические занятия на специально размеченной площадке. |
|
|
9. | Экскурсия по городу (поселку). |
|
|
10. | Итоговое занятие. |
|
|