№ занятия | Тема занятия | Материал учебника | Тип занятия | Формы работы | Использование ЦОР, интернет ресурсов | Формирование УУД | Виды контроля | Домашнее задание |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда (ТБ). Правила противопожарной безопасности в учебных заведениях. ПДД. | | Урок изучения нового материала | Работа в парах, беседа, работа с презентацией | Презентация «Правила противопожарной безопасности» (7 класс) | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Умение формировать собственное мнение и позицию. Умение различать природные явления, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу | Первичная проверка понимания | Нет задания |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. 22 часа |
2. | Чрезвычайные ситуации природного характера. | П.1 | Урок изучения нового материала | Просмотр видеосюжета, работа с учебником, беседа, фронтальный опрос, работа с презентацией, просмотр видеосюжета | Презентация «ЧС природного характера» (7 класс); видеосюжет «Стихийные бедствия» | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение различать природные явления, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека. Умение характеризовать и анализировать природные явления | Первичная проверка понимания | С.6-10, вопросы |
3. | Землетрясения. Происхождения и последствия. | П.2-3 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Просмотр видеосюжета, работа с учебником, беседа, фронтальный опрос, работа с презентацией, просмотр видеосюжета | Презентация «Землетрясения» (7 класс); видеосюжет «Землетрясения» | Умение анализировать причины возникновения ЧС. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Текущий контроль | С.11-24, прочитать |
4. | Классификация землетрясений. Правила поведения при землетрясениях. | П.4 | Урок обобщения и систематизации | Работа в парах, работа в группах, работа с учебником, работа с презентацией | Презентация «Правила поведения при землетрясениях» (7 класс) | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение анализировать причины возникновения ЧС. Умение моделировать действия населения по сигналам оповещения о ЧС. | Текущий контроль | С.24-33, вопросы |
5. | Происхождение и виды вулканов. Последствия извержения вулканов. | П.5 | Урок изучения нового материала | Просмотр видеосюжета, работа с учебником, беседа, фронтальный опрос | Видеосюжет «Вулкан Везувий» | Формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникативных технологий. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. | Первичная проверка понимания | С.34-37, доклады |
6. | Меры по уменьшению потерь от извержения вулканов. | П.6 | Урок обобщения и систематизации | Заслушивание докладов, беседа | Презентации, разработанные учащимися | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Тематический контроль | С.38-41, прочитать |
7. | Оползни, сели и их происхождение. | П.7-8 | Урок изучения нового материала | Работа в парах, работа в группах, работа с учебником, работа с презентацией, беседа, просмотр видеосюжета | Презентация «Оползни и сели» (7 класс); видеосюжет «Горные обвалы» | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение. | Первичная проверка понимания | С.42-50, вопросы |
8. | Обвалы, снежные лавины. Происхождение. | П.9-10 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Работа в парах, просмотр видеосюжета, беседа | Видеосюжет «Снежные лавины» | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. Умение определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований. | Текущий контроль | С.51-56, прочитать |
9. | Мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей. Правила безопасного поведения. | П.11-12 | Урок-игра «100 к 1» | Работа в группах, беседа, работа с презентацией | Презентация «Игра 100 к 1» (7 класс) | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения. Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. | Тематический контроль | С.56-64, вопросы |
10. | Ураганы, бури, смерчи. Классификация. | П.13-14 | Урок изучения нового материала | Просмотр видеосюжета, работа с учебником, беседа, фронтальный опрос | Видеосюжет «Ураганы последнего столетия» | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | Первичная проверка понимания | С.65-77, вопросы |
11. | Поражающие факторы и последствия бурь, ураганов и смерчей. | П.13-14 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Работа в парах, работа с учебником, работа с презентацией, беседа | Презентация «Ураганы и смерчи. Их последствия» (7 класс) | Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные пути ее решения | Текущий контроль | С.65-77, прочитать |
12. | Меры по защите и снижению последствий при угрозе ураганов, бурь и смерчей. | П.15 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Работа спрезентацией, работа с учебником, беседа, фронтальный опрос | Презентация «Меры борьбы с бурями» | Освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. | Текущий контроль | С.78-81, прочитать |
13. | Действия населения при угрозе бурь, ураганов и смерчей. | П.16 | Урок обобщения и систематизации | Заслушивание докладов, беседа, работа с презентацией | Презентации, разработанные учащимися | Умения применять полученные теоретические знания, принимать обоснованные решения. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные пути ее решения. | Тематический контроль | С.82-86, вопросы |
14. | Цунами. Причины возникновения. Основные параметры. | П.20 | Урок изучения нового материала | Работа в парах, беседа, работа с учебником, заслушивание докладов, работа с презентацией | Презентация «Цунами», презентации, разработанные учащимися | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. | Первичная проверка понимания | С.101-103, прочитать |
15. | Последствия цунами. Действия населения при угрозе цунами. | П.21-22 | Урок обобщения и систематизации | Работа в группах, беседа, просмотр видеосюжета, самостоятельная работа | Видеосюжет «Цунами в мире» | Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | Тематический контроль | С.103-112, вопросы |
16. | Контрольная работа за 1 полугодие. | | Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков | Самостоятельная работа | | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. | Итоговый контроль | Нет задания |
17. | Наводнения. Происхождение и виды наводнений. | П.17 | Урок изучения нового материала | Просмотр видеосюжета, работа с учебником, беседа, фронтальный опрос, работа с презентацией | Презентация «Наводнения» (7 класс); видеосюжет «наводнения» | Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. | Первичная проверка понимания | Нет задания |
18. | Последствия наводнений, меры по уменьшению ущерба от наводнений. | П.18 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Работа в парах, работа с учебником, беседа, работа с презентацией | Презентация «Наводнения» (7 класс) | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. | Текущий контроль | С.88-94, прочитать |
19. | Правила безопасного поведения при угрозе и во время наводнений. | П.19 | Урок обобщения и систематизации | Работа в парах, работа в группах, беседа, самостоятельная работа, работа с видеосюжетом | Видеосюжет «Наводнения последнего столетия» | Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу | Тематический контроль | С.94-98, вопросы |
20. | Пожары. Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров. | П.23 | Урок изучения нового материала | Заслушивание докладов | Презентации, разработанные учащимися | Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. | Первичная проверка понимания | С.113-119, прочитать |
21. | Причины лесных торфяных пожаров. Последствия. | П.23 | Урок обобщения и систематизации | Работа в парах, беседа, работа с презентацией | Презентация «Торфяные пожары» (7 класс) | Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. Умения применять полученные теоретические знания, принимать обоснованные решения. | Текущий контроль | С.113-119, вопросы |
22. | Предупреждение лесных торфяных пожаров. | П.24 | Комбинированные уроки | Просмотр видеосюжета, работа с презентацией, беседа | Презентация «Лесные пожары и борьба с ними» (7 класс) | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС природного характера. Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий ЧС. | Текущий контроль | С.120-123, вопросы |
23. | Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара и его тушении. | П.25 | Урок обобщения и систематизации | Просмотр видеосюжета, работа с учебником, работа в парах | Видеосюжет «Меры борьбы с пожарами» | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | Тематический контроль | С.124-127, вопросы |
Психологические основы выживания в чрезвычайных ситуациях. 6 часов |
24. | Человек и стихия. | П.28 | Урок изучения нового материала | Просмотр видеосюжета, работа с учебником, беседа, фронтальный опрос | Видеосюжет «Человек и стихия» | Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС. | Первичная проверка понимания | С.152-154, прочитать |
25-26. | Характер и темперамент. | П.29 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Работа в парах, работа с учебником, заслушивание докладов | Презентации, разработанные учащимися | Умение характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств | Текущий контроль | С.156-158, прочитать |
27-28. | Психологические особенности поведения человека во время стихийного бедствия. | П.30 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Работа в группах, просмотр видеосюжета, беседа | Видеосюжет «Психологические особенности поведения человека в различных условиях» | Умение понимать возможность различных позиций других людей отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Текущий контроль | С.159-161, прочитать |
29. | Психологические особенности поведения человека после стихийного бедствия. | П.30 | Урок обобщения и систематизации | Работа в парах, дискуссия, беседа, работа с презентацией | Презентация «Психологические особенности поведения человека в различных условиях» | Умение понимать возможность различных позиций других людей отличных от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Тематический контроль | С.159-161, вопросы |
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. 3 часа |
30. | Правила наложения повязок. | П.31 | Урок изучения нового материала | Работа в парах, работа в группах, беседа, работа с учебником, практическая работа | | Знания об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность человека, об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях. | Первичная проверка понимания | С.164-167, практическая работа |
31. | Первая медицинская помощь при переломах верхних и нижних конечностей. | П.32 | Урок обобщения и систематизации | Просмотр видеосюжета, работа с учебником, беседа, фронтальный опрос | | Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение. Умение характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья | Текущий контроль | С.168-176, практическая работа |
32. | Способы эвакуации пострадавших. | П.32 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Работа в группах, беседа, практическая работа | | Умение характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях | Тематический контроль | С.168-176, вопросы |
Основы здорового образа жизни. 3 часа |
33. | Режим – необходимое условие здорового образа жизни. | П.33 | Урок изучения нового материала | Работа в парах, беседа, работа с презентацией | Презентация «Режим дня» | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией | Первичная проверка понимания | С.178-180, практическая работа |
34. | Умственная и физическая работоспособность. Профилактика переутомления. | П.34 | Урок обобщения и систематизации | Просмотр видеосюжета, работа с учебником, самостоятельная работа | Презентация «Профилактика переутомления» (7 класс); видеосюжет «Переутомление и его профилактика» | Развитие познавательных интересов и мотивов. Формирование границ собственного знания и «незнания». Оценка собственных поступков. | Тематический контроль | С.180-183, прочитать |
35. | Итоговое занятие. | | Комбинированные уроки | Деловая игра, диспут | Презентация «Деловая игра» | Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение | Итоговый контроль | Нет задания |