Дата _______
Поурочное планирование
по ознакомлению с окружающим миром, экологией.
Тема: Путешествие в царство растений
Цель:
формировать представление о разнообразии растений, об условиях, необходимых для их жизни;
дать понятие, что в растительном мире существует ярусность растений;
рассказать о пользе их для человека;
познакомить с местами их произрастания: лес, сад, огород, пустыня;
обозначить закон природы: все растения живут в тех местах, к которым они приспособлены.
Словарная работа: названия растений и их частей, флора
Пособия: картины: лес, сад, огород, пустыня, «этажи леса», овощи и фрукты
Ход занятия:
Беседа о «царстве растений»
- Отгадайте загадки:
Дышит и растет, а ходить не может (дерево)
Летом одеты, а зимой раздеты (деревья, кустарники)
- Я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие в «царство растений», называется оно – флора.
- Какие растения вы знаете?
- Все растения делятся на три группы – деревья, кустарники и травы.
- Чем отличается дерево от кустарника, кустарник от травы?
- Растения защищают воздух от загрязнения, приглушают шум на улицах. Растения являются домом для многих живых существ, являются источником пищи, топлива, строительных материалов. Они образуют леса, луга, поля, парки, сады и огороды. Красота природы – это растения. Недаром говорится: растения – зеленое одеяло земли.
Правила поведения в лесу
- Ребята к нам пришел старичок лесовичок. Он знает, что мы собрались в гости к растениям. И задает нам вопрос:
- Растения – это живой организм? Как вы это докажите?
- Он спрашивает, какие правила поведения в лесу вы знаете? (ответы детей)
Физкультминутка «Прогулка в лесу»
Дети по лесу гуляли, (ходьба по комнате)
За природой наблюдали! (смотрят вверх на солнце)
Вверх на солнце посмотрели, (движения фонарики)
И их лучики погрели.
Бабочки летали, (имитируют бабочек)
Крылышками махали.
Дружно хлопнем 1-2-3-4-5 (хлопают в ладоши)
Надо нам букет собрать
Раз присели, два присели (приседания)
В руках ландыши запели (имитируют букет в руках)
Вправо – звон:
Динь – дон! (наклоны с букетом в стороны)
Влево – звон: (указывают пальцем траекторию полета)
Динь – дон!
Работа по картинке «Этажи леса»
- Посмотрите на картинку. Обратите, какое время года?
- Как узнали, что это лето?
-Все растения различаются друг от друга по виду, по размеру, цветению и каждый вид растет на своем «этаже». Есть у растений и «дети» - это их семена.
- Давайте посмотрим, как растения расселяются.
1 этаж – почвенный.
2 этаж – травянистый – это мхи, папоротники, грибы, травы, цветы.
3 этаж – кустарниковый – кустарники и молодые деревья.
4 этаж – древесный – старые деревья: тополя, березы, осины, рябины.
5 этаж – верхушки сосен, елей и дубов.
- Если бы не было растений на земле – не смогли бы жить ни люди, ни животные.
- Растения нас кормят и даже одевают. Деревья используются для строительства домов, изготовления мебели.
- Лесовичок вам хочет загадать загадку: «Все детки на ветке с рождения в беретах, с деревьев упадут – береток не найдут» (желудь)
- Лесовичок всех вас хвалит и прощается с вами.
Работа в тетрадях
- Для вас бабушка – Загадушка приготовила загадки:
Красная девица родилась в темнице,
Выкинула косу за окошко ловко
Наступает осень, выдернут…(морковку)
Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю (лук)
Закутан ребенок в сорок пеленок (капуста)
И зелен, и густ на грядке куст,
Покопай немножко – под кустом …(картошка)
Дидактическая игра «Узнай»
- Я вам буду называть разные вкусовые качества продукта, а вы назовете этот продукт
(кислый – лимон, горький – перец, сладкая – ягода, кисло – сладкое – яблоко)
Рассказ педагога
- Среди растений есть такие, которые живут только в жарких странах. Давайте отправимся в пустыню, вспомните, как называется дерево пустыни. (саксаул, верблюжья колючка)
- Почему у саксаула нет листьев?
- Царь песков саксаул – это дерево без тени. Чтобы меньше испарять влаги, его листья превратились в совсем маленькие чешуйки – иголки, которые плотно облегают его тонкие, гибкие побеги. А его мощный корень метров на десять, уходит вглубь и может в самую трудную пору добыть влагу и удержать дерево в таком ненадежном грунте, как песок
Итог занятия
- Как много растений вы сегодня узнали?
- Хотя растения разнообразны, многие имеют одинаковые органы: корень, стебель, цветок, плод, семя.
- Для всех растений необходима почва, вода, тепло и свет, а главное – место, где им будет уютно, как дома.