СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по самопознанию за 1 четверть для 1 класса по обновлённой программе.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все поурочные планы по самопознанию за 1 четверть для 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок 1»

КСП по самопознанию в 1 классе

1 четверть 1 урок

Раздел I

МУДРОСТЬ ВЕКОВ

Школа:

Дата: «____»____________20___г.


ФИО учителя:


Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

ИСТИНУ В ПУТЬ ВОЗЬМЁМ, С ЧЕСТНОСТСИ ЖИЗНЬ

НАЧНЁМ!

Цель:

дать определение понятию «честность» через раскры­тие общечеловеческой ценности Истина.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие « честность ».

  2. Выявить у учащихся стремление видеть хорошее в дру­гих людях.

  3. Воспитать скромность, честность.

Ценность:

Истина.

Качества:

скромность, честность, умение видеть хорошее в других людях.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке Методические рекомендации

Ресурсы


  1. Организационный момент.

Позитивный настрой.

1.Под спокойную тихую музыку учитель читает текст.

НАПРИМЕР: Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце.
Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей
души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы
увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения,
радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей
души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте
глазки.
2. Проверка чувств, что ребята испытали, что им понравилось, что запомнилось, что или кого представляли рядом, что
почувствовали и т.д.


Беседа о предмете САМОПОЗНАНИЕ

– Каждый год первого сентября дети идут в школу.

  • Как вы думаете, зачем мальчики и девочки ходят в школу?

(Ответы учащихся).

– В школе вы получаете знания, изучаете разные предметы.

Учитель раздает учащимся карточки с буквами и помогает расположить их на доске в таком порядке, чтобы получилось слово «самопознание».

– Давайте прочитаем слово, которое у нас получилось. Произнесите его вместе со мной по слогам: «СА-МО-ПО-ЗНА-НИ-Е».

  • Кто-нибудь из вас слышал это слово? Как вы думаете, что оно означает?

(Ответы учащихся).

Учитель записывает на доске слово «самопознание», деля его на две части: «само» и «познание», объясняет их значение.

- Сам или сама – так каждый из нас может сказать о себе: и Сережа, и Томирис, и Тимур.

Познание – это приобретение знаний о нравственных, то есть хороших качествах человека, об окружающем мире, о ценностях. Ценности – то, что значимо для человека, например: семья, Родина, природа, любовь.

Очень важно научиться познавать себя, свои возможности, свой характер, заниматься самопознанием, об этом много лет назад говорили еще древние мудрецы.


Учебник с.3-4


  1. Позитивное высказывание (цитата)

Учитель знакомит учащихся с казахской пословицей, пред­ложенной на этапе урока «Позитивное высказывание»:

Правда светлее солнца.

Вначале пословицу зачитывает учитель. Для запоминания детьми пословицы рекомендуется повторить ее хором, затем поо­чередно, сначала повторяют девочки, затем - мальчики. Для за­крепления в памяти учащихся данной пословицы учитель задает вопрос:

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Также учитель может задать дополнительные вопросы для раскрытия смысла пословицы. Отвечая на вопросы о смысле дан­ной пословицы, учащиеся должны прийти к выводу, что правда, какая бы она ни была, является светом, наполняющим внутрен­ний мир человека.

Данную пословицу рекомендуется использовать на двух уро­ках. Короткая и запоминающаяся пословица с глубоким нрав­ственно-духовным смыслом, глубоко выражает суть ценности, которая изучается на уроке.


Учебник с.6


  1. Рассказывание истории (беседа)

Рассказывание истории

В качестве рубрики «Рассказывание истории» учитель вы­бирает из своей библиотеки подходящую историю, рассказ, сказ­ку нравственно-духовного содержания, отвечающие теме урока. Истории, сказки, рассказы учитель предлагает в качестве дара от себя лично. Для глубокого раскрытия темы урока они должны быть поучительными и иметь оттенок нравственных уроков.

Учителю рекомендуется подбирать рассказы и истории с учетом возрастных особенностей и уровня интеллектуального развития и понимания учащихся.

Так как этот урок является первым, учитель пересказывает рассказ Валентины Осеевой «Что легче?», предложенный в ру­брике «Читаем вместе».

По окончании рассказа учитель задает вопросы по содер­жанию текста для того, чтобы выяснить, как внимательно слу­шался рассказ. Например: «О чем договорились мальчики?», «Почему рассказ называется «Что легче?» и т. д. Затем следует задать вопросы глубокого содержания, направленные на раскры­тие ценности урока. Данные вопросы представлены в рубрике «Беседуем», они раскрывают ценностное значение рассказанной истории, соотносятся с примерами из личной жизни учащихся и их собственного отношения к изучаемой ценности.

Что легче?

В. Осеева

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. За­гулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся:

  • Попадёт нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: со­врать или правду сказать?

_ Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.

  • Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.

  • А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она, правда, и придумывать ничего не надо.^

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка - глядь, лесной сторож идёт.

  • Нет, - говорит, - в этих местах волков.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в го­сти идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинил­ся.

Поворчала на него тётка, да и простила.

Беседуем

Цель беседы на уроках - дать понять учащимся, что важно говорить правду, поступать справедливо. Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя приходят к пониманию того, что легче всего говорить правду.

Каждый ответ, данный учащимися, учитель должен внима­тельно выслушать. Важно обратить внимание на мнение каждо­го ученика. После ответов учащихся учитель делает заключение.

    1. Как вы. думаете, что легче говорить правду или лгать?

    2. Как люди относятся к человеку, который всегда гово­рит правду?

    3. Что бы вы посоветовали первым двум мальчикам? По­чему?



5. Творческая деятельность, групповая работа

Выполнение первого задания позволит учителю узнать, на­сколько учащиеся вникли в тему урока, смогут ли они дать правильный совет героям сказок.

Задание 1.

Рассмотрите рисунки. Персонажи каких сказок изображены на них? Кто из сказочных героев поступал честно? Какие советы вы дали бы нечестным героям?

Второе задание подразумевает групповую работу. Учителю рекомендуется разделить класс на несколько групп в зависимо­сти от количества учащихся. На выполнение данного задания необходимо выделить несколько минут. Каждая группа, про­слушав ситуацию, предлагает свое решение проблемы. Целью данного задания является, прежде всего, объединение учащихся между собой, а также умение прийти к правильному решению.

Задание 2.

Прослушайте ситуацию «Кто взял карандаш?». Разыграйте сценку. Обсудите ситуацию.

Дети рисовали за столом. Азамат взял у Алии без разреше­ния карандаш. Алия громко спросила: «Кто взял мой каран­даш»? Азамат промолчал.


РТ, задание 1 целесообразно выполнить в классе в на­чале урока. Ученик заполняет небольшую анкету, фотографию к которой можно рекомендовать найти дома вместе с родителями.



6. Групповое пение

Дорогою добра

сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой? Куда по свету белому отправиться с утра? Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра,

А если с другом худо - не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

А если с другом худо - не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь - не детская игра! И прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

И прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!



7. Домашнее задание

Дополнительные задания в тетради ученика рекомендуются выполнить дома совместно с родителями.

Задание 2 РТ



Новая информация


Быть честным - значит говорить правду и справедливо от­носиться к другим людям.

Для человека очень важно говорить правду. Честный чело­век говорит и поступает одинаково честно. Настоящая правда — это совесть человека. А совесть всегда правдива.



Анализ хода урока

(заполняет учитель после проведенного урока)

  1. Стиль учителя:








  1. Дисциплина на уроке:








  1. Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока:






  1. Творческий подход учителя:








  1. Ведение рабочих тетрадей:










Просмотр содержимого документа
«Урок 2»

КСП по самопознанию в 1 классе

1 четверть 2 урок

Раздел I

МУДРОСТЬ ВЕКОВ

Школа:

Дата: «____»____________20___г.


ФИО учителя:


Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

ИСТИНУ В ПУТЬ ВОЗЬМЁМ, С ЧЕСТНОСТСИ ЖИЗНЬ

НАЧНЁМ!

Цель:

дать определение понятию «честность» через раскры­тие общечеловеческой ценности Истина.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие « честность ».

  2. Выявить у учащихся стремление видеть хорошее в дру­гих людях.

  3. Воспитать скромность, честность.


Ценность:

Истина.

Качества:

скромность, честность, умение видеть хорошее в других людях.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой.

1.Под спокойную тихую музыку учитель читает текст.

- Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце.
Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей
души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы
увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения,
радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей
души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте
глазки.
2. Проверка чувств, что ребята испытали, что им понравилось, что запомнилось, что или кого представляли рядом, что
почувствовали и т.д.


  1. Проверка домашнего задания

Задание 2 стр 5 РТ


  1. Позитивное высказывание (цитата)

Учитель знакомит учащихся с казахской пословицей, пред­ложенной на этапе урока «Позитивное высказывание»:

Правда светлее солнца.

Вначале пословицу зачитывает учитель. Для запоминания детьми пословицы рекомендуется повторить ее хором, затем поо­чередно, сначала повторяют девочки, затем - мальчики. Для за­крепления в памяти учащихся данной пословицы учитель задает вопрос:

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Также учитель может задать дополнительные вопросы для раскрытия смысла пословицы. Отвечая на вопросы о смысле дан­ной пословицы, учащиеся должны прийти к выводу, что правда, какая бы она ни была, является светом, наполняющим внутрен­ний мир человека.

Данную пословицу рекомендуется использовать на двух уро­ках. Короткая и запоминающаяся пословица с глубоким нрав­ственно-духовным смыслом, глубоко выражает суть ценности, которая изучается на уроке.



  1. Рассказывание истории (беседа)

Читаем вместе

Корейская сказка «Честный мальчик» рекомендована в ка­честве опережающего домашнего задания ко второму уроку дан­ной темы. Чтобы определить, читали дети рассказ дома или нет, учитель должен задать вопросы по содержанию текста. Целью данного метода является, знакомство с содержанием текста тех учащихся, кто по каким-либо причинам не смог прочитать его дома. Вопросы в рубрике «Беседуем» направлены на понимание учащимися ценности урока.

Честный мальчик

Корейская народная сказка

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отца у него не было, а мама с утра до ночи работала. А мальчик рубил в лесу Дрова и продавал их на рынке.

Однажды осенью мальчик взял свой топор и отправился за дровами.

Шёл он, шёл и пришёл к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, - подумал мальчик. - Из него много дров получится». Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.

Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор доро­же золота. Чем он теперь дрова рубить будет?

Вдруг из воды старичок вышел старенький.

  • О чём ты, мальчик, плачешь? - спрашивает.

Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а

старичок и говорит:

  • Не горюй, мальчик, найду я топор твой.

Сказал он так и под водой скрылся.

Вот опять из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.

  • Этот ли топор твой? - спрашивает.

Замахал мальчик руками:

- Что ТЫ; дедушка, не мой это топор!

Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез.

Вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор се­ребряный.

  • На, бери свой топор, - говорит.

А мальчик ему и отвечает:

  • Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный.

Увидал мальчик топор, обрадовался.

  • Вот мой топор, дедушка, - говорит.

А старик усмехнулся ласково и сказал:

  • Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать. За это отдам я тебе все три топора, продашь их, они немалых денег стоят. Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и же­лезный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика и домой пошёл.

С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.


Беседуем

Вопросы, представленные в рубрике «Беседуем», помогут развернуть тему урока на более глубокий уровень восприятия

После ответов учитель делает небольшое заключение.

    1. Как честные поступки влияют на человека?

    2. Почему честному человеку легче жить?

    3. Хотелось бы вам дружить с человеком, который всегда поступает честно? Почему?

Игра

Учитель предлагает учащимся игру «Передача ценностей».

Учащиеся садятся в круг и, когда начнет играть музыка, пе­редают по кругу коробочку. Когда музыка закончится, тот, кто держит коробочку, достает оттуда свернутый листок бумаги и за­тем выполняет все, что там написано. На каждом листке пишет­ся какое-нибудь действие с ценностью. Например:

- Расскажи историю из жизни, когда ты поступил честно.



5. Творческая деятельность, групповая работа

В первом задании учащимся предлагается рассмотреть рису­нок и высказать свое мнение по поводу изображенной ситуации. Учитель предлагает учащимся представить себя на месте тех ре­бят, которые изображены на рисунках, и сказать, как бы посту­пили они на их месте и почему. Это поможет учителю более точно понять, как ученики усваивают тему урока.

Второе задание подразумевает групповую работу. Учащиеся делятся на группы, лучше всего, когда в группе от четырех до шести человек, так, чтобы у каждого была возможность принять активное участие. Все группы представляют сценки по очереди, а другие в это время сидят и смотрят. Целесообразно после вы­ступления всех групп провести небольшое обсуждение сценок всем классом. Например, предложить ребятам ответить на такие вопросы:

      1. Кто главные герои сценок?

      2. Какими качествами обладают?

      3. Какой герой понравился больше и почему?

Задание 1.

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос: кого из ребят можно назвать честным? Почему?

Задание 2.

Разыграйте и обсудите ситуации.

Ситуация 1.

Амир после уроков играл на улице и совсем забыл про до­машнее задание. На следующий день на уроке математики он сказал, что забыл тетрадь дома. А на уроке русского языка, что отдал учебник Владу, поэтому не выполнил домашнюю работу. Но Амиру было стыдно. Почему?

Ситуация 2.

Юле нравились куклы Асель, она мечтала о таких. Однажды она взяла одну куклу без спроса и убежала домой.

Мама увидела у Юли новую куклу и спросила, откуда она. Юля сказала, что Асель ей подарила куклу. Мама порадовалась за дочку. Но Юля не была счастлива. Почему?

Ситуация 3.

Когда мамы не было дома, Серик стал играть в мяч и разбил мамину вазу. Он быстро, чтобы никто не увидел, спрятал оскол­ки под кровать и пошёл в другую комнату к папе. Папа спросил у него, что случилось. Серик ответил, что уронил игрушки. Когда позже родители обо всём узнали, Серику стало стыдно. Почему?



6. Домашнее задание

Дополнительные задания в тетради ученика рекомендуются выполнить дома совместно с родителями.

Задание 4 стр 7 РТ


Новая информация


Быть честным - значит говорить правду и справедливо от­носиться к другим людям.

Для человека очень важно говорить правду. Честный чело­век говорит и поступает одинаково честно. Настоящая правда — это совесть человека. А совесть всегда правдива.



7. От сердца к сердцу

Групповое пение

Дорогою добра

сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой? Куда по свету белому отправиться с утра? Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Забудь свои заботы, падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра,

А если с другом худо - не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

А если с другом худо - не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!

Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь - не детская игра! И прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

И прочь гони соблазны, усвой закон негласный, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!



Анализ хода урока

(заполняет учитель после проведенного урока)

  1. Стиль учителя:


  1. Дисциплина на уроке:


  1. Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока:


  1. Творческий подход учителя:


  1. Ведение рабочих тетрадей:





Просмотр содержимого документа
«Урок 3»

КСП по самопознанию в 1 классе

1 четверть 3 урок

Раздел I

МУДРОСТЬ ВЕКОВ

Школа:

Дата: «____»____________20___г.


ФИО учителя:


Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

ДИСЦИПЛИНА И ДОЛГ

Цель:

выявить общечеловеческую ценность Праведное пове­дение через осознание важности соблюдения дисциплины и долга.

Задачи:

  1. Раскрывать значимость проявления уважения к родите­лям, старшим.

  2. Развивать стремление говорить правду, выполнять свой долг.

  3. Воспитывать умение вести себя правильно, проявлять послушание.

Ценность:

Праведное поведение.

Качества:

уважение к родителям, старшим, послушание, не нарушать обещания, говорить правду.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Методические рекомендации

Ресурсы

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой.

– Сядьте удобно. Если хотите, можете закрыть глаза. (Звучит спокойная музыка.)

Представьте себе такую картину: где-то на белом свете есть сказочный дворец. В нем вы встретите много детей разных возрастов. Они читают книги, рассказывают стихи, рисуют, весело общаются друг с другом. А взрослые им во всем помогают.

– Вы уже догадались, что это за дворец? Да, это школа, но не обычная. Великий Мудрец обучает здесь юных волшебников. Представьте себе, что прозвенел звонок и к вам навстречу идет… Великий Мудрец. Он говорит: «Вы, дети, очень талантливы и способны. Вы учитесь читать, писать, учитесь дружить, общаться, помогать друг другу. Для этого нужно немало потрудиться. У вас все получится! Я дарю вам волшебный ключ, который откроет для вас двери в страну Самопознания», который поможет вам стать послушными и дисциплинированными учениками (пауза).

– Ребята, откройте глаза и побеседуем.



  1. Проверка домашнего задания

Задание 4 стр 7 РТ

Рассказ М. А. Мартыненко «Про послушание» рекомендован в качестве опережающего домашнего задания к первому уроку данной темы. Целью опережающего домашнего задания являет­ся привлечение в учебный процесс родителей учащихся. Необхо­димо объяснить родителям, насколько важно их участие в разви­тии детей. Прочитав и изучив рассказ вместе с родителями дома, учащиеся, придя на урок, будут иметь первичные представления о теме предстоящего урока. Чтобы определить, читали дети рас­сказ дома или нет, учитель должен задать вопросы по содержа­нию. Целью данного метода является знакомство с содержанием текста тех учащихся, кто по каким-либо причинам не смог про­читать его дома.

Читаем вместе

Про послушание

М. А. Мартыненко

В одном сказочном лесу, под большим ореховым кустом, жила зайчиха с зайчатами. Они ели травку, грибы. С ними по соседству, на высоком дубе, жила белка со своими бельчатами. Однажды бельчонок сказал зайчатам:

  • Вы тут травку кушаете, а в огороде растёт много молодой моркови и вкусной капусты, идите туда и там пообедаете.

Но зайчиха, услышав такие слова, запретила своим зайча­там ходить в огород:

  • Этот огород охраняет большой старый пёс. Туда ходить нельзя.


Цель беседы на уроках, вывести учащимся на понимание того, как важно в жизни слушать старших, быть дисциплини­рованным и послушным. Учитель обращает внимание на ответы каждого ученика. Если ученик не может ответить на вопрос, то необходимо задать наводящие вопросы. После ответов учащихся учитель делает заключение.

    1. Как вы думаете, почему важно прислушиваться к сове­там старших?

    2. Почему необходимо быть послушным?

    3. Как вы соблюдаете дисциплину в своей семье, в школе?


Стр. 14-15 учебник

  1. Позитивное высказывание (цитата)

Учитель знакомит учащихся с народной мудростью, предло­женной на этапе урока «Позитивное высказывание»:

Без дисциплины жить - добру не быть.

Вначале высказывание зачитывает учитель, затем учащиеся повторяют его хором. Для закрепления в памяти учащихся данно­го высказывания учитель задает вопрос: Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

Размышления учащихся над смыслом данного высказывания важно направить на понимание идеи о том, что необходимо вести себя правильно в любой ситуации и придерживаться дисциплины.



  1. Рассказывание истории (беседа)

Беседа

  • Как называется сказочный дворец, в котором живет Великий Мудрец?

  • Как вы думаете, для чего человеку нужны знания, дисциплина, примерное поведение?

(Ответы учащихся).



5. Творческая деятельность, групповая работа

В тетради ученика в первом задании учащимся предлагается составить личный распорядок дня. Данное задание можно выполнить на уроке, а также рекомендовать как домашнюю работу, которую дети выполняют совместно с родителями.

В первом задании учебника учащимся предлагается рассмотреть рисунки и высказать свое мнение по поводу изображенных ситуаций. Учитель предлагает учащимся представить себя на месте тех ребят, которые изображены на рисунках, и сказать, как бы поступили они на их месте и почему. Это поможет учителю более точно понять, как ученики усваивают тему урока.

Второе задание выполняется в тетради, его можно рекомендовать в качестве домашней работы.

Задание 1.

Рассмотрите рисунки. Придумайте и разыграйте ситуации, которые могут произойти в общественных местах. Как нужно правильно себя вести?

Задание 2 (выполняется в тетради).

Выполните рисунок к стихотворению в тетради. Чему учит нас автор?

Школьнику на память

С. Я. Маршак

На улице, дома, в общественном месте Будь вежлив со старшими, помни о чести. В театре, в трамвае, в читальне, в кино Веди себя скромно, прилично, умно.

Также ученикам можно предложить выполнить задание 3 в тетради.

Помогите Буратино найти выход из лабиринта, собирая по дорожке разбросанные буквы. Выйдя из лабиринта, Буратино получит слово, которое является Золотым ключиком для каждого.

Упражнение дано в форме игры, что повысит интерес учащихся к теме урока.

Читаем вместе

Современная сказка «Ворона и воробей» рекомендована в ка­честве опережающего домашнего задания ко второму уроку дан­ной темы. Для определения усвоения учащимися прочитанного материала учителю необходимо задать вопросы по содержанию. Целью данного метода является знакомство с содержанием тек­ста тех учащихся, кто по каким-либо причинам не смог прочи­тать его дома.

Ворона и воробей

Современная сказка

Встретились ворона и воробей.

  • Что ты, воробей, всё прыгаешь да чирикаешь, никакой пользы от тебя нет, - возмутилась ворона.

  • Можно подумать от тебя польза есть, - невозмутимо отве­тил воробей.

  • Есть и ещё какая!

  • И какая же?

  • Я малышей букву «Р» учу говорить, - заявила ворона.

Почесав в затылке, воробей спросил:

  • И как же ты их учишь?

  • Очень просто. Малыши, как увидят меня, показывают пальцем в мою сторону и говорят: «Кар!», - вот как ответила ворона.

  • Здорово придумала! - усмехнулся воробей.

  • Ну, а от тебя, воробей, от такого маленького какая польза? - засмеялась ворона.

  • А я, ворона, детей добру учу, - скромно сказал воробей.

  • Ха, ха, ха! - ещё громче засмеялась ворона. - Как же ты их учишь?

  • Вот посмотри, видишь, сколько кормушек для нас Воро­бьёв дети смастерили. Кто туда семечек насыплет, кто хлеба на­крошит, - с нежностью ответил воробей.

Нечем было возразить вороне, улетела она прочь. А воробей к кормушке полетел.

Беседуем

Вопросы, представленные в рубрике «Беседуем», помогут развернуть тему урока на более глубокий уровень восприятия учащимися качеств изучаемой ценности.

Учитель должен быть внимателен к каждому ответу уча­щихся, и с помощью наводящих вопросов направлять учащихся к пониманию смысла данной сказки.

    1. Что чувствует человек, когда помогает другим?

    2. Для чего человеку важно выполнять свой долг?

    3. Почему важно выполнять свой долг?



6. Домашнее задание

Дополнительные задания в тетради ученика рекомендуются выполнить дома совместно с родителями.

РТ стр 10


Новая информация


Дисциплина - это правила, обязательные для каждого чело­века.

Придерживаться дисциплины - значит вести себя правиль­но. Правильные мысли, слова и поступки - главное в поведении человека.

Когда мы соблюдаем дисциплину, мы выполняем свой долг. Когда выполняем свой долг, излучаем доброту. Когда излучаем доброту, обретаем дружбу. Когда обретаем дружбу, наполняемся доверием.



7. От сердца к сердцу

Групповое пение

Учитель предлагает учащимся спеть песню «По дороге с об­лаками». Текст песни можно вывесить на доску либо распечатать и раздать каждому учащемуся. Включается музыка. Некоторые песни можно сопровождать движениями, соответствующими тексту песни. Учитель обязательно должен исполнять песню вместе с детьми.

Стр. 24

Анализ хода урока

(заполняет учитель после проведенного урока)

  1. Стиль учителя:




  1. Дисциплина на уроке:




  1. Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока:


  1. Творческий подход учителя:


  1. Ведение рабочих тетрадей:








Просмотр содержимого документа
«Урок 4»

КСП по самопознанию в 1 классе

1 четверть 4 урок

Раздел I

МУДРОСТЬ ВЕКОВ

Школа:

Дата: «____»____________20___г.


ФИО учителя:


Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

ДИСЦИПЛИНА И ДОЛГ

Цель:

выявить общечеловеческую ценность Праведное пове­дение через осознание важности соблюдения дисциплины и долга.

Задачи:

  1. Раскрывать значимость проявления уважения к родите­лям, старшим.

  2. Развивать стремление говорить правду, выполнять свой долг.

  3. Воспитывать умение вести себя правильно, проявлять послушание.

Ценность:

Праведное поведение.

Качества:

уважение к родителям, старшим, послушание, не нарушать обещания, говорить правду.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Методические рекомендации

Ресурсы

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой.

Игра «Да» – «Нет»

Учитель предлагает учащимся внимательно слушать высказывания, которые она прочтет вслух. Если ребята согласны с высказыванием, то надо похлопать в ладоши, если нет – не хлопать.

– Мы будем хорошо учиться.

– Мы будем обижать младших.

– Мы будем честными.

– Мы будем бегать по классу и рвать книжки.

– Мы станем добрыми людьми.

– Мы будем кричать на уроке.

– Мы будем хорошими друзьями.

– Мы будем ссориться с друзьями и драться.

– Мы будем трудиться.


  1. Проверка домашнего задания

РТ стр 10


  1. Позитивное высказывание (цитата)

Учитель знакомит учащихся с народной мудростью, предло­женной на этапе урока «Позитивное высказывание»:

Без дисциплины жить - добру не быть.

Вначале высказывание зачитывает учитель, затем учащиеся повторяют его хором. Для закрепления в памяти учащихся данно­го высказывания учитель задает вопрос: Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

Размышления учащихся над смыслом данного высказывания важно направить на понимание идеи о том, что необходимо вести себя правильно в любой ситуации и придерживаться дисциплины.


  1. Рассказывание истории (беседа)

История про мальчика (учитель читает вслух)

Однажды один мальчик шел по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слезы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. «Повезло какой-нибудь собаке», - подумал мальчик и пошел дальше.

- Вспомните обидную ситуацию, которую когда-нибудь сами переживали? (Например, вас кто-нибудь обидел или расстроил: не брали играть в какую-нибудь игру, мама не давала смотреть телевизор, брат или сестра отнимали игрушку).

- Расскажите, как вы себя чувствовали в этой ситуации?

- Как вышли из этой ситуации?


5. Творческая деятельность, групповая работа

В первом задании учебника учащимся предлагается рассмо­треть рисунки и высказать свое мнение по поводу изображен­ных ситуаций. Учитель предлагает учащимся представить себя на месте тех ребят, которые изображены на рисунках, и сказать, как бы поступили они на их месте и почему. Это поможет учите­лю более точно понять, как ученики усваивают тему урока.

Второе задание подразумевает групповую работу. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых предлагает свой выход из ситуации. Целью данного задания является, прежде всего, объединение учащихся между собой, а также умение прийти к правильному решению ситуации.

Задание 1.

- Как вы относитесь к поступкам ребят?

Задание 2.

Разыграйте и обсудите ситуации.

Ситуация 1.

Алёне на день рождения родители подарили котёнка, о кото­ром она мечтала. Первые месяцы она ухаживала за ним, купала, кормила, выводила на улицу. Шли дни. Котёнок стал надоедать Алёне. И она стала меньше уделять внимания котёнку. А потом и совсем прогнала его на улицу.

На следующий день рождения Алёна попросила подарить ей щенка.

Как вы думаете, что ей ответили родители?

Ситуация 2.

Арсен по дороге в школу увидел маленького щенка, который жалобно скулил и дрожал от холода. Он решил спасти его. Арсен почувствовал себя ответственным за жизнь щенка и принёс его домой.

Как вы думаете, что ему ответили родители?



6. Домашнее задание

Дополнительные задания в тетради ученика рекомендуются выполнить дома совместно с родителями.

РТ №4 стр 12


Новая информация


Дисциплина - это правила, обязательные для каждого чело­века.

Придерживаться дисциплины - значит вести себя правиль­но. Правильные мысли, слова и поступки - главное в поведении человека.

Когда мы соблюдаем дисциплину, мы выполняем свой долг. Когда выполняем свой долг, излучаем доброту. Когда излучаем доброту, обретаем дружбу. Когда обретаем дружбу, наполняемся доверием.



7. От сердца к сердцу

Групповое пение

Учитель предлагает учащимся спеть песню «По дороге с об­лаками» . Текст песни можно вывесить на доску либо распечатать и раздать каждому учащемуся. Включается музыка. Некоторые песни можно сопровождать движениями, соответствующими тексту песни. Учитель обязательно должен исполнять песню вместе с детьми.


Стр. 24

Анализ хода урока

(заполняет учитель после проведенного урока)

  1. Стиль учителя:


  1. Дисциплина на уроке:


  1. Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока:


  1. Творческий подход учителя:


  1. Ведение рабочих тетрадей:








Просмотр содержимого документа
«Урок 5»

КСП по самопознанию в 1 классе

1 четверть 5 урок

Раздел I

МУДРОСТЬ ВЕКОВ

Школа:

Дата: «____»____________20___г.


ФИО учителя:


Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

ЖИТЬ В ЛАДУ С СОБОЙ!

Цель:

выявить общечеловеческую ценность Внутренний по­кой через осознание важности жить в ладу с собой.

Задачи:

    1. Раскрыть понятие «совесть».

    2. Развить стремление поступать по совести

    3. Воспитать вежливость, дисциплину.

Ценность:

Внутренний покой.

Качества:

поступать по совести, вежливость, дисциплина.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Методические рекомендации

Ресурсы

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой.

  • Для начала нам необходимо сосредоточиться. Сядем удобно, выпрямим спинку и закроем глаза. Теперь послушаем музыку и представим то, о чем я буду вам рассказывать. (Звучит музыка. Медитация на свет).

  • Представьте ясный летний день. Солнышко ласкает вас (пауза). Запомните свои чувства. А сейчас пошел дождь, веселый и теплый… (пауза). Запомните свои чувства. Нашли ответ на трудный вопрос? (Пауза). Запомните свои чувства. Красивая бабочка села на вашу ладонь, и ее крылышки подрагивают (пауза). Запомните свои чувства. Вы пришли в свою родную школу (пауза). Запомните свои чувства. И через некоторое время можно открыть глазки.

  • Покажите движениями и мимикой, что вы чувствовали в своем сердце, когда вас ласкало солнышко? А когда вас намочил дождик?

  • Покажите движениями и мимикой что вы чувствовали, когда ответили на трудный вопрос? А когда Бабочка присела на ладонь? (Ответы детей).



Музыка:

http://mp3prima.com/song/1115842/melodiya+super+relaks

  1. Проверка домашнего задания

РТ стр 10

Рассказ М. Андрианова «Угрызения совести» рекомендован в качестве опережающего домашнего задания к первому уроку данной темы. Целью опережающего домашнего задания является привлечение в учебный процесс родителей учащихся. Необходимо объяснить родителям, насколько важно их участие в развитии детей. Прочитав и изучив рассказ вместе с родителями дома, учащиеся, придя на урок, будут иметь первичные представления о теме предстоящего урока. Чтобы определить, читали дети рассказ дома или нет, учитель должен задать вопросы по содержанию. Целью данного метода является, знакомство с содержанием текста тех учащихся, кто по каким-либо причинам не смог прочитать его дома.

Читаем вместе

Угрызения совести

По М. Андрианову

Иногда Вадик от родителей мог услышать не совсем понятные выражения: где твоя совесть, бессовестный, ты совсем совесть потерял. Вадик точно не знал, что такое совесть, но знал, что когда её теряешь, то сразу что-то нехорошее случается и родители сердиться начинают. Решил он спросить у своей бабушки, где совесть находится и что надо делать, чтобы её не потерять. Улыбнулась бабушка, Вадику на сердце пальцем показала и говорит:

- Вот здесь она у тебя и у каждого человека находится.

- Так раз она здесь, в сердце, то как же её потерять-то можно? -удивился Вадик.

- Совесть помогает человеку поступать правильно, исправлять свои ошибки. А когда человек поступает бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял свою совесть.

- А что, без совести нельзя обойтись людям? - спросил Вадик.

~ Трудно без неё обойтись. Совесть помогает человеку вовремя исправиться и стать лучше.

Беседуем

Вопросы, представленные в рубрике «Беседуем», раскрывают значение ценности изучаемой на уроке.

Целью беседы является выявление первичных представлений учащихся о понятии совесть. Что для учащихся представляет собой проявление совести в поступках. Каждый ответ данный учащимися учитель должен внимательно выслушать. Важно обратить внимание на мнение каждого ученика. Если ученик не может ответить на вопрос, то необходимо задать наводящие вопросы. После ответов учитель делает заключение.

1. Как вы думаете, в каждом ли человеке живёт совесть?

Почему?

2. Как проявляется совесть в поступках человека?

3. Что вам помогает жить в согласии с совестью?


  1. Позитивное высказывание (цитата)

Учитель знакомит учащихся с народной мудростью, предло­женной на этапе урока «Позитивное высказывание»:

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Данное высказывание рекомендуется использовать на двух уроках. Короткое и запоминающееся высказывание с глубоким нравственно-духовным смыслом выражает суть ценности, кото­рая изучается на уроке.

Для закрепления в памяти учащихся данного высказывания учитель задает вопрос: Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

При обсуждении высказывания важно подчеркнуть, что его содержание перекликается с основной идеей данного урока.



  1. Рассказывание истории (беседа)

Андрюша – хороший и любознательный мальчик. Он уже школьник. Мальчик радуется этому. А еще и тому, что совсем недавно родители начали доверять ему в семейных делах.

Андрюша гордится, что родители ему доверяют. Он старается вежливо выполнять их просьбы. Так, когда отец собирается в командировку (а отец у Андрюши журналист), он твердо обещает быть заботливым помощником маме.

Мама заболела совсем неожиданно. Поздно вечером, возвращаясь с работы, она попала под холодный ливень. Пока дошла домой, промокла насквозь. Она очень замерзла. А еще устала.

Андрюша уже спал. Чтобы не разбудить сына, мама решила не беспокоиться о себе. Не включая свет в комнате, обтерла полотенцем промокшие волосы и легла в кровать. Правда, перед этим бережно подвинула одеяльце, заботливо укрывая Андрюшу.

Ночью мама кашляла. Сквозь сон Андрюша слышал ее сухой и приглушенный кашель. Но ему так хотелось спать! Мальчик недовольно крутился в кровати. Мама слышала это. Она сдерживала в себе кашель, ощущая, как горячая волна накрывает ее с ног до головы. Всю ночь тело горело адским огнем. Но мамочка не имела сил встать, чтобы принять лекарство от простуды. И не хотела будить сына. На утро тяжелая болезнь крепко сковала ее.

- Мама, а где мой завтрак?! – собираясь в школу, мальчик тормошил ее, пробуждая от тяжелого забвения.

- Я сейчас, – мама попробовала встать с кровати и изнеможенно упала на подушку. Болезнь поборола ее целиком.

- Мама, что с тобой?! – напуганный Андрюша не знал, что и делать.

- Я... заболела, сынок, – едва прошептала обессиленно. В ее тихом голосе была слышна вина.

- Но мне же надо в школу! – рассердился Андрюша. "Это ж надо было маме так несвоевременно заболеть!"

- Извини... что... не могу... приготовить тебе... завтрак... Возьми... в кошельке... деньги... что-то купи... себе...

- Хорошо! – Андрюша схватил ранец, взял в руки промокший мамин кошелек. И вдруг молнией отразился у него в душе голос отца: "Будь заботливым, сын. Береги маму".

Андрюша вобрал голову в плечи. Он мгновенно вспомнил ночной мамин кашель. Стыд и совесть пробудились в его душе: "И как я мог спокойно спать, когда мама плохо чувствовала себя? И как могу оставить ее дома саму? Когда болею я, мамочка не знает покоя, просиживая возле моей кроватки все ночи подряд, до тех пор, пока полностью не выздоровею".

- Мама, – мальчик отложил портфель, – сейчас я заварю чай и вызову врача. В школу сегодня не пойду. Не волнуйся, – мальчик потрогал горячий мамин лоб, – я позабочусь о тебе, и ты в скором времени выздоровеешь.

- Спасибо... сынок, – на маминых глазах выступили слезы.

Беседа.

- Как вы думаете, что заставило Андрюшу вернуться?



5. Творческая деятельность, групповая работа

Первое задание учебника предполагает индивидуальную работу каждого учащегося. Учитель предлагает рассмотреть рисунки и высказать свое мнение по поводу изображенных ситуаций. Учащиеся могут представить себя на месте тех ребят, которые изображены на рисунках, и сказать, как бы поступили они на их месте и почему. Это поможет учителю более точно понять, как ученики усваивают тему урока.

Второе задание подразумевает групповую работу. Учащиеся делятся на группы, каждая из которых предлагает свой выход из ситуации. Целью данного задания является, прежде всего, объединение учащихся между собой, а также умение прийти к правильному выходу из предложенных ситуаций.

Задание 1.

Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, что необходимо сделать ребятам, чтобы оставаться друзьями?

Задание 2.

Найдите выход из ситуаций. Помогите ребятам поступить по совести.

Ситуация 1.

Артём пригласил своего друга Армана в кино посмотреть новый мультфильм. Но у Армана не оказалось денег на билет. У Артёма были деньги, и он подумал, как поступить: заплатить за друга или отказаться от похода в кино.

Ситуация 2.

Учитель попросила Малику помочь Диане с домашним заданием. Малика ответила, что с радостью поможет. Но после школы, заигравшись, совсем забыла о своём обещании. Диана очень расстроилась.

В качестве домашнего задания и для привлечения в воспитательный процесс родителей учитель может предложить выполнить дома вместе с родителями задание из тетради ученика.

Например:

Задание 3. Сочините рассказ на тему: «Жить по совести». Попросите членов семьи записать его в рамку.



6. Домашнее задание

Дополнительные задания в тетради ученика рекомендуются выполнить дома совместно с родителями.

РТ № стр


Новая информация


Целью «Новой информации» является понимание учащими­ся изученного на уроках материала и закрепления полученных знаний и навыков.

Жить в ладу с собой - значит жить в ладу со своим вну­тренним голосом, голосом совести.

Поступать по совести - поступать правильно и честно,как подсказывает вам сердце.

Совесть - это голос сердца. Для каждого человека важна чи­стота его сердца.



7. От сердца к сердцу

Групповое пение

Если добрый ты

Сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.


Стр. 31

Анализ хода урока

(заполняет учитель после проведенного урока)

1.Стиль учителя:


2.Дисциплина на уроке:


3.Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока:


4.Творческий подход учителя:


5.Ведение рабочих тетрадей:






Просмотр содержимого документа
«Урок 6»

КСП по самопознанию в 1 классе

1 четверть 6 урок

Раздел I

МУДРОСТЬ ВЕКОВ

Школа:

Дата: «____»____________20___г.


ФИО учителя:


Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

ЖИТЬ В ЛАДУ С СОБОЙ!

Цель:

выявить общечеловеческую ценность: Внутренний по­кой через осознание важности жить в ладу с собой.

Задачи:

    1. Раскрыть понятие «совесть».

    2. Развить стремление поступать по совести

    3. Воспитать вежливость, дисциплину.

Ценность:

внутренний покой.

Качества:

поступать по совести, вежливость, дисциплина.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Методические рекомендации

Ресурсы

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой.

    • Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют веселые песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда Матушке-Природе и братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. Человечество забыло о предательстве и унижении, об обиде и страхе. И так будет всегда. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше.

    • Кому из вас удалось почувствовать мир в душе?

    • А как вы считаете, может ли наступить такое время, когда люди начнут жить в мире и согласии, когда прекратятся все войны?

    • А что людям нужно делать для этого? (Ответы детей).



  1. Проверка домашнего задания

РТ стр

Читаем вместе

Ко второму уроку данной темы в качестве опережающего домашнего задания рекомендовано прочтение рассказа В. Сухом- линского «Стеклянный человечек». Для определения усвоения учащимися прочитанного материала учителю необходимо задать вопросы по содержанию.

Стеклянный Человечек

В. Сухомлинский

У одного Мальчика был маленький друг - Стеклянный Человечек. Был он совершенно прозрачный и имел чудесное свойство: угадывать, что думает и переживает его друг Мальчик. Не выучил Мальчик уроки и собирается идти гулять - Стеклянный Человечек, уже не совсем прозрачный, а чуть-чуть помутневший, и говорит Мальчику:

- Нельзя думать так, Мальчик. Сначала дело сделай, а потом иди гулять.

Стыдно станет Мальчику, он принимается за дело: выучит уроки, а потом идёт гулять. Человечек молчит и становится прозрачным.

Однажды у Мальчика заболел друг, с которым он сидел за одной партой. Прошёл один день, второй день - а мальчик и не вспоминает о друге. Смотрит, а Стеклянный Человечек стал тёмный, как туча.

- Что я сделал или подумал плохого? - с тревогой спросил Мальчик.

- Ты ничего не сделал плохого, ничего не подумал плохого... Но ты забыл о своём друге.

Стыдно стало Мальчику, и он пошёл к больному другу. Понёс ему цветы и большое-большое яблоко, которое дала ему мама.

Так Стеклянный Человечек учил Мальчика жить. Это была его совесть.

Беседуем

Вопросы, представленные в рубрике «Беседуем», помогут развернуть тему урока на более глубокий уровень восприятия учащимися качеств изучаемой ценности.

Каждый ответ, данный учащимися, учитель должен внимательно выслушать. Важно обратить внимание на мнение каждого ученика. Если ученик не может ответить на вопрос, то необходимо задать наводящие вопросы. После ответов учитель делает заключение.

1. Когда человеку становится стыдно за свои поступки?

2. Чему учит человека его совесть?

3. Приведите примеры из жизни, когда вы поступали по совести.


  1. Позитивное высказывание (цитата)

Учитель знакомит учащихся с народной мудростью, предло­женной на этапе урока «Позитивное высказывание»:

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Данное высказывание рекомендуется использовать на двух уроках. Короткое и запоминающееся высказывание с глубоким нравственно-духовным смыслом выражает суть ценности, кото­рая изучается на уроке.

Для закрепления в памяти учащихся данного высказывания учитель задает вопрос: Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

При обсуждении высказывания важно подчеркнуть, что его содержание перекликается с основной идеей данного урока.



  1. Рассказывание истории (беседа)

Притча для детей и взрослых.

Совесть без муки

Нашел совестливый человек чужой кошелек.
А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось!
Обрадовался человек. Но не деньгам.
А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть.
Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой.
Да еще б и на вечность хватило!

Беседа

- Чему обрадовался человек?

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

- Почему надо возвращать найденные кошельки и деньги?


5. Творческая деятельность, групповая работа

Первое задание рекомендовано выполнить индивидуально ка­ждому ученику. Оно направлено на развитие воображения.

Ситуации, предложенные во втором задании, способствуют ос­мыслению учащимися своих действий в обоих случаях. Какое реше­ние примут ребята, к какому выводу придут, все это учитель должен корректно контролировать, поддерживая дискуссию и задавая на­водящие вопросы.

Задание 1 (выполняется в тетради).

Выполните рисунок на тему: «Красота вокруг нас».

Задание 2.

Разыграйте и объясните ситуации.

Ситуация 1.

Вы с другом остались в классе после уроков. Вы увидели на парте сотовый телефон своего одноклассника. Ваш друг предла­гает спрятать телефон и никому не говорить об этом.

Ваши действия.

Ситуация 2.

Вы обещали бабушке приехать к ней в гости на выходные, помочь убраться дома. Но ваши друзья пригласили вас погулять в парке.

Ваши действия.

Дополнительные задания из тетради ученика можно реко­мендовать в качестве домашней работы.



6. Домашнее задание

Дополнительные задания в тетради ученика рекомендуются выполнить дома совместно с родителями.

РТ № стр


Новая информация


Целью «Новой информации» является понимание учащими­ся изученного на уроках материала и закрепления полученных знаний и навыков.

Жить в ладу с собой - значит жить в ладу со своим вну­тренним голосом, голосом совести.

Поступать по совести - поступать правильно и честно, как подсказывает вам сердце.

Совесть - это голос сердца. Для каждого человека важна чи­стота его сердца.



7. От сердца к сердцу

Групповое пение

Если добрый ты

Сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.


Стр. 31

Анализ хода урока

(заполняет учитель после проведенного урока)

1.Стиль учителя:


2.Дисциплина на уроке:


3.Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока:


4.Творческий подход учителя:


5.Ведение рабочих тетрадей:








Просмотр содержимого документа
«Урок 7»

КСП по самопознанию в 1 классе

1 четверть 7 урок

Раздел I

МУДРОСТЬ ВЕКОВ

Школа:

Дата: «____»____________20___г.


ФИО учителя:


Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

ЛЮБОВЬ НЕ ТРЕБУЕТ НАГРАД

Цель:

выявить общечеловеческую ценность Любовь через осознание важности проявления бескорыстной любви.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие « делать добро ».

  2. Развить у детей умение делиться с окружающими.

  3. Воспитать проявление любви ко всему миру.

Ценность:

Любовь.

Качества:

делать добро, уметь делиться, любовь ко всем.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Методические рекомендации

Ресурсы

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой.

Говорят, что когда любовь приходит, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. А чтобы не отвлекаться, можно закрыть глазки и только слушать: золотистый солнечный луч, который входит в вашу голову, опускается ниже, согревает ваше горло и освещает центр груди. Там находится ваше духовное сердце. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него… А теперь представьте, что он раскрыл лепестки… И из него идет Свет Любви... Он доходит до вашей мамы… до папы… до вашего друга, где бы вы сейчас не находились. До всех людей во всем мире... А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах


  1. Проверка домашнего задания

РТ стр

В качестве опережающего домашнего задания к первому уроку данной темы рекомендована к прочтению притча «Ста­рик и яблоня». Целью опережающего домашнего задания явля­ется привлечение в учебный процесс родителей учащихся. Про­читав и изучив рассказ вместе с родителями дома, учащиеся, придя на урок, будут иметь первичные представления о теме предстоящего урока. Чтобы определить, читали дети рассказ дома или нет, учитель должен задать вопросы по содержанию. Целью данного метода является знакомство с содержанием тек­ста тех учащихся, кто по каким-либо причинам не смог прочи­тать его дома.

Читаем вместе

Старик и яблоня

Притча

Как-то раз, ближе к осени, позвал дед внука в сад. Взял он с собой лопату да маленькую яблоньку. Посадил дед яблоньку и говорит:

  • Вырастет яблонька и созреют на ней сладкие яблочки.

Внук спрашивает:

  • Дедушка, а скоро ли яблонька вырастет?

  • Не скоро, внучек, ты уж совсем большой станешь, а меня к тому времени уже и на свете не будет, не успею я попробовать сладких яблочек, - отвечает дедушка.

  • Зачем же ты, дедушка, эту яблоньку посадил, если ты Даже её яблочек не попробуешь? - удивился внук.

Улыбнулся дедушка:

- Я не попробую, другие попробуют, мне спасибо скажут.

Беседуем

Вопросы, представленные в рубрике «Беседуем», раскры­вают значение ценности, изучаемой на уроке. В пояснительной записке к данному методическому пособию приведены дидакти­ческие требования, четкие рекомендации по правильной поста­новке вопросов к беседе и учету возрастных особенностей уча­щихся.

Учащиеся приходят с помощью наводящих вопросов учите­ля прийти к пониманию того, что умение делать добро окружаю­щим является проявлением бескорыстной любви.

Каждый ответ, данный учащимися, учитель должен внима­тельно выслушать. Важно обратить внимание на мнение каждо­го ученика. После ответов учащихся учитель делает заключение.

  1. Почему человек стремится делать добро окружающим?

  2. Как проявляется любовь дедушки к людям?

  3. От чего ваше сердце наполняется радостью?


  1. Позитивное высказывание (цитата)

Учитель знакомит учащихся с казахской пословицей, пред­ложенной на этапе урока «Позитивное высказывание»:

Без любви, как без солнышка.

Короткая и запоминающаяся пословица с глубоким нрав­ственно-духовным смыслом выражает суть ценности, которая изучается на уроке.

Для закрепления в памяти учащихся пословицы учитель за­дает вопрос: Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Важно вывести учащихся к пониманию Любви как беско­рыстному служению обществу.


  1. Рассказывание истории (беседа)

Одно из наиболее глубоких стремлений человека - это поиск бескорыстной любви. Однако, по мере нашего роста, нам также необходимо испытать и любовь, ставящую определенные условия. Такая любовь, руководимая нравственными принципами и ожиданиями, зовет нас идти по пути духовного роста, стремиться к недостижимому. Например, родители могут гордиться или, наоборот, чувствовать разочарование в зависимости от успехов своих детей. В этом смысле родительскую любовь можно заслужить. Она помогает детям стать более независимыми и ответственными за свои поступки. Сознание того, что нам удалось сделать кого-то счастливым, приносит нам самим ни с чем не сравнимую радость. Это повышает нашу самооценку и позволяет нам почувствовать свою ценность. Конечно, родительская любовь должна быть терпеливой и прощающей, однако она также должна способствовать нашему росту, предъявляя нам определенные требования.
Любовь "с условиями", однако, может привести к пагубным последствиям, оставив в нас горькое чувство от того, что нас любят не за нашу личность, а только за то, что мы доставляем кому-то удовольствие. В этом случае любовь, будучи незрелой и эгоистичной, оказывается просто орудием контроля и препятствует проявлению нашего истинного "я". Мы должны выполнить определенные условия, и только тогда сможем получить любовь:
"Я буду любить тебя, если ты любишь меня".
"Я буду твоим другом, если ты будешь дружить со мной".


5. Творческая деятельность, групповая работа

Определив начальные знания учащихся о проявлении бес­корыстной любви, учитель предлагает выполнить задание 1 из учебника. Класс рекомендуется разделить на три-четыре группы и предложить разыграть сценки по отрывкам из сказок.

Задание 1.

Прочитайте отрывки из народных сказок. Отгадайте, из ка­ких сказок эти герои. Подумайте и скажите, как правильно нуж­но поступить героям?

Сказка 1.

Лисица притворилась, что не расслышала:

  • Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружо­чек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Сказка 2.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

  • Ох, добрый человек, и сама ещё ничего не ела: нечего.

Сказка 3.

Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:

  • Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала.

Второе задание из учебника в тетради ученика обозначено как задание 1. Данное задание можно рекомендовать в качестве самостоятельной работы как в классе, так и дома.

Задание 2 (выполняется в тетради).

Нарисуйте в тетради героя любимой сказки, который беско­рыстно помогал другим. Расскажите, почему вы выбрали имен­но его. Каким должен быть бескорыстный человек?

Также ученикам можно предложить выполнить задание 3 в тетради.

Впишите в пустые клетки буквы, помеченные цифрой «1» и прочитайте пословицу.

Упражнение дано в форме логической игры, что повысит интерес учащихся к теме урока. Угаданная пословица поможет учащемуся закрепить полученные знания.


6. Домашнее задание

Дополнительные задания в тетради ученика рекомендуются выполнить дома совместно с родителями.

РТ № стр


Новая информация


Новая информация дана на два урока. Целью «Новой инфор­мации» является понимание учащимися изученного на уроках материала и закрепления ими полученных знаний и навыков.

Любовь - это энергия, которая живёт в нашем сердце. Когда человек помогает и делает добро, в его сердце расцветает беско­рыстная любовь.

Бескорыстная любовь не требует наград, она сама себе на­града.

Любовь исходит от сердца. Она наполняет человека особой радостью, одаривает счастьем.



7. От сердца к сердцу

Групповое пение

Песня о Сказке

(к сказке «Легенда о сыбызгы»)

Сл. А. У. Исабековой

Стр. 38

Анализ хода урока

(заполняет учитель после проведенного урока)

1.Стиль учителя:


2.Дисциплина на уроке:


3.Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока:


4.Творческий подход учителя:


5.Ведение рабочих тетрадей:







Просмотр содержимого документа
«Урок 8»

КСП по самопознанию в 1 классе

1 четверть 8 урок

Раздел I

МУДРОСТЬ ВЕКОВ

Школа:

Дата: «____»____________20___г.


ФИО учителя:


Класс: 1 «____» класс.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока:

ЛЮБОВЬ НЕ ТРЕБУЕТ НАГРАД

Цель:

выявить общечеловеческую ценность Любовь через осознание важности проявления бескорыстной любви.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие « делать добро ».

  2. Развить у детей умение делиться с окружающими.

  3. Воспитать проявление любви ко всему миру.

Ценность:

Любовь.

Качества:

делать добро, уметь делиться, любовь ко всем.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Методические рекомендации

Ресурсы

  1. Организационный момент.

Позитивный настрой.

Говорят, что когда любовь приходит, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. А чтобы не отвлекаться, можно закрыть глазки и только слушать: золотистый солнечный луч, который входит в вашу голову, опускается ниже, согревает ваше горло и освещает центр груди. Там находится ваше духовное сердце. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него… А теперь представьте, что он раскрыл лепестки… И из него идет Свет Любви... Он доходит до вашей мамы… до папы… до вашего друга, где бы вы сейчас не находились. До всех людей во всем мире... А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах



  1. Проверка домашнего задания

РТ стр

Ко второму уроку данной темы в качестве опережающего Домашнего задания рекомендовано прочтение притчи «Мило­сердная женщина». Для определения усвоения учащимися про­читанного материала учителю необходимо задать вопросы по содержанию. Целью данного метода является знакомство с содержанием текста тех учащихся, кто по каким-либо причинам не смог прочитать его дома.

Милосердная женщина

Притча

Однажды две женщины ехали в автобусе. Они торопились на очень важную встречу. Когда автобус подъехал к нужной остановке, женщины заторопились к выходу. Выйдя из автобу­са, одна из женщин увидела мальчика, который выглядел блед­ным и явно чувствовал себя плохо. Женщина подошла к нему и начала оказывать ему помощь. Другая женщина в нетерпении начала торопить её:

  • Зачем ты ему помогаешь? Ведь ты его совсем не знаешь, а мы опоздаем на встречу.

  • А если бы с твоим ребёнком произошла подобная ситуа­ция, ты хотела чтобы рядом с ним оказался человек, который мог бы ему помочь?

Беседуем

Вопросы, представленные в рубрике «Беседуем», помогут развернуть тему урока на более глубокий уровень восприятия учащимися качеств изучаемой ценности.

Задавая наводящие, корректные вопросы, учитель может вывести учащихся на выявление главной ценности этой притчи.

    1. Какие качества побудили женщину помочь мальчику?

    2. Какие люди готовы оказать помощь в подобных ситуа­циях?

    3. Встречали ли вы людей, проявляющих бескорыстную любовь? Расскажите о них.



  1. Позитивное высказывание (цитата)

Учитель знакомит учащихся с казахской пословицей, пред­ложенной на этапе урока «Позитивное высказывание»:

Без любви, как без солнышка.

Короткая и запоминающаяся пословица с глубоким нрав­ственно-духовным смыслом выражает суть ценности, которая изучается на уроке.

Для закрепления в памяти учащихся пословицы учитель за­дает вопрос: Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Важно вывести учащихся к пониманию Любви как беско­рыстному служению обществу.



  1. Рассказывание истории (беседа)

В Шотландии, в Эдинбурге, тоже есть памятник собаке — скай терьеру Грейфрайерсу Бобби, который в течение четырнадцати лет охранял могилу своего владельца. Хозяином пса на протяжении двух лет был ночной обходчик полиции, он умер от туберкулеза.

Бобби пережил своего хозяина на четырнадцать лет, все эти годы он провел на его могиле, лишь иногда отбегая в ресторан недалеко от кладбища, где его подкармливали, или в ближайшие дома, чтобы переждать морозы.

В 1867 году Бобби, как собаку без хозяина, хотели уничтожить, но лорд-провост (мэр) Эдинбурга, сэр Уильям Чэмберс, взял пса под ответственность муниципалитета. Бобби получил ошейник с гравюрой из толстого латунного листа и надписью "Грейфрайерс Бобби от Лорд-мэра, 1867, разрешено". Этот ошейник в настоящее время демонстрируется в одном из музеев Эдинбурга.

Памятник Бобби был создан еще при жизни собаки в 1871 году и был открыт после его смерти в ноябре 1873 года перед местным баром "Грейфрайерс Бобби". Похоронили верного пса недалеко от могилы его хозяина. В мае 1981 года на могиле собаки был установлен красный гранитный камень. Надпись на камне гласит: "Грейфрайерс Бобби — скончался 14 января 1872 — возраст 16 лет — Пусть его верность и преданность будет уроком нам всем".


5. Творческая деятельность, групповая работа

Первое задание предполагает самостоятельную работу уча­щихся как в классе, так и дома. В тетради ученика данное зада­ние под номером 2.

Задание 1 (выполняется в тетради).

Нарисуйте в тетради символ бескорыстной любви. Что он для вас значит?


Задание 2.

Прочитайте пословицы. Объясните, как вы понимаете их смысл.

С хорошим поведёшься - хорошего наберёшься.

Благородно только то, что бескорыстно

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дополнительные задания, предложенные в тетради ученика, рекомендуются для домашнего выполнения совместно с родителя­ми. Например, задание 3: впишите в пустые клетки буквы, поме­ченные цифрой «1», и прочитайте пословицу. Начните с первой строки, затем переходите на вторую и так до последней строки.

Тесты для закрепления

По окончании раздела учащимся предлагается ответить на не­сложные вопросы теста. Основной целью тестирования является выяснение того, как меняются ценностные категории у учащихся и их отношение к ним. Учителю важно поощрять учеников быть честными.

Данные тесты предложены для выполнения в тетради.

      1. В своём классе вы случайно замарали чистые стены тёмной краской. Учитель спросил, кто это сделал. Как вы поступите?

        1. Вам совсем не стыдно, потому что не считаете себя винова­тым.

Б) Хоть вам и стыдно, но вы не признаётесь в этом.

        1. Просите извинения у учителя и моете стены.

      1. На день рождения вашей сестре подарили вазу. Бегая по квартире, вы задели вазу, она упала и разбилась. Никто этого не видел.

        1. Вы не считаете себя виноватым.

Б) Вы признаётесь, но не считаете нужным извиняться.

        1. Признаётесь и извиняетесь за свой поступок.


6. Домашнее задание

Дополнительные задания в тетради ученика рекомендуются выполнить дома совместно с родителями.

РТ № стр


Новая информация


Новая информация дана на два урока. Целью «Новой инфор­мации» является понимание учащимися изученного на уроках материала и закрепления ими полученных знаний и навыков.

Любовь - это энергия, которая живёт в нашем сердце. Когда человек помогает и делает добро, в его сердце расцветает беско­рыстная любовь.

Бескорыстная любовь не требует наград, она сама себе на­града.

Любовь исходит от сердца. Она наполняет человека особой радостью, одаривает счастьем.


7. От сердца к сердцу

Групповое пение

Песня о Сказке

(к сказке «Легенда о сыбызгы»)

Сл. А. У. Исабековой


Стр. 38

Анализ хода урока

(заполняет учитель после проведенного урока)

1.Стиль учителя:


2.Дисциплина на уроке:


3.Раскрытие нравственно-духовной глубины темы урока:


4.Творческий подход учителя:


5.Ведение рабочих тетрадей: