68 часов (из них 7часов-рег. компонент, 7-вн/чт.)
№ урока | Тема урока | Дата проведения урока планируемая | Дата урока фактическая |
1 | Введение. Русская литература и история. Выявление уровня литературного развития учащихся | | |
2 | Устное народное творчество. Русские народные песни. Лирические песни. Частушки. | | |
3 | Р/К Северные народные песни. | | |
4 | Исторические песни | | |
5 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве». | | |
6 | Предание «О покорении Сибири Ермаком» | | |
7 | Из древнерусской литературы Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | | |
8 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события | | |
9 | Из русской литературы 18 века Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Понятие о классицизме Чтение 1 действия комедии. | | |
10 | Чтение 2,3 действия комедии. Анализ эпизодов комедии. Проблема воспитания истинного гражданина | | |
11 | Чтение 4,5 действия комедии. Образы отрицательных и положительных героев. Социальная и нравственная проблематика комедии. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. | | |
12 | Р/Р Устное сочинение «Образы отрицательные и положительные в комедии «Недоросль» | | |
13 | Из русской литературы 19 века И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | | |
14 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Дума как жанр. «Смерть Ермака» | | |
15 | Р/К Ермак на Севере. | | |
16 | А.С.Пушкин. Рассказ о писателе. «История Пугачевского бунта». | | |
17 | А.С. Пушкин Роман «Капитанская дочка». Творческая история романа. Историческая правда и художественный вымысел в романе. | | |
18 | Формирование характера и взглядов Петра Гринева. Анализ 1 и 5 глав. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин | | |
19 | Падение Белогорской крепости. Анализ 6 и 7 глав Образ Маши Мироновой, ее душевная стойкость и нравственная красота. | | |
20 | Четыре встречи Гринева и Пугачева. Становление личности Петра Гринева под влиянием «благих потрясений».Изображение народной войны и ее вождя. Анализ 8-12 глав | | |
21 | Вн/чт. Троепольский «Белый Бим Черное Ухо» | | |
22 | Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию Подготовка к сочинению | | |
23 | А.С. Пушкин Стихотворение «19 октября». Анализ стихотворения. | | |
24 | А.С. Пушкин Стихотворение «К***», «Туча». Анализ стихотворений. | | |
25 | В/чт. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга | | |
26 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова Поэма «Мцыри» | | |
27 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы Р/Р Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» («Характеристика Мцыри») | | |
28 | Р/К Ф.А. Абрамов «Жила-была семужка» | | |
29 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве | | |
30 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» - как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки | | |
31 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | | |
32 | Хлестаков и Хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия Мастерство автора в создании речевых характеристик | | |
33 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» («Актуальна ли комедия Н.В.Гоголя в 21 веке?») | | |
34 | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в повести. Духовная сила героя и противостояние бездушию общества Роль фантастики в повествовании | | |
35 | Вн./чт Гоголь «Петербургские повести» («Нос») | | |
36 | Р/К В.А. Каверин «Два капитана» | | |
37 | Р/К. В.А. Каверин «Два капитана» | | |
38 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные для писателя порядки | | |
39 | Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. | | |
40 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о жанре рассказа | | |
41 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала» | | |
42 | «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Моральная ответственность человека за все происходящее | | |
43 | Поэзия родной природы: стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова | | |
44 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | | |
45 | Психологизм рассказа А.П.Чехова «О любви» | | |
46 | Из русской литературы 20 века И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика | | |
47 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье Р/Р «Что значит быть счастливым?» Подготовка к сочинению по произведениям Н.С. Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна | | |
48 | Вн/чт А.А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» | | |
49 | А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока. Цикл «На поле Куликовом» | | |
50 | А.А. Блок «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл. | | |
51 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему | | |
52 | И.С.Шмелев. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | | |
53 | М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне» | | |
54 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий | | |
55 | Ироническое повествование о прошлом и современности по произведениям Тэффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни» | | |
56 | А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Автор и его герой в поэме | | |
57 | Идейно-художественное и композиционное своеобразие поэмы. Утверждение жизнестойкости, оптимизма и других светлых черт русского национального характера | | |
58 | А.П.Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение» | | |
59 | Вн/чт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. Урок-конкурс на лучше чтение стихов | | |
60 | В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Тема детства в его творчестве. Отражение реалий довоенного времени в рассказе Красота души русских людей | | |
61 | Р/К Поэзия Н.М. Рубцова | | |
62 | Вн/чт. Поэзия русских поэтов о России Р/К Поэзия Ольги Фокиной | | |
63 | Из зарубежной литературы ( У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Писатель и его время. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | | |
64 | Ж.-Б.Мольер Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Особенности классицизма. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | | |
65 | Комедийное мастерство Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. | | |
66 | Дж.Свифт – сатирик. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | | |
67 | В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | | |
68 | Вн./чт. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Рекомендации по чтению книг летом | | |