СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные разработки 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки: ‘Фольклор в музыке русских композиторов’

Просмотр содержимого документа
«Поурочные разработки 5 класс»

Конспект урока музыки: ‘Фольклор в музыке русских композиторов’



Возраст учащихся: 5 класс

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Задачи:

  1. Образовательная:

 закрепить знание терминов “миниатюра”, “программная музыка”, инструменты симфонического и народного оркестра;

познакомить:

- с термином “лейтмотив” и его ролью в произведении;

- со сказочной картинкой кикиморы в сказке А.Н.Толстого “Кикимора”;

- с симфонической картинкой А. К. Лядова “Кикимора”;

  1. Развивающая:

формировать познавательный интерес к симфонической музыке.

развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев;

развивать навыки пения под фонограмму «-»

  1. Воспитательная

воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки

  1. Мотивационная:

побудить детей к выразительному, эмоциональному чтению сказки А.Н.Толстого;

Ход урока

№ Этапы работы


                                                      Содержание этапа




Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.








2.































3.




4.

















5.

 

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.

Ознакомление с новым учебным материалом.

  1. Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать  цель урока.

  1. Опрос учащихся по заданному материалу.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

Вспомнить имя отчество русского композитора. Жанр музыкального произведения .

Цель, которую учитель хочет достичь: уметь оперировать понятиями «Жанр». Програмность музыки

Методы организации работы: словесные

  1. Открытие новых знаний.

Цель: обсудить наиболее яркие художественно-выразительные интонации жанра, познакомить с образно-эмоциональной палитрой произведений

Методы: наглядно-слуховой, моделирование, эмоциональной отзывчивости, метод наблюдения за музыкой.

Закрепление учебного материала

Цель: научиться определять художественно-эмоциональные особенности жанра

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования определять художественно-эмоциональные особенности жанра

Задачи:

-применять полученные знания

-давать адекватную самооценку

Методы: репродуктивные





  1. Рефлексия

Цель:  осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Домашнее задание

Цель: закрепить умения.

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение определять на слух  лейтмотив и свободно  ориентироваться в выборе средств музыкальной выразительности, уметь выявлять особенности жанра.

- (учитель поет): Здравствуйте, ребята! -Садитесь! - Я очень рада вас видеть! И надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас удивительным путешествием в мир искусств, которые подарят вам много новых впечатлений и эмоций!

“Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая - Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью - лежит Моря на печи, - не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”. Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке? Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической картинкой А.К. Лядова “Кикимора”. Но, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия прошлого урока. В прошлом году  мы с вами уже знакомились с  замечательным  русским композитором   Лядовым  и слушали его сочинение. Как звали композитора? Как  называется произведение?

Правильно.

 В каком жанре она написана?

Молодцы, вы хорошо запомнили эти термины.

Знакомство с термином “лейтмотив”

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним важным термином - “лейтмотив”. Большую роль в создании картинки играют музыкальные реплики. Давайте разбираться, что это такое? Вспомним героев сказки “Теремок”.

Каждый новый герой сказки начинает свою речь с особых, только ему присущих слов. Какие это слова?

Эта реплика сохраняется у героя на протяжении всей сказки. В музыке такая реплика называется “лейтмотив”, что в переводе с немецкого означает “ведущий мотив”. Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя, явления или идеи. И также как в сказке, лейтмотивы повторяются много раз по ходу развития сюжета. А сейчас проведем игру “Теремок” и проверим, как вы поняли определение “лейтмотив”.

(Ролевая игра “Теремок”)

Вспомните названия “сказочных картинок” А. К. Лядова.

Все эти картинки написаны для симфонического оркестра. Вашему вниманию я предлагаю карточки с названиями инструментов, но они заколдованные, злая колдунья раздробила слова на части. Из предложенных букв, нужно составить названия инструментов и разделить их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой - народного.

Игра “Составь название” 5. Знакомство с персонажем сказки А.Н.Толстого “Кикимора”.

Сегодня мы с вами познакомимся со сказочной картинкой “Кикимора”. Кто такая кикимора? Откройте учебники, и прочитайте, как Алексей Толстой описывает  Кикимору.

 Характер замечательно изображен в сказке А.Н.Толстого, а вот каков портрет: Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара - злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”. В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер. (Учитель предлагает послушать вступление, после чего дети, под руководством учителя, делят его на фрагменты с соответствующими лейтмотивами) Мы прослушали начало произведения (вступление). Можно ли его разделить на несколько частей? Какой характер у вступления? Его исполняют низкие кларнеты и фаготы  Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. Это будет первый лейтмотив. Это звучание английского рожка, похожее на “колыбельную” - второй лейтмотив. А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста.  Какое у нее звучание?

Она рисует нам “хрустальчатую колыбельку” - третий лейтмотив.

После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.

(Cлушание быстрой части, которая характеризует главную особу – Кикимору)

И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит. Давайте мы все вместе споем ей колыбельную – второй лейтмотив.  Как исполняют колыбельные песни?

7. Хоровое исполнение песни  «Колыбельная» Р.Паулса

этапы вокально-хоровой работы:

а) работа над певческой постановкой корпуса;

б) распевка;

в) повторение текста всей песни;

г) хоровое исполнение песни.

А давайте теперь попробуем ответить на вопросы викторины. Тем самым мы сможем проверить полученные сегодня новые знания.

проводится тест – викторина

-Спасибо вам всем за работу на уроке! Я надеюсь, что вы сегодня получили большой заряд положительных эмоций и хорошего настроения! Давайте подведём итоги нашей сегодняшней деятельности. Как вы сами оцениваете, что у вас получилось, что не очень?

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Что нужно сделать ещё?

- Да, это и будет нашей следующей целью.

- Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?

Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.

До свидания


(поют хором): Здравствуйте, учитель!

Про Кикимору.




Анатолий Константинович

Программная пьеса “Музыкальная табакерка”.

Симфоническая миниатюра.

Дети называют героев сказки.

Мышка – пи – пи – пи, лягушка – ква – ква, петух – ку - ка - ре – ку.

“Волшебное озеро”, “Баба – Яга”, “Кикимора”.



Это сказочный персонаж, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная.

можно.







Самое начало медленное, зловещее.

Далее музыка мягкая, напевная

Музыка как – будто звенит.

Писком кикиморы.

Мягко, нежно, напевно, чтобы не разбудить уснувшего.

Дети отвечают на вопросы викторины

(Дети дают оценку своей работе).









Познакомиться с симфонической сказкой «Кикимора». Что такое «лейтмотив»

-Да

- Работать над интонационно –образным исполнением песни.

-Ответы детей.

- До свидания!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!