СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные разработки факультативного курса подготовки индивидуального проекта

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочные разработки факультативного курса, представляют собой 16 модулей, отражающих разностороннюю информацию об организации проектной и исследовательской.

Просмотр содержимого документа
«Поурочные разработки факультативного курса подготовки индивидуального проекта»

ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №1


Тема занятия: Понятие проекта. Виды проекта.

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать представление о проектной деятельности, основных типах проектов, определить предпочтения для выбора темы.

Формирование УУД:

Личностные действия: планирование индивидуального проектного задания.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.


Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер, мультимедиа 

 

Актуализация знаний (7 минут)

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Что необходимо человеку, чтобы создать что-то необычное, особенное?

2. Какие шаги он должен предпринять?

 

 

 

Предлагают свои варианты:

 Творческие способности, фантазию

 

- наметить план работы

- изучить информацию

- подобрать материалы

- рассчитать время на реализацию.

Компьютер, мультимедиа

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи (5 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Проект. Виды проектов

 

Проговаривает цель урока:

- ознакомиться с понятием «проект», «проектная деятельность»;

- изучить виды проектов;

- определить предпочтения для дальнейшего выбора темы проекта

При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

 

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

 


«Открытие новых знаний»  (10 минут)

Объяснение понятий:

 

 

1.Что такое проект?

 

 

 

 

2.Что такое проектная деятельность?

 

3. Типы проектов

Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).

Делают записи в тетрадь

Проект – (от лат. projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. 

Разработка и выполнение проекта составляют проектную деятельность.

Делают записи в тетрадь о типах проектов

 





Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление (10 минут)

Предлагается задание: необходимо придумать и записать 5 возможных тем проектов по географии.

Наблюдает за работой.

Обсуждение тем предложенных учащимися.

Предлагается задание: Выбрать одну из предложенных тем и доказать, что она является проектной.

Какая из предложенных товарищем тем заинтересовала вас больше всего? Почему?

Индивидуальная (групповая) работа

Обсуждение

 

  

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Предлагается задание: Определите, какие виды деятельности из списка относятся к проектам, а какие – нет. Почему?

- Создание нового продукта.

- Реорганизация структуры фирмы.

- Разработка нового транспортного средства.

- Строительство склада.

- Проведение выборной кампании партии.

- Внедрение системы автоматического учета на складе.

Обсуждение

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Рефлексия деятельности учащихся (5 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер, мультимедиа, тетрадь


Итог урока (5 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 

Полный инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают д\з:

Определить предметную область и ряд интересующих тем для подготовки итогового проекта

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 







ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №2


Тема занятия: Определение проблемы и актуальности проекта.

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать представление о проблеме проекта. Научиться определять актуальность проекта.

Формирование УУД:

Личностные действия: планирование индивидуального проектного задания.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

мультимедиа

Актуализация знаний (4минут)

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Что такое проблема проекта?

2. Что такое актуальность?

Предлагают свои варианты:

- Сложный вопрос, требующий решения

- Почему этим нужно заниматься?

Компьютер;

мультимедиа

Постановка учебной задачи (5 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Определение проблемы и актуальности проекта. 

Проговаривает цель урока:

- ознакомиться с понятием «проблема», «актуальность»;

- научится определять проблему и актуальность

При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

 

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 


«Открытие новых знаний»  (7 минут)

Объяснение понятий:

 

 

1.Что такое проблема?

 

 

2.Что такое актуальность?


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание)

Делают записи в тетрадь

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения.


Актуальность – важность, значимость чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Первичное закрепление (16 минут)

Предлагается задание: Сформулируйте проблемные вопросы, загрязнения планеты в масштабах:

А) планеты Земля

Б) России

В) родного города

Г) вашей исследовательской группы

Наблюдает за работой.

Обсуждение проблемных вопросов.

- Какую из проблем вам интереснее всего решить? Почему? Приведите не менее трех аргументов.

Индивидуальная (групповая) работа

Обсуждение

 

  

Компьютер, мультимедиа

 

Предлагается задание: Прочитайте фрагмент научного текста «Проблема энергосбережения в России».

В середине 1990-х годов был принят Федеральный закон «Об энергосбережении», основной целью которого является стимулирование применения более эффективных технологий, которые в перспективе приведут к значительной экономии энергоресурсов.

В целом по России лишь примерно 10% промышленных предприятий инвестируют капитал в энергосберегающие проекты. Уже в ближайшей перспективе необходимо уделять значительное внимание повышению эффективности использования электроэнергии.

По расчетам специалистов, благодаря внедрению эффективных энергосберегающих технологий в России может быть достигнуто годовое сокращение потребления электроэнергии к 2010 г. на 112 млрд кВтч.

Поэтому необходим рост инвестиций не в производство электроэнергии, а в энергосберегающие технологии, а также в использование новых или альтернативных источников энергии, что даст возможность обеспечить в стране экономию энергоресурсов, особенно минерального топлива, и будет способствовать уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.

- Вы согласны, что эта проблема актуальна? Смог ли автор текста убедить вас в этом? Почему? Ответ запишите.

Предлагается задание: Запишите проблемный вопрос, который Вам было бы интересно решить в рамках интересующей Вас темы.

 Читают предложенный фрагмент текста. Записывают собственное мнение о актуальности данного текста

 

 

 

 


Компьютер, мультимедиа

 

 

 

 


Рефлексия деятельности учащихся (5 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Итог урока (5 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 

Полный инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают д\з:

Подготовьтесь к импровизированной конференции своего классного коллектива. Пусть каждый участник расскажет об актуальности выбранной им проблемы: время на доклад – 3 минуты, на обсуждение – 2 минуты. Помните, что по правилам научной дискуссии вопросы выступающему задают после окончания его доклада.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь



ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №3


Тема занятия: Тема проекта

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать представление о теме проекта. Научиться определять тему проекта.

Формирование УУД:

Личностные действия: определять область своих познавательных интересов;

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

мультимедиа

 

 

Проверка домашнего задания (15 минут)

- Домашним заданием было подготовиться к импровизированной конференции

- Пусть каждый участник расскажет об актуальности выбранной им проблемы: время на доклад – 3 минуты, на обсуждение – 2 минуты. Помните, что по правилам научной дискуссии вопросы выступающему задают после окончания его доклада.

Выступают с подготовленными материалами

Компьютер;

мультимедиа

Актуализация знаний (4 минут)

- Выполнение проекта начинается с выбора темы исследования. Правильный выбор темы определяет возможность выполнения грамотного исследования, получение достоверных результатов и высокую оценку работы. 

- Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других.

- Попробуйте задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь.

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное

время?

4. Что из изученного в школе хотелось бы

узнать глубже?

5. Есть ли что-то такое, чем я особенно

горжусь?

Предлагают свои варианты ответа, на поставленные вопросы

 


Компьютер, мультимедиа, тетрадь 

 

Постановка учебной задачи (2 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Тема проекта

Проговаривает цель урока:

- ознакомиться с понятием «тема»;

- выбрать тему, своего будущего проекта


При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

 

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь.

 

 


«Открытие новых знаний»  (3 минут)

Объяснение понятия:

 

 

1.Что такое тема?

 

- Основные требования к выбору темы:

1.Тема должна быть актуальной, то есть иметь определенную новизну и практическую полезность;

2.Тема должна быть интересной и оригинальной, то есть иметь «изюминку»;

3.Тема должна быть конкретной, то есть не очень объемной;

4.Тема должна предусматривать реальные возможности и сроки выполнения.

Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).

Делают записи в тетрадь

Тема (название) проекта (Как назвать то, чем мы собираемся заниматься?)

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Первичное закрепление (8 минут)

Предлагается задание: Объединитесь в группы по 5–6 человек. Обсудите, какие темы проектных работ можно предложить для проверки состава почв. Выберите и запишите 3 наиболее удачные темы.

Групповая работа

Обсуждение

 Делают записи в тетрадь

  

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Предлагается задание: Представьте свои темы для обсуждения в классе. Запишите, какие ошибки были отмечены в ваших формулировках.

 Предлагают свои темы, исправляют ошибки в формулировках

 

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Предлагается задание: Запишите тему работы по интересующей вас проблеме. Это и будет тема вашей проектной работы.

Определяют тему будущего проекта

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Рефлексия деятельности учащихся 3 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер, мультимедиа, тетрадь


Итог урока (2 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 

Полный инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают д\з: Обдумать выбранную тему проекта, попытаться подобрать возможную литературу, для подготовки проекта


Компьютер, мультимедиа, тетрадь



ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №4


Тема занятия: Источники информации. Ссылки и правила цитирования.

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать представление о разновидностях источников информации. Освоить правила цитирования.

Формирование УУД:

Личностные действия: искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

мультимедиа

 

 

Актуализация знаний (5 минут)

- Качественное выполнение проекта невозможно, без подбора источников информации. Найденные сведения – это начало важной части вашей работы, а именно обзора литературы. В него вы будете добавлять нужную информацию по мере выполнения проекта.

- А грамотное оформление и соблюдение правил цитирование, гарантирует отсутствие проблем с оформление проекта

Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).

Компьютер;

мультимедиа

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи (3 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Источники информации. Ссылки и правила цитирования.

Проговаривает цель урока:

- выбрать источники информации для своего будущего проекта


При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

 

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

 


«Открытие новых знаний»  (20 минут)

Предлагается задание: Найдите (в Интернете, кабинете географии или школьной библиотеке) и запишите 10 ссылок на разные типы источников информации по выбранной теме проекта. Используйте образец.

Книга или монография

Правильно оформленную ссылку можно найти в книге на второй или последней странице.

Образец

География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2018. – 207.

Статья в журнале

Образец

Воробьев В.В., Антипов А.Н., Белов А.В., Рященко С.В., Лобанова Т.А. Эколого-географические основы планирования и развития туризма в Байкальском регионе // География и природные ресурсы. – 1994. – № 3. – С. 49 – 54.

Интернет-источник

Образец

–Экономическая география России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100)/ Т.Г. Морозова [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 479 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8596.html – ЭБС «IPRbooks» (Дата обращения: 13.01.2022)

Осуществляют подбор источников информации, оформляют ссылки по образцу

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Первичное закрепление (7 минут)

Предлагается задание: Обменяйтесь тетрадью с товарищем и проверьте правильность оформления ссылок друг у друга.

После обсуждения с учителем укажите, сколько у вас верно записанных ссылок.

Работа в парах, взаимопроверка

Обсуждение

 


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

Рефлексия деятельности учащихся 3 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер, мультимедиа


Итог урока (4 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 

Полный инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают д\з: Подобрать 10 источников литературы и оформить по всем правилам цитирования.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 













ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №5


Тема занятия: Объект и предмет работы

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать представление о объекте и предмете проекта.

Формирование УУД:

Личностные действия: планирование индивидуального проектного задания.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

мультимедиа

 

 

Актуализация знаний (4минут)

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Что такое объект работы?

2. Что такое предмет?

 

 

 

Предлагают свои варианты:

- Это то, что изучают

- Это определенные стороны объекта, его свойства или особенности


Компьютер;

мультимедиа, тетрадь

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи (5 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Объект и предмет работы

Проговаривает цель урока:

- ознакомиться с понятием «объект», «предмет»;

- научится определять объект и предмет работы


При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

 

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

 


«Открытие новых знаний»  (7 минут)

Объяснение понятий:

 

 

1.Что такое объект;

 

 

2.Что такое предмет;


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание)

Делают записи в тетрадь

Объект – то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания (то что непосредственно, хотим изучить).

Предмет – определенное свойство (часть) реально существующей вещи (объекта), которое представляет для нас интерес, и именно с ним мы начинаем экспериментировать.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Первичное закрепление (18 минут)

Предлагается задание: Прочитайте представленные пары объект–предмет. Отметьте, какие пары даны верно, какие нет.

Объект

Предмет

Озеро Байкал

Проведение экскурсии на тему «Уникальные виды льда»

Создание 3D карты г.Иркутска

Программа QGIS

Народы, населяющие Иркутскую область

Создание карты.

Создание информационно- справочного сборника/энциклопедии.

Наблюдение за погодой

Метеостанция в школьных условиях

Топонимика нашего края

Карта и/или словарь топонимов Иркутской области

Горные породы и минералы

Создание коллекции горных пород.

Создание школьного музея личных коллекций минералов.

Фотоальбом.


Индивидуальная работа

Обсуждение

 

  

Компьютер, мультимедиа

 

Предлагается задание: Запишите названия работ троих ваших одноклассников. Предложите, какие у трех работ могут быть объекты и предметы.

Выполняют задание делают записи в тетрадь

 

 

 

 


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

 

 

 


Предлагается задание: Сформулируйте объект и предмет своей работы

Делают записи в тетрадь

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Рефлексия деятельности учащихся (5 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер, мультимедиа


Итог урока (3 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 











ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №6


Тема занятия: Цель и задачи работы

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать представление о целях и задачах проекта. Научиться ставить цель и задачи.

Формирование УУД:

Личностные действия: планирование индивидуального проектного задания.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

Мультимедиа

 

 

Актуализация знаний (4 минут)

- Очень важным этапом работы является формулировка цели и задач исследования. Грамотно и четко сформулированные цель и задачи работы в большой степени определяют успех всего исследования.

- Учащимся предлагается ответить на вопросы:

1. Что такое цель проекта?


2. Что такое задачи проекта?


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).


Предлагают свои варианты:

Цель проекта (Что мы хотим получить в результате проекта?)

Задачи проекта (Что нужно сделать, чтобы достичь цели исследования?)

Компьютер;

Мультимедиа

 

 

 

 

Постановка учебной задачи (3 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Цель и задачи работы (проекта).

Проговаривает цель урока:

- Определить цель и задачи проекта

- Ознакомиться с понятиями «цель», «задачи»


При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

«Открытие новых знаний»  (7 минут)

Объяснение понятий:

 

 

1.Что такое цель;

 

 

2.Что такое задачи;


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание)

Делают записи в тетрадь

Целью проекта является создание проектного продукта, наличие (или отсутствие) которого легко проверить.

Задачи проекта служат средством реализации цели, носят инструментальный характер и формулируются в виде конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Первичное закрепление (20 минут)

- Цель проектной работы должна быть:

1) конкретной;

2) достижимой;

3) измеряемой;

4) актуальной.

Часто добавляют еще один важный критерий: ограниченность во времени.

Работа в парах, взаимопроверка

Обсуждение

 


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

Предлагается задание: Проверьте цели на соответствие четырем главным критериям.

№ п/п

Цель

Конкретная

Достижимая

Измеряемая

Актуальная

1

Оценка загрязнения воды (выхлопными газами, табачным дымом, взвесями и т.д.)





2

Формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе





3

Исследование воздействия света, тепла и влаги, хозяйственной деятельности человека на компоненты природного комплекса





4

Оценка степени измененности человеком рельефа типичных природных комплексов






Выполняют предложенное задание

Компьютер, мультимедиа, тетрадь


Предлагается задание: Сформулируйте цель вашей работы. Докажите, что она отвечает главным критериям.

Цель моей работы:

Цель является достижимой потому, что

Цель является измеряемой потому, что

Цель является актуальной потому, что


Записывают цель и описывают ее

Компьютер, мультимедиа, тетрадь


Рефлексия деятельности учащихся ( 3 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер, мультимедиа


Итог урока (5 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 

Полный инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают д\з: Подобрать по 3-5 возможных задач, для достижения поставленной цели проекта



Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 























ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №7


Тема занятия: Гипотеза

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать представление о гипотезе. Научиться определять гипотезу.

Формирование УУД:

Личностные действия: планирование индивидуального проектного задания.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

Мультимедиа

Проверка домашнего задания (12 минут)

- В качестве домашнего задания, вам было предложено подобрать по 3-5 задач, для осуществления цели своего проекта.

- Пусть каждый участник озвучит подобранные задачи и мы проведем совместное обсуждение.

Зачитывают поставленные задачи для реализации цели

Обсуждают, вносят корректировки

Компьютер, мультимедиа

Актуализация знаний (4минут)

Учащимся предлагается ответить на вопрос:


1.Что такое гипотеза?

Предлагают свои варианты:

- Это предположение или догадка, требующие доказательств.

Компьютер;

Мультимедиа.


Постановка учебной задачи (3 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Гипотеза

Проговаривает цель урока:

- ознакомиться с понятием «гипотеза»;

- научится определять гипотезу проекта

При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

 

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

«Открытие новых знаний»  (7 минут)

Объяснение понятий:

 

 

1.Что такое гипотеза


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание)

Делают записи в тетрадь

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и подтверждения фактами; не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Первичное закрепление (8 минут)

Предлагается задание: Прочитайте утверждения. Какие из них являются гипотезами? Отметьте их.

Утверждение

Да/Нет

При грамотном использовании новых технологий возможно хозяйственное использование зоны вечной мерзлоты


Если учащиеся будут больше знать об источниках энергии и их содержание, то будут бережно относится при использовании и потреблении в быту


Вода – основа жизни на Земле


Видовой состав растений зависит от химических параметров находящихся рядом водных источников


Обменяйтесь тетрадями с товарищем. Проверьте, какие утверждения ваш товарищ отнес к гипотезам, а какие нет. Во всём ли вы с ним согласны? Если нет, почему? Ответ запишите.

Индивидуальная работа

Обсуждение

 

  

Компьютер, мультимедиа

 

Предлагается задание: Запишите гипотезу для своей работы (если это необходимо).

Выполняют задание, делают записи в тетрадь

 

Компьютер, мультимедиа

Рефлексия деятельности учащихся (5 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер, мультимедиа

Итог урока (3 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 































ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №8


Тема занятия: Метод и методика

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать представление о методе и методике.

Формирование УУД:

Личностные действия: планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

Мультимедиа

 

 

Актуализация знаний (6 минут)

- Учащимся предлагается ответить на вопросы:



1. Что такое метод?

2. Что такое методика?


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).

Предлагают свои варианты:

Метод – это прием или способ действия

Методика – конкретная пошаговая инструкция определения необходимых методов для проведения какой-либо работы


Компьютер;

Мультимедиа

 

 

 

 

Постановка учебной задачи ( 3 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Метод и методика


Проговаривает цель урока:

- Ознакомиться с понятиями «метод», «методика»

- Подобрать необходимый методы для работы над индивидуальным проектом


При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

 

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

 


«Открытие новых знаний»  ( 18 минут)

Объяснение понятий:

 

 

1.Что такое метод;

 

 

2.Что такое методика;


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание)

Делают записи в тетрадь

Метод – совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели.

Методика, отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Изучение методов исследование применяемых в индивидуальных проектах школьников:

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений.

Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не включённое – "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Однако метод наблюдения, имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Опрос (анкетирование)

Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.

Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.

Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты.

Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Беседу и интервью называют очным опросом "лицом к лицу", анкетирование – заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

План беседы, интервью и анкета – это перечень вопросов (вопросник).

Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Эксперимент

Особую роль в исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.

Собственно, эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.

Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.

Описательный метод – заключается в описании объектов и явлений;

Сравнение – сопоставление «целого» и «его частей», или «похожего», нахождение черт сходства и различий;

Исторический метод – сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами.

Записывают формулировки различных методов исследования используемых в проектах школьников

Задают вопросы

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Первичное закрепление ( 7 минут)

Предлагается задание: На основе вышеизложенных характеристик методов, подберите те, которые вы будете использовать в своей работе, и запишите их.

Выполняют предложенное задание

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Рефлексия деятельности учащихся ( 3 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер, мультимедиа

Итог урока (5 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 





ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №9


Тема занятия: Планирование работы

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать представление о плане работы. Научиться планированию.

Формирование УУД:

Личностные действия: планирование индивидуального проектного задания.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

Мультимедиа

 

 

Актуализация знаний (5 минут)

- Учащимся предлагается ответить на вопросы:



1. Что такое план?


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).

Предлагают свои варианты:

План – система заранее обдуманных мероприятий для реализации цели.

Компьютер;

Мультимедиа

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи (3 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Планирование работы

Проговаривает цель урока:

- Ознакомиться с понятием «план»

- Разработать предварительный план для реализации индивидуального проекта


При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

 


«Открытие новых знаний»  ( 17 минут)

Объяснение понятий:

 

 

1.Что такое план


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание)

Делают записи в тетрадь

План – заранее намеченная система деятельности, предусматривающая поря-док, последовательность и сроки выполнения работ.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

- К этому этапу работы над своим исследованием или проектом вы уже выбрали тему, определили цели, задачи и методики. Пришло время спланировать проведение экспериментальной части. Подумайте, когда и где вы будете проводить эксперименты, создавать модели и т.д.

Вполне вероятно, что выполнять работу вам придется не только на занятиях, но и во внеурочные часы. Ведь хорошо выполненная работа требует много времени и сил. Заполните таблицу (если какой-то этап работы уже выполнен, запишите в соответствующей строке «сделано»).

Этапы работы

Содержание работы

Требуемое время

Выбор темы проекта



Обсуждение цели, задач и критериев оценки выполнения проекта



Ознакомление с литературой и формирование общей части литературного обзора



Подбор методов и методик проектирования



Проведение работ



Этап 1



Этап 2



Работа со списком литературы



Оценка результата выполнения проекта, соответствие исходным критериям



Оформление работы в виде презентации




Заполняют таблицу

Задают вопросы

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Первичное закрепление ( 12 минут)

Предлагается задание: На основе выполненной таблицы, сформулировать невыполненные виды работ по своему проекту и указать их сроки выполнения. Рассчитать запасы времени по работам проекта.

Выполняют предложенное задание

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Рефлексия деятельности учащихся ( 3 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер, мультимедиа

Итог урока (5 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 



















ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №10


Тема занятия: Результаты и их обработка

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать представление о результатах и их обработке.

Формирование УУД:

Личностные действия: распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.


Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

мультимедиа

 

Актуализация знаний (4 минут)

- Учащимся предлагается ответить на вопросы:



1. Что такое результат?


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).

Предлагают свои варианты:

Результат – конечный итог кого-либо процесса

Компьютер;

мультимедиа

 

 

 

 

Постановка учебной задачи (3 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Результаты и их обработка

Проговаривает цель урока:

- Ознакомиться с понятием «результат»

- Научиться обрабатывать и анализировать результаты работы над проектом


При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

 


«Открытие новых знаний»  (17 минут)

Объяснение понятий:

 

 

1.Что такое результат?


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание)

Делают записи в тетрадь

Результат – это главный итог, который вы получите после проведения экспериментов или достижения задуманного в проекте.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

- Проектный продукт является воплощением результата работы, найденного автором способа решения исходной проблемы проекта.

По своему виду проектные продукты могут быть:

- материальными – модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;

- действенными – мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);

- письменными – статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру.

- Соотношение типа проекта и жанра проектных продуктов:

- Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных видов.


- Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда – в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.

- В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже – мероприятия (например, проведение урока, игры или организация турнира).

- Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.

Записывают виды проектных продуктов

Задают вопросы, обсуждают

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Первичное закрепление (10 минут)

Для разработки проектного продукта, важным этапом является обработка полученных результатов.

Предлагается задание: На основе выполненной таблицы, обдумать и записать недостающие элементы для выполнения этапов работы над проектом. Обозначить для себя временные рамки.

Выполняют предложенное задание

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Рефлексия деятельности учащихся ( 3 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер, мультимедиа

Итог урока (5 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 













ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №11


Тема занятия: Результаты и их обработка

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: Научиться обрабатывать полученные результаты.

Формирование УУД:

Личностные действия: планирование индивидуального проектного задания.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

мультимедиа

 

 

Актуализация знаний (5 минут)

- На предыдущем занятии нами было изучено понятие «результат». Сегодня же, нам предстоит научиться обрабатывать полученные результаты, в зависимости от формы их представления

Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).


Компьютер;

мультимедиа

Постановка учебной задачи (3 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Результаты и их обработка

Проговаривает цель урока:

- Научиться обрабатывать и анализировать результаты работы над проектом

При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 


Первичное закрепление (21 минут)

- Начните с объединения полученных данных из лабораторного журнала в таблицу.

Пример

Таблица 1. Результат исследования бутилированной воды, реализуемой в торговой сети г. Иркутск


Образец

1

2

3

4

5

6

pH

4

4,5

5,2

5

6

4


Предлагается задание: Данные из своих наблюдений внесите в шаблон таблицы 2. Дайте ей название.

Таблица 2. ………………………

Параметр измерений

Образец

1

2

3

4

5

6






















Дайте пояснения к таблице: какие образцы, где и как отобраны.

Если необходимо, составьте таблицу (или несколько таблиц) с другими полученными данными. Помните, что у каждой таблицы должно быть название и единицы измерения показателя.

Выполняют предложенное задание

Обсуждают результаты

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

- Перейдем к графическому представлению данных: построим графики и диаграммы разных типов. Их можно нарисовать от руки, но лучше использовать компьютерные программы.

Гистограмма – способ графического представления табличных данных в виде столбцов.

Пример

Построим гистограмму кислотности проб воды на основе данных таблицы 1.

По оси Y отложим рН, по оси Х – номер образца (рис. 1).

Рис. 1. рН бутилированной воды (Образец)

Предлагается задание: Используя вспомогательный шаблон, постройте гистограмму на основе собственных данных.


- Круговая диаграмма – это диаграмма, которая похожая на пирог. Чем больше значение величины, тем больше доля.

Пример

Рис. 2. рН бутилированной воды (Образец)


Предлагается задание: Используя вспомогательный шаблон, постройте гистограмму на основе собственных данных.



Рефлексия деятельности учащихся ( 5 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер, мультимедиа

Итог урока (5 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 











ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №12


Тема занятия: Анализ и обсуждение результатов

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: Научиться анализировать полученные данные.

Формирование УУД:

Личностные действия: ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

Мультимедиа

 

Актуализация знаний (4 минут)

- Учащимся предлагается ответить на вопросы:




1. Что такое анализ?


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).

Предлагают свои варианты:

Анализ ­– это метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо.

Компьютер;

Мультимедиа


 

 

 

 

Постановка учебной задачи (3 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Анализ и обсуждение результатов

Проговаривает цель урока:

- Ознакомиться с понятием «анализ»

- Научиться обобщать полученные данные. Строить суждения, умозаключения, выводы.


При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

 


«Открытие новых знаний»  (7 минут)

Объяснение понятий:

 

 

1.Что такое анализ?


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание)

Делают записи в тетрадь

Анализ – членение (мысленное или реальное) объекта на элементы, уточнение логической формы (структуры) рассуждения.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Первичное закрепление (18 минут)

Предлагается задание: 1. На основании ниже представленных данных постройте круговую диаграмму и/или гистограмму, и/или график. Под каждым рисунком подпишите, какую закономерность вы можете наблюдать. Подумайте и запишите, какие факторы оказывают влияние на изучаемое явление.

Численность населения Иркутской области в период с 2015 по 2020 г.


2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

Численность

населения (млн.чел.)

2 414 913

2 412 800

2 408 901

2 404 195

2 397 763

2 390 827


Выполняют предложенное задание

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Рефлексия деятельности учащихся ( 5 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

 Компьютер, мультимедиа

Итог урока (5 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 

































ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №13


Тема занятия: Подготовка отчета о работе

Класс: 9

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: сформировать представление о подготовке отчета.

Формирование УУД:

Личностные действия: планирование индивидуального проектного задания.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

Мультимедиа

 

Актуализация знаний (4 минут)

- Продукт проекта включает два основных компонента, которые представляют собой две взаимосвязанные формы представления результатов проектной деятельности:

- письменный отчет

- презентацию проекта

- Именно от подготовки письменного отчета зависит, успешности презентации и защиты проекта в целом

Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание).


Компьютер;

Мультимедиа

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи (3 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Подготовка отчета о работе

Проговаривает цель урока:

- Ознакомиться с понятием отчет


При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

 


«Открытие новых знаний»  (17 минут)

Объяснение понятий:

 

 

1.Что такое отчет?


Просмотр слайдов (восприятие, осмысление, запоминание)

Делают записи в тетрадь

Отчет по проекту – это  документ, с помощью которого может определяется статус проекта, ход его исполнения, отслеживание, прогресс проекта или выполняться после проектный анализ или анализ по результатам какого-либо этапа проекта.

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Общая структура письменного отчета по проекту (Пояснительная записка) включает:

- титульный лист

- оглавление

- введение

- основную часть

- заключение

- список использованных источников

- приложение

Характеристика структурных частей письменного отчета

Введение включает обоснование актуальности выбранной темы. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема; устанавливается цель работы, т.е. то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом; формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели; указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта.

Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый содержит теоретический материал, второй – экспериментальный (практический).

В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

В приложении выносят большие таблицы, рисунки, схемы, графики скриншоты программ и пр.

Записывают структуру

Задают вопросы, обсуждают

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Первичное закрепление (10 минут)

Предлагается задание: Обдумайте и запишите из каких компонентов будет состоять письменный отчет по вашему индивидуальному проекту.

Выполняют предложенное задание

Задают вопросы

Компьютер, мультимедиа, тетрадь

Рефлексия деятельности учащихся ( 3 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

 Компьютер, мультимедиа

Итог урока (5 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 















ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №14


Тема занятия: Подготовка отчета о работе

Класс: 9

Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цель: научиться составлять отчет в соответствии с планом.

Формирование УУД:

Личностные действия: планирование индивидуального проектного задания.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

- Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

- Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

Мультимедиа

 

Мотивация учебной деятельности (4 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Подготовка отчета о работе

Проговаривает цель урока:

- Научиться составлять отчет о ходе реализации проекта


При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

 


Обобщение и систематизация знаний (28 минут)

Предлагается задание: Напишите аннотацию к выполненной работе согласно плану:

1) Обоснование выбора темы (1 предложение).

2) Что было сделано (2 предложения).

3) Результаты и выводы (2 предложения).


Предлагается задание: Напишите тезисы вашей проектной работы согласно плану:

Название работы –

Автор –

Научный руководитель –

Организация –

1) Обоснование темы (3-4 предложения).

2) Определение критериев результативности (перечисление конкретных критериев).

3) Постановка цели и задач.

Цель –

Задачи:

4) Концепция проекта (4-5 предложения).

5) Необходимые ресурсы (3-4 предложения).

6) План выполнения проекта (4-5 предложений).

7) Реализация плана (3-4 предложения)

8) Оценка результативности.________

Выполняют предложенное задание

Обсуждение результатов

Компьютер, мультимедиа, тетрадь


Рефлексия деятельности учащихся ( 5 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

 Компьютер, мультимедиа

Итог урока (5 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 


ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №15


Тема занятия: Подготовка материалов для доклада

Класс: 9

Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цель: выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий

Формирование УУД:

Личностные действия: планирование индивидуального проектного задания

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: извлечение необходимой информации из беседы, рассказа; выработка алгоритма действий при выполнении проекта.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками, с целью организации работы в парах (индивидуально) и облегчения усвоения нового материала.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

-Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

-Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих


Компьютер;

Мультимедиа

 

Мотивация учебной деятельности (4 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Подготовка материалов для доклада

Проговаривает цель урока:

- Подготовить доклад о своей работе


При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 

 


Обобщение и систематизация знаний (30 минут)

Предлагается задание: Создайте макет стенда. Для этого используйте предложенный образец макета для исследовательской или проектной работы и материалы рабочей тетради по вашей работе.

О БРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Соотношение текста и картинок на стенде должно быть 1: 1.

Выполняют задание, задают вопросы по ходу выполнения


Рефлексия деятельности учащихся ( 3 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер;

Мультимедиа

 


Итог урока (5 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 






























ПЛАНА-КОНСПЕКТА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ №16


Тема занятия: Выступление

Класс: 9

Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цель: сформировать навыки общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально-значимой проблемы.

Формирование УУД:

Личностные действия: видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы

Регулятивные действия: саморегуляция при выполнении самостоятельной работы.

Познавательные действия: менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные действия: развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.



Действия учителя

Действия

обучающихся

Оборудование

Организационный момент (3 минуты)

-Приветствие учеников, проверка явки на занятие;

-Доведение до учащихся плана урока.

Приветствие учителя

Дежурный называет отсутствующих

Компьютер;

Мультимедиа

 

Мотивация учебной деятельности (3 минуты)

Подводит учащихся к теме урока – Выступление

Проговаривает цель урока:

- Подготовить доклад о своей работе

- Отработать выступление


При помощи учителя расшифровывают тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

Определяют, что должны знать и уметь на уроке.


Компьютер, мультимедиа, тетрадь

 


Обобщение и систематизация знаний (12 минут)

Подготовьте доклад по вашей работе. Запишите текст рядом с соответствующим слайдом. Помните, что текст доклада должен отличаться от текста тезисов. Устная речь живее и свободнее письменной.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доклад должен быть рассчитан на 5 минут спокойного рассказа

Выполняют предложенное задание

Задают вопросы

Компьютер;

Мультимедиа


Применение знаний и умений в новой ситуации (18 минут)

Предлагается задание: Подготовьте свое выступление. Вы должны рассказывать, не глядя в текст доклада, и точно укладываться в 5-7 минут. Расскажите вслух несколько раз, следя за временем по часам. Тараторить и спешить не следует – это производит неблагоприятное впечатление на слушателей.



Предлагается задание: Расскажите доклад своим одноклассникам, учителю, любому человеку, сведущему в данной области.

Запишите вопросы, которые вам были заданы и постарайтесь на них ответить.



Рефлексия деятельности учащихся ( 4 минут)

Анализирует качество усвоения материала.  Выявляет впечатления полученные учащимися от урока.

- Чему вы научились на уроке?

- Что далось вам легко?

- Где возникли трудности?

Отвечают на поставленные вопросы и задают вопросы учителю

Компьютер;

Мультимедиа

 


Итог урока (5 минут)

Оценивает работу.

Уборка рабочих мест

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!