Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год
Способы расчета количества теплоты, необходимого для плавления вещества. Решение задач - ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Тип урока: урок рефлексии и развивающего контроля.
Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, уровневой дифференциации, игрового обучения, развития критического мышления.
Цель: закрепить знания учащихся о способах расчета количества теплоты, необходимого для плавления вещества, о методах решения графических задач.
Формируемые УУД: предметные: научиться выполнять расчеты для нахождения удельной теплоты плавления, количества теплоты, необходимого для плавления тела или выделяемого им при отвердевании; описывать тепловые характеристики веществ на основе графических данных; пользоваться справочными таблицами; метапредметные: выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать их; создавать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде таблиц, набора символов; искать информацию; применять полученные знания для решения задач; овладеть навыками организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов; личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Приборы и материалы: справочные таблицы “Температура плавления и кристаллизации”, “Удельная теплота плавления”.
Ход урока
I. Организационный этап
(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
(Учитель проводит опрос-беседу по вопросам и заданиям учебника. Выступают ученики, выполнившие экспериментальное задание, подготовившие доклад.)
III. Решение задач
(Учитель разбирает несколько типичных задач, затем ученики решают задачи самостоятельно.)
Типичные задачи
1. На две горелки одинаковой мощности поставили два сосуда, в которых находится по 1 кг льда и свинца. Начальные температуры веществ равны соответственно 0 °С и 327 °С. Какое из веществ быстрее превратится в жидкость?
Решение. Так как Q = λ ∙ m, то при одинаковых начальных условиях быстрее расплавится вещество с меньшим значением λ.
По таблице находим: для льда λ = 3,4 ∙ 105 Дж/кг, для свинца λ = 0,25 ∙ 105 Дж/кг. Так как λ1 λ1, быстрее расплавится свинец.
2. Постройте примерный график для нагревания, плавления и кристаллизации кусочка олова, взятого при начальной температуре 20 °С.
Решение. Построим оси времени и температуры (рис. 5). Сначала отметим на графике начальное состояние олова при 20 °С (точка 1). По таблице определим, при какой температуре олово начнет плавиться (232 °С), отметим следующую точку (2), соединяем их линией (1—2). Во время процесса плавления температура не изменяется, значит, следующий участок графика должен быть горизонтальным (2—3). Затем температура расплавленного олова начинает повышаться до некоторого произвольного значения (4). Чтобы олово снова пришло в твердое состояние, необходимо его охладить до температуры плавления (5). Сам процесс кристаллизации идет при неизменной температуре, поэтому последний участок графика будет снова горизонтальным (5—6).
3. Какое количество теплоты выделится при превращении 4 л воды в лед? Начальная температура воды 20 °С.
Ответ: -1,696 МДж.
Задачи для самостоятельного решения
4. Для плавления куска парафина массой 400 г, взятого при температуре плавления, потребовалось 60 кДж тепла. Определите удельную теплоту плавления парафина. (Ответ: 1,5 ∙ 105 Дж/кг.)
5. Для плавления куска льда, взятого при температуре -10 °С, потребовалось 722 кДж тепла. Определите массу льда. Изобразите примерный график происходящих тепловых процессов. (Ответ: m = 2 кг.)
6. Какое количество теплоты выделится в окружающую среду при кристаллизации 0,6 кг олова? (Ответ: -34,4 Дж.)
IV. Рефлексия
(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала по методу “Лестница успеха”.)
Каждый ученик с помощью магнита указывает свою фамилию на нарисованной на ватмане лестнице. Названия ступеней лестницы:
1-я ступень — урок трудный, я совсем не уверен в своих силах, нужна помощь.
2-я ступень — урок трудный, я не со всем справился, нужна помощь.
3-я ступень — урок трудный, но я почти со всем справился, не нуждаюсь в помощи.
4-я ступень — урок не трудный, я справился почти со всем, помощь не нужна.
5-я ступень — урок не трудный, я уверен в своих силах, помощь не нужна.
Домашнее задание
1. Повторить § 14, 15 учебника.
2. Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В. Ивановой: № 1074, 1076, 1077.