СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год Закон Ома для участка цепи - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год

Закон Ома для участка цепи - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Просмотр содержимого документа
«Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год Закон Ома для участка цепи - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ»

Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год

Закон Ома для участка цепи - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, групповые.

Цели: дать представление о зависимости между силой тока, напряжением и сопротивлением участка цепи (законе Ома для участка цепи); научить решать расчетные задачи по теме.

Формируемые УУДпредметные: научиться устанавливать зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка; применять закон Ома для участка цепи; решать задачи с применением закона Ома для участка цепи; метапредметные: выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли, рационально планировать свою работу в группе, добывать недостающую информацию с помощью вопросов; осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; составлять план решения экспериментальной задачи, самостоятельно исправлять ошибки; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; выделять существенные характеристики объекта и классифицировать их, строить высказывание, формулировать проблему; личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Приборы и материалы: источники тока, резисторы или реохорд, амперметр, вольтметр, ключи, соединительные провода, справочные таблицы “Удельное сопротивление проводников”, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный этап

(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(Учитель выборочно проверяет решение домашних задач, при необходимости разбирает задачи, вызвавших затруднение. Ученики выполняют дифференцированную самостоятельную работу.)

Уровень 1

1. Кусок медной проволоки разрезали пополам. Изменилось ли сопротивление проволоки? Во сколько раз?

2. Размеры медного и железного проводов одинаковы. Сопротивление какого провода больше?

Уровень 2

1. Имеются две проволоки одинакового сечения и длины. Одна проволока из меди, другая — из никелина. Какая из них имеет большее сопротивление? Почему? Во сколько раз?

2. Удельное сопротивление нихрома   Что это значит? Каково сопротивление нихромовой проволоки длиной 1 м и поперечным сечением 10 мм2?

Уровень 3

1. Как определить длину изолированного медного провода, свернутого в большой моток, не разматывая его?

2. Сколько метров никелинового провода сечением 0,1 ммпотребуется для изготовления резистора сопротивлением 180 Ом?

Уровень 4

1. Какой проводник представляет большее сопротивление для постоянного тока: медный сплошной стержень или медная трубка, имеющая внешний диаметр, равный диаметру стержня? Длину обоих проводников считать одинаковой.

2. Шнур телефонной трубки состоит из 20 медных проволочек сечением 0,05 мм2 каждая. Определите сопротивление 5 м такого шнура.

III. Изучение нового материала

Вы уже знаете, что сила тока в электрической цепи зависит от напряжения. В ходе проведенного на предыдущем уроке эксперимента было установлено, что во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем. Закон Ома для участка цепи также можно установить экспериментально. Существует много описаний соответствующих опытов и установок, которые можно сгруппировать следующим образом:

• опыты с установкой, в которой осуществляется замена резисторов;

• опыты с демонстрационным магазином сопротивлений;

• опыты с демонстрационным реохордом.

Во всех этих опытах применяют демонстрационные амперметр и вольтметр.

(Демонстрации целесообразно проводить в два этапа.)

Демонстрация 1. Если, не меняя сопротивления, измерять силу тока при разных значениях напряжения на данном участке цепи, будет установлена прямая пропорциональная зависимость силы тока от напряжения.

I ~ U.

(При отсутствии оборудования учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 96 “Зависимость силы тока от напряжения” из электронного приложения к учебнику.)

Демонстрация 2. Установить зависимость силы тока от сопротивления участка цепи при постоянном напряжении на данном участке цепи. По результатам этого опыта обнаруживают обратно пропорциональную зависимость силы тока от сопротивления проводника

(При отсутствии Оборудования учитель демонстрирует учащимся анимационный ролик 95 “Зависимость силы тока от сопротивления” из электронного приложения к учебнику.)

Затем результаты обоих опытов обобщают и формулируют закон Ома для участка цепи: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению:

.

Вы должны из закона Ома   получать производные формулы   и U = IR. Кроме того, необходимо научиться решать комбинированные задачи с использованием зависимостей   и 

IV. Закрепление изученного материала. Решение задач

(Учитель разбирает несколько типичных задач, затем ученики решают задачи самостоятельно.)

Типичные задачи

1. При напряжении 220 В сила тока в спирали лампы равна 0,3 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 10 В?

Ответ: 0,286 А.

2. Какое напряжение нужно приложить к свинцовой проволоке длиной 2 м, чтобы сила тока в проволоке равнялась 2 А? Площадь поперечного сечения проволоки 0,3 мм2.

Ответ: 2,8 В.

Задачи для самостоятельного решения

3. На цоколе электрической лампы написано 3,5 В; 0,28 А. Что это значит? Найдите сопротивление спирали лампы.

4. Какое напряжение надо создать на концах проводника сопротивлением 20 Ом, чтобы в нем возникла сила тока 0,5 А?

5. Определите силу тока, проходящего по медному проводу длиной 100 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм2 при напряжении 6,8 В.

V. Рефлексия

(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала с помощью таблицы, содержащей названия основных этапов урока.)

Критерии оценивания:

1 балл — я не знаю, не понимаю, не умею, не справляюсь.

2 балла — я знаю, понимаю, умею, справляюсь, но не всегда.

3 балла — я знаю, понимаю, умею, справляюсь со всем.

Этап

урока

Проверка домашнего

задания

Решение устных

задач

Изучение нового

материала

Устный

опрос

Работа с текстом

Домашнее задание на следующий урок

Баллы







Домашнее задание

1. § 44 учебника, вопросы к параграфу.

2. Упражнение 29 (1—4, 7) на с. 126, 127 учебника.