Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год
Повторение и обобщение по теме Электрические явления - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Тип урока: урок развивающего контроля и рефлексии.
Используемые технологии: здоровьесбережения, уровневой дифференциации, самопроверки и самокоррекции, групповые.
Цель: закрепить и обобщить знания учащихся по теме “Электрические явления”.
Формируемые УУД: предметные: закрепить знания учащихся об основных понятиях, физических явлениях, полученные при изучении темы “Электрические явления”; закрепить навыки решения расчетных задач по теме; метапредметные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками, контролировать, корректировать и оценивать свои действия; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; прогнозировать результат и уровень усвоения учебного материала, осуществлять контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от него; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; оценивать качество и уровень усвоения материала; анализировать и синтезировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, структурировать знания; личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Ход урока
I. Организационный этап
(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
(Учитель разбирает задачи, вызвавшие затруднение. Выступают ученики, подготовившие доклады.)
III. Решение задач
(Ученики коллективно отвечают на вопросы и решают качественные задачи.)
1. Как будут взаимодействовать между собой разноименно заряженные шарики?
2. Какие частицы входят в состав атома? Какие частицы входят в состав ядра атома?
3. Как можно получить заряженное отрицательно тело? Как можно получить заряженное положительно тело?
4. Что значит термин “свободные электроны”?
5. От чего зависит сопротивление проводника?
6. Какие действие электрического тока вы знайте?
7. На часть раскаленной спирали электроплитки попала вода. Как изменился накал тех участков спирали, на которые вода не попала? При решении учтите зависимость сопротивления металла от температуры.
8. Почему сила электрического тока во всех участках последовательной цепи одинакова?
9. Почему сила тока в цепи с разветвлениями равна сумме сил токов в отдельных ветвях?
10. Сила тока в сетевом шнуре и спирали электроплитки одна и та же. Почему же спираль раскаляется, а шнур остается холодным?
11. Увеличится или уменьшится потребляемая елочной гирляндой мощность, если уменьшить количество лампочек на одну?
12. На каком проводе выделится большее количество теплоты при их последовательном включении в цепь: медном или железном?
13. Установите соответствие с помощью стрелок.
Физическая величина | Единица измерения |
Сила тока | Кл |
Сопротивление | С |
Время | А |
Напряжение | Вт |
Работа | Ом |
Мощность | В |
Заряд | Дж |
14. Найдите ошибки на рисунке 19.
(Ученики решают расчетные задачи. Учитель разбирает задачи, вызвавшие затруднение.)
1. Известно, что в состав нейтрального атома лития входят 10 частиц, из них — 4 нейтрона. Назовите оставшиеся частицы и укажите их количество. Какие частицы входят в ядро атома лития?
Решение. Помимо нейтронов в атоме еще 6 частиц. Так как атом нейтральный, то чило протонов и электронов должно быть одинаковым — 3 протона, 3 электрона. В ядре атома находятся 3 протона и 4 нейтрона.
2. Рассчитайте общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке 20, если сопротивление каждого резистора равно 2 Ом.
Решение. Сопротивление горизонтальных соединенных последовательно участков равно 2 Ом + 2 Ом = 4 Ом. Эти два участка соединены между собой параллельно, следовательно, общее сопротивление равно
3. Какой длины надо взять медную проволоку поперечным сечением 0,5 мм2, чтобы при включении в цепь с напряжением 102 В сила тока в ней составляла 3 А?
Ответ: 1 км.
4. Электрическая плитка при силе тока в 5 А за 30 мин потребляет 1080 кДж энергии. Рассчитайте сопротивление ее спирали.
Ответ: 24 Ом.
IV. Рефлексия
(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала, подчеркнув фразы в анкете.)
Урок | Я на уроке | Усвоение материала | Мое состояние |
Интересный Скучный Полезный Бесполезный | Активно работал Помогал другим Мне помогали Ничего не делал | Хорошо понял тему Узнал больше, чем знал Не понял Нужна помощь | Я устал Я доволен Я расстроен Я спокоен |
Домашнее задание
1. Подготовиться к контрольной работе по теме “Электрические явления”.
2. Выполнить тест на с. 162—164 учебника.
3. Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В. Ивановой: № 1303, 1452.