ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ И ОЦЕНКИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Школа______________________ Дата __________________________
Класс _____________________ФИО ______________________________
Тема ___________________________________________________________
Проверяющий __________________________________________________
Цель посещения ___________________________________________________
____________________________________________________
___________________________________________________
Учащихся в классе _________________________________________________
На уроке __________________________________________________
Предмет ___________________________________________________
Компоненты урока | Уровень методической подготовленности учителя |
Применение методов и методических примов | |
Объяснение и показ упражнений | |
Оказание помощи и страховки | |
Предупреждение, выявление и исправление ошибок | |
Организация тренировочного воздействия в процес се обучения. | |
Внешний вид. Действия и поведение учителя. | |
Материальное обеспечение урока | |
Выводы и предложения | |
Ознакомлен(а)_____________ Дата ____________ учитель _________/подпись/
ПРИКАЗ № от ______________г.
По итогам тематического контроля
«Уровень реализации содержания образовательных областей «Здоровье», «Физическое развитие».
На основании справки «По итогам тематического контроля»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Старшему воспитателю ______________:
1.1. разработать план по устранению недостатков, выявленных во время тематического контроля в срок до _________ года.
1.2. оказати методическую помощь воспитателям в составлении перспективных и календарних планов на __________ учебный год.
1.3. Анализ работы по физическом уразвитию проводить не реже 2-х раз в год.
2. Физ. инструктору _____________________:
2.1. скоординировать перспективные и календарныепланы с учетомцели и задач .
3. Воспитателям всех возрастных групп привести в соответствие с требованиями выносное на прогулку оборудование.
4. Контроль за выполнениемданногоприказа оставляю за собой.
Заведующий: ______________
С приказом ознакомлены:
ВНЕКЛАССНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
И СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА
Внекласснаяфизкультурно-оздоровительная и спортивно-массоваяработа в учебныхзаведенияхявляетсясоставнойчастьюучебно-воспитательногопроцессафизическоговоспитанияучащихся и программы "Здоровьешкольника".Весьпедагогическийколлективвоглаве с администрациейшколыпринимаетнепосредственноеучастиевовнекласснойфизкультурно-оздоровительнойработе.
Учитель физкультуры обязан особое вниманиеуделятьорганизации и проведениювнутришкольнойкруглогодичнойспартакиады. Все соревнования и спортивно-массовыемероприятияпланируются и проводятся во внеурочноевремя. РазрабатываяПоложение о спартакиаде, учителю нужноучитыватьмаксимальный охват учащихсяспортивно-массовой и физкультурно-оздоровительнойработой, а также не забывать о патриотическомвоспитанииподрастающего поколения. Все внутришкольныесоревнованиядолжныначинаться с подъёмагосударственногофлагапод звуки гимна.
Одним изосновныхдокументов, регламентирующихорганизациювнекласснойфизкультурно-оздоровительнойработы, являетсяИнструктивное письмо Министерстваобразования и Министерстваспорта и туризмаРеспубликиБеларусь от 01.01.01 года "О порядкеорганизации и проведенияфизкультурно-оздоровительных и спортивно-массовыхмероприятийсредиучащихсяобщеобразовательныхшкол, гимназий, лицеев, колледжей, профессионально-технических и среднихспециальныхучебных заведений".
Обязательными для всехтиповучебных заведений при организации и проведениикруглогодичнойвнутришкольнойспартакиады являются семьвидовспортивныхсоревнований:
¨ 1.весенний илиосеннийкросс;
¨ 2.многоборье допризывникаилисоревнования по комплексу "ЗащитникОтечества";
¨ 3.одна изспортивныхигр по выбору: волейбол, футбол, баскетбол, гандбол, настольный теннис;
¨ 4.легкоатлетическое многоборье (бег на короткую и длиннуюдистанции, прыжки в высотуилидлину, метаниемяча);
¨ 5-6. два вида по выбору: лыжные гонки, плавание, туристскиесоревнования, одна изневыбранныхспортивныхигризпункта 3.
¨ 7. соревнования смотрауровняфизическойподготовленностиучащихся "ОлимпийскиенадеждыБеларуси".
Соревнованияпланируютсяравномерно в течениеучебногогода и проводятсяежемесячно, в том числе и вовремяосенних, зимних и весеннихканикул, в формефизкультурныхпраздников, Днейздоровья и т. п.
Особоевниманиеследуетуделятьдетско-юношескому туризму какрекреационно-оздоровительному и спортивно-прикладному средствуфизическоговоспитанияучащихся. В этихцеляхможноиспользовать в качестве вариативногокомпонента программ по физическойкультуреучащихсяучебно-методическийматериал В. И. Ганопольского "Туризм в общеобразовательнойшколе", а такжепособие для учителя "Туризм в школе" (часть 1, "Уроки туризма").
Внеклассная работа по физическому воспитанию учащихся включает в себя:
- организацию и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (семинары и консультации для учителей и классных руководителей по проведению физкультминуток на общеобразовательных уроках, физическихупражнений и игр на удлинённых переменах, физкультурных занятий на спортивном часе в ГПД и другим вопросам физического воспитания учащихся);
- организацию и проведение физкультурно-массовых, спортивных и туристських мероприятий круглогодичной внутришкольной спартакиады, соревнований по видам спорта, по см отру уровня физической подготовленности учащихся "Олимпийские надежды", физкультурные праздники и т. д.;
- обеспечение активной деятельности физкультурного актива;
- организацию и проведение занятий в физкультурных и спортивных кружках (в том числе и с учащимися начальных классов);
- подготовку и участие сборной команды учреждения образования в районных, городских, областных и республиканских соревнованиях;
Критериями оценки работы учителя могут выступать:
Ø степень овладения учащимися программным материалом;
Ø качество планирования ученого материала;
Ø качество и эффективность организации и проведения учебно-воспитательной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы;
Ø массовый охват учащихся в течение ученого года физкультурно-оздоровительными и спортивно-массовыми мероприятиями;
Ø результаты участия в обязательных городских, районных, областных, республиканских спортивних соревнованиях, основу которых составляет Республиканский смотр уровня физической подготовленности учащихся;
Ø улучшение показателей уровня физической подготовленности учащихся;
Ø уменьшение процента заболеваемости учащихся (в первую очередь простудними заболеваниями);
Ø результаты зачёта по физической культуре.
При оценке качества и эффективности проведения уроков физической культуры рекомендуется обращатьвнимание на:
Ø наличие и качество разработки документов планирования ученого материала;
Ø соответствие содержания уроков поурочному планированию и записям в клас сном журнале;
Ø рациональное распределение и эффективное использование всего времени урока (общая и моторная плотность урока);
Ø соблюдение Правил безопасности и санитарно-гигиенических требований при подготовке к уроку и во время занятий;
Ø учет индивидуальных возрастно-половых особенностей развития учащихся при определении объема физических нагрузок;
Ø творческое использование здоровьесберегающих и здоровьеформиру-ющих технологий, а также разнообразных форм и методов организации физкультурных занятий (например, с использованиемаудио - видеотехники);
Ø объективность и всесторонность оценивания знаний, умений и навыков, уровня развития физических качеств учащихся;
Ø умение использовать природне условия, разнообразный инвентарь, оборудование, технические средства обучения, персональный компьютер и др. для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач урока.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Во время посещения уроков используется наиболее распространенный метод наблюдения с целью характеристики и оценки психолого-педагогических и профессиональных знаний и умений учителя. При этом желательно акцентировать внимание на следующих сторонах деятельности учителя:
1. Умение владеть классом, эффективно организовать учебно-воспитательный процесс, поддерживать интерес и внимание учащихся к занятиям, воспитывать высокуюсознательную дисциплину, самостоятельность и инициативу в решении двигательных задач.
2. Отношение учителя к классу в целом и к отдельным учащимся с учетом их возраста, пола, индивидуальных особенностей. Наличие педагогического такта во взаимоотношениях между учителем и учащимися.
3. Соблюдение правил безопасности при проведении занятий.
4. Умение правильно распределять места занятий учащихся в спортивных залах, на игровых площадках, своевременно замечать и грамотно справлять ошибки школьников, изменять темп и регулировать эмоциональный фон урока, вносить изменения в содержание плана урока на основании внешних признаков утомления учащихся и других объективных причин.
5. Речь учителя, соблюдение спортивной терминологии, умение доступно и понятно объяснить учебный материал, воздействовать на учащихся изменением голоса и интонации.
6. Своевременность и эффективность, всесторонность и объективность оценки различных действий учащихся, умение использовать оценку как средство стимулирования к овладению учебным материалом.
7. Умение в течение урока комплексно решать задачи обучения, воспитания и оздоровления учащихся.
8. Разумное чередование методов педагогического воздействия, используемых на уроке (убеждение, поощрение и т. п.).
9. Умение достигать максимальный оздоровительный эффект при оптимальном уровне работоспособности учащихся в течение всего урока.
10. Темп и эмоциональность ведения урока. Бодрость и живость или вялость и медлительность в работе учителя.
11. Умение целесообразно и эффективно использовать время урока, стремиться к максимальной общей и оптимальной моторной плотности занятий.
12. Двигательная подготовленность учителя, качество показ афизических упражнений, общая культура движений и манера держаться перед классом.
13. Внешний вид учителя (костюм, обувь, прическа и т. п.).
Примерная структура урока физической культуры.
Подготовительная часть (5 – 15 минут)
Задачи:
1. Организация учащихся (постановка задач на урок, обеспечение внимания, дисциплины. Собранности, регулировка эмоционального состояния, психологическая настройка на предстоящую работу и др.).
2. Подготовка организма учащихся (центральной нервной, сердечно-сосудистой систем, вегетативних функций, опорно-двигательного аппарата) для наиболее успешного решения задач основной части урока и достижения максимального оздоровительного эффекта.
Средства: строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие упражнения без предметов и с раздаточным инвентарем, подвижные и народне игры низкой и средней интенсивности и др.
Основная часть (25 – 35 минут)
Задачи: 1. Формирование у учащихся физкультурных знаний, двигательных умений и навыков (обучение правильной технике выполнения упражнений).
2. Развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, скоростно-силовых, гибкости, подвижности и др.), воспитание морально-волевыхкачеств (трудолюбие, честность. Смелость, решительность,взаимопомощь и др.).
3. Обучение умению приманять приобретенные навыки и качества в условиях жизни, спортивной и трудовой деятельности.
Средства: основные, подводящие и подготовительные упражнения общей и специальной физической подготовки, избранного вида спорта, спортивных, подвижных и народних игр.
Заключительная часть (до 5 минут)
Задачи: 1. Постепенное приведение организма учащихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности).
2. Подготовка учащихся к последующей за уроком деятельности (организация внимания, дисциплины, собранности, напоминание о санитарно-гигиенических требованиях и т. п.). 3. Организованное завершение занятия, подведение итогов, установка на следующий урок.
Средства: строевые упражнения, медленныйбег, ходьба, упражнения на восстановление дыхания, на расслабление, на внимание, подвижные (но не спортивные!) игры низкой интенсивности в положениистоя, сидя, лежа, элементы дыхательной гимнастики, аутотренинг и т. п.
Требования, предъявляемые к уроку физкультуры
1. При организации и проведении уроков следует строго выполнять Правила безопасности занятий в спортивных залах, на открытых площадках, в бассейнах. 2. Каждый урок должен представлять собой целостное, завершенное занятие, содержание котрого логически взаимосвязано с материалом предыдущих и последующих уроков.