СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план для 10 класса "Классификация химических реакций"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный поурочный план для 10 класса, с целями и задачами урока.

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план для 10 класса "Классификация химических реакций"»


Урок № _____ (№____) Дата __________ Класс _10__

в календарном плане в изучаемой теме

Тема урока : Классификация химических реакций

Цель урока : обобщить знания учащихся о различных способах классификации химических реакций – по составу реагирующих и образующихся веществ, по изменению степени окисления атомов элементов, по использованию катализатора, по направлению, по тепловому эффекту и фазовому состоянию.

Задачи:

образовательная : опираясь на ранее полученные знания учащихся, подвести их к пониманию различных типов химических реакций; привести в систему накопленные знания; акцентировать внимание учащихся на связь курса химии и биологии;

развивающая совершенствовать умения наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека

воспитательная Продолжить формирование воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: увлеченности, познавательного интереса, активности, целеустремленности, силы воли, настойчивости, активности, наблюдательности, интуиции, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.

Тип урока Урок изучение нового

Методы словесные (беседа), практические (упражнения)

Технологии ТО

Формы индивидуальная, фронтальная

Мониторинг

Оборудование мел, доска

Методическое обеспечение

Ход урока

  1. Организационный момент

Мы окунемся в мир реакций
Которых много, много,
Здесь и там. Ты посмотри в окно,
Ведь скоро в бурном темпе
Природа их подарит нам
Реакции идут в животном и в растении-
Ты не забудь - они идут и в нас,
Ведь человек природы рук творенье
Он много их еще создаст

Девиз урока: В природе постоянно идут превращения веществ, которые выражают с помощью химических реакций.

Тема урока: "Классификация химических реакций (ученики записывают тему в тетрадь)"

II.Изучение нового материала

Напомним, что все вещества проявляют определённые свойства: физические и химические. Химические свойства данного вещества проявляются в разнообразии химических реакций, в которые оно вступает. Цель нашего урока сегодня рассмотреть различный способы классификации химических реакций

? Что такое химическая реакция?

Химическая реакция- превращение вещества, сопровождающееся изменением его состава и (или) строения.

Реагенты- вещества, вступающие в химическую реакцию.

Продукты- вещества, образующиеся в результате химической реакции.

Реагенты → Продукты

Химические реакции принято записывать в виде уравнений или схем.

Уравнение ХР- условная запись химической реакции посредством химических формул (или формульных единиц) реагентов и продуктов, с учётом закона сохранения массы.

В отличие от уравнения ХР, в схеме реакции не учитываются стехиометрические коэффициенты.

ХР весьма разнообразны, вследствие этого возникает необходимость в их классификации.

Классификационные признаки:

  1. число и состав исходных веществ и продуктов реакции;

  2. агрегатное состояние реагентов и продуктов реакции;

  3. число фаз, в которых находятся участники реакции;

  4. обратимость реакции;

  5. тепловой эффект;

  6. по изменению степеней окисления атомов.


  1. По числу и составу исходных и образующихся веществ:

Реакции соединения- реакции, в которых из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно сложное. S + O2 = SO2

CaO + H2O = Ca(OH)2

Реакции разложения- реакции, в которых из одного сложного вещества образуются два или более простых или сложных веществ. CaCO3 = CaO + CO2

2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

Реакции замещения- реакции, между простым и сложным веществом, при которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном.

CuO + H2 = Cu + H2O

Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4


Реакции обмена- реакции, протекающие между двумя сложными веществами, при которых эти два вещества обмениваются составными частями.

CuCl2 +2NaOH = Cu(OH)2↓ + 2NaCl


  1. По агрегатному состоянию реагентов и продуктов:



  1. По числу участвующих фаз:

? Какие реакции называют гетерогенными? (Реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в разных агрегатных состояниях).

? Какие реакции называют гомогенными? (Реакции, в которых реагирующие вещества и продукты реакции находятся в одном агрегатном состоянии).

Примеры:

H2 +Cl2 = 2HCl (гомогенная, протекающая в газовой фазе)


NaOH(aq) + HCl(aq)=NaCl(aq) + H2O(ж) (гомогенная, протекающая в жидкой фазе)


CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O (гетерогенная, протекающая на границе раздела трёх фаз: газообразной, жидкой и твёрдой)


  1. По признаку обратимости:

Необратимые реакции- реакции, продукты которых не способны реагировать друг с другом с образованием исходных веществ.

NaCl + AgNO3 → NaNO3 + AgCl↓

Обратимые реакции- реакции, продукты (продукт) которых способны (способен) превращаться в исходные вещества (вещество).

N2 + 3H2 2NH3

Какая из трёх химических реакций необратима: 1) Ti+6HCl=2TiCl3+3H2; 2) 2Ti+3H2SO4=Ti2(SO4)2+3H2; 3) Ti+2TiCl3=3TiCl2?

  1. По тепловому эффекту:

? Как называются уравнения, в которых приводятся тепловые эффекты реакций? (Термохимические).

Переходы льда к жидкой воде и водяному пару сопровождаются тепловыми эффектами Q1 и Q2. Каковы знаки этих эффектов? (Q1 0; Q2

  1. По изменению степени окисления атомов:


? Что называется окислением? (Процесс отдачи электронов атомом, молекулой, ионом).

? Что называется восстановлением? (Процесс присоединения электронов атомом, молекулой, ионом).

S0+H20=H2+S-2

S0 +2e=S-2 (окислитель)

Н20+2е = 2Н+(востановитель)

  1. Классификация по использованию катализатора.

Реакции протекающие в присутствии катализатора называются --- каталитическими, без катализатора не каталитическими.

? Как называются катализаторы химических реакций, протекающих в организме человека? (Ферменты).

? Назовите виды катализа. (Гомогенный и гетерогенный).

?Как называются вещества замедляющие скорость химич реакции? (Ингибиторы).

III. Закрепление.

Дать характеристику каждой из трёх химических реакций с точки зрения различных классификаций по плану: число и состав веществ и продуктов реакции; изменение степени окисления элементов; обратимость процесса; участие катализатора; тепловой эффект; наличие поверхности раздела фаз.

Fe(т)+CuSO4(р)=FeSO4(р)+Cu(т)

IV. Д/з конспект §1.4 стр.20 № 12

Н2S(р) +Zn(т)=ZnS(р) +H2 (г)

SO2(г)+ 2C(т) = 2CO(г)+S(т)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!