План урока
Группа №_______________
Дата__________________
Преподаватель: Керимова Д.Н.
ДИСЦИПЛИНА: ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Тип урока: комбинированный
Тема: Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Цель урока: оценивать последствия особых жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов
Задачи:
Образовательные: формировать умения практического использования финансовых инструментов в неформальной обстановке
Развивающие: развивать умения анализировать учебную задачу, правильно выбирать способы решения ситуационной задачи, развивать мышление, внимание, память и самостоятельность
Воспитательные: воспитывать гражданскую и нравственную ответственность.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
III. Изложение нового программного материала:
1. Источники семейных доходов и бюджет семьи.
2. Оценка имеющихся возможностей источников доходов семьи.
VI. Закрепление пройденного материала.
V. Итог урока.
Особые жизненные ситуации возникают, когда расходы «на жизнь» резко возрастают.
К особым жизненным ситуациям принято относить:
рождение детей;
болезнь;
потерю работы не по своей инициативе;
смерть члена семьи;
форс-мажор: пожар или иное бедствие, вызвавшее потерю имущества, либо иные денежные проблемы.
Государство во многих случаях помогает людям, оказавшимся в особой жизненной ситуации. Например, выплачивает в установленных законом случаях социальные пособия, чтобы возместить временно утраченный заработок.
Рождение ребёнка
Одной из особых жизненных ситуаций, в которой государство оказывает помощь, является рождение ребёнка.
Размер материнского капитала составляет 483 881,83 руб. на первого ребенка, на второго- 639 431,83 руб.
Использовать средства материнского капитала можно только на цели, которые определены государством:
улучшение жилищных условий;
оплату расходов на получение ребёнком платного образования;
увеличение пенсии матери;
оборудование жилья средствами для детей-инвалидов.
При рождении второго ребёнка семья сможет рассчитывать на два вида выплат: единовременные и ежемесячные.
Единовременные выплаты:
пособие по беременности и родам (100 % зарплаты за два месяца до рождения и за два месяца после рождения ребёнка);
единовременное пособие при рождении ребёнка;
материнский капитал.
Ежемесячные выплаты: ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет (40 % заработной платы).
В каждом регионе могут быть установлены дополнительные пособия при рождении детей.
Для того, чтобы получать какие-либо пособия, необходимо самому быть активным: узнавать, где и как их можно оформить, своевременно писать заявления, готовить и подавать документы.
Смерть кормильца
Государство оказывает помощь людям, оказавшимся в такой особой жизненной ситуации, как смерть кормильца.
По законодательству РФ в этом случае полагается пенсия по случаю потери кормильца.
Право на получение пенсии по потере кормильца возникает при одновременном наличии двух условий:
член семьи умершего, обратившийся за пенсией, должен быть нетрудоспособным (с точки зрения пенсионного законодательства);
член семьи умершего, обратившийся за пенсией, должен был состоять на иждивении умершего кормильца.
Рассмотрим первое условие: член семьи, обратившийся за пенсией по потере кормильца, должен быть нетрудоспособным.
К нетрудоспособным законодательство РФ относит следующие категории граждан:
дети, братья, сёстры и внуки (если у них нет своих собственных трудоспособных родителей) умершего, не достигшие 18 лет. А в случае их учёбы (по очной форме) в образовательных учреждениях всех типов — не достигшие 23 лет;
дедушка или бабушка, а также один из родителей (либо брат, сестра), если они заняты уходом за детьми либо братьями и сёстрами, а также внуками умершего кормильца, которым не исполнилось 14 лет;
родители и супруг умершего кормильца, которые достигли пенсионного возраста либо являются инвалидами.
Рассмотрим второе условие: член семьи, обратившийся за пенсией по потере кормильца, должен был состоять на иждивении умершего кормильца.
Члены семьи умершего признаются состоявшими на его иждивении в том случае, если они находились на его полном содержании и получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником дохода.
Пенсия по потере кормильца оформляется в Пенсионном фонде РФ.
Для того, чтобы минимизировать финансовые потери и суметь адаптироваться к внезапно поменявшейся жизненной ситуации, необходимо участвовать в программах страхования жизни.
Планирование доходов и расходов семьи
По аналогии с жизнью человека время жизни семьи тоже делят на несколько этапов, которые связаны с различными событиями.
На разных этапах своей жизни семья сталкивается с различными проблемами и трудностями (в том числе и финансовыми), к решению которых необходимо готовиться.
Пример:
Само создание семьи (вступление в брак) связано с расходами на свадьбу. Появление детей в семье — это не только дополнительные расходы на коляску и детское питание, это расходы на улучшение жилищных условий, покупку автомобиля, образование детей и т. д.
Считается, что особые жизненные ситуации не окажутся тяжёлой финансовой проблемой в том случае, если расходы на них не превысят 30 % регулярных доходов.
Для того чтобы быть готовым преодолеть особые жизненные ситуации, то есть ситуации, связанные с дополнительными расходами, которые возникают в семье, необходимо планировать свои расходы и доходы.
При планировании расходов всегда необходимо откладывать определённую сумму на непредвиденные расходы (3-5 % дохода).
Закрепление изученного материала:
Задание 1. Напишите ответы на вопросы
Многие люди пытаются ежемесячно откладывать определённую сумму денег «на чёрный день».
Объясните значение этого выражения.
Почему люди откладывают деньги «на чёрный день»?
В каких ситуациях могут потребоваться эти деньги?
Инструкция
Ознакомьтесь с вопросами и на каждое суждение выберите один из возможных вариантов ответов. Обведите его кружком.
Тестовое задание
1. Рассказываете ли Вы другим людям о своих проблемах и неприятностях:
а) нет, так как считаю, что это не поможет;
б) да, если для этого есть подходящий собеседник;
в) не всегда, так как иной раз самому тяжело думать о них, не то что рассказывать другим.
2. Насколько сильно Вы переживаете неприятности:
а) всегда и очень тяжело;
б) это зависит от обстоятельств;
в) стараюсь терпеть, и не сомневаюсь, что любой неприятности в конечном счете придет конец.
3. Если Вы не употребляете спиртное, то пропустите этот вопрос и переходите к следующему.
Если употребляете спиртные напитки, то по какой причине:
а) для того чтобы утопить в вине свои проблемы;
б) для того чтобы как-то отвлечься от них;
в) просто так, мне нравится время от времени быть навеселе и чувствовать себя свободнее.
4. Что Вы делаете, если что-то Вас глубоко ранит:
а) позволяете себе расслабиться и делаете то, что давно себе не позволяли;
б) идете в гости к друзьям;
в) сидите дома и жалеете самого себя.
5. Когда близкий человек обижает Вас, то Вы:
а) замыкаетесь в себе и ни с кем не общаетесь;
б) требуете от него объяснений;
в) рассказываете об этом каждому, кто готов Вас выслушать.
6. В минуту счастья Вы:
а) не думаете о перенесенном несчастье;
б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдет;
в) не забываете о том, что в жизни есть немало неприятного.
7. Что Вы думаете о психиатрах:
а) Вы бы не хотели стать их пациентом;
б) многим людям они могли бы реально помочь;
в) человек сам, без психиатра, должен помогать себе.
8. Судьба, по Вашему мнению:
а) Вас преследует,
б) несправедлива к Вам,
в) благосклонна к Вам.
9. О чем Вы думаете после ссоры с супругом или любимым человеком, когда Ваш гнев уже
проходит:
а) о том приятном, что у Вас было в прошлом;
б) мечтаете тайно ему отомстить;
в) думаете о том, сколько Вы от него (нее) уже вытерпели.
Спасибо за ответы!
Ключ к тесту «Выход из трудных жизненных ситуаций»
Описание
Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с педагогической работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпочитают плыть по течению. Другие проклинают судьбу, эмоционально разряжаются и в конечном счете также успокаиваются, фактически не решая никаких проблем. Третьи замыкаются в себе и предпочитают не видеть проблем. Четвертые поступают как-то по-другому.
Тест «Выход из трудных жизненных ситуаций» позволяет выявить доминирующий у данного человека способ решения жизненных проблем.
Ключ к тесту
Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы
Выбранный ответ | Порядковый номер суждения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
а | 3 | 4 | 5 | 0 | 3 | 1 | 4 | 5 | 1 |
б | 1 | 0 | 3 | 2 | 0 | 3 | 2 | 2 | 2 |
в | 2 | 2 | 1 | 4 | 1 | 5 | 3 | 1 | 3 |
Интерпретация результата
На основании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.
При сумме баллов от 7 до 15 делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.
При сумме набранных баллов от 16 до 26 приходят к заключению, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинает ее, то есть расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других.
Если сумма баллов оказалась в пределах от 27 до 36, то это дает основание сделать вывод о том, что данный человек не может нормально переживать неприятности и обычно реагирует на них психологически неадекватно.