СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план на тему "Судьба человека".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план на тему "Судьба человека".

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план на тему "Судьба человека".»

Тема: М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Цели: образовательная:провести беседу по содержанию рассказа Шолохова «Судьба человека»; познакомить с основными нравственными понятиями, о которых идет речь в рассказе;  Развивающая: развивать речь, мышление учащихся.  Воспитывающая: воспитывать интерес к литературе, к творчеству  М.А.Шолохова

Тема: М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Цели: образовательная:провести беседу по содержанию рассказа Шолохова «Судьба человека»; познакомить с основными нравственными понятиями, о которых идет речь в рассказе;

Развивающая: развивать речь, мышление учащихся.

Воспитывающая: воспитывать интерес к литературе, к творчеству

М.А.Шолохова

Оборудование урока: интерактивная доска,слайды. Метод: информационно-коммуникативная технология Ход урока: I. Организация класса.  Проверка готовности к уроку. II. Основная часть. Мы с вами познакомились с биографией М.А.Шолохова. И вы должны были прочитать его рассказ «Судьба человека». Я хотела бы

Оборудование урока: интерактивная доска,слайды.

Метод: информационно-коммуникативная технология

Ход урока: I. Организация класса.

Проверка готовности к уроку.

II. Основная часть.

Мы с вами познакомились с биографией М.А.Шолохова. И вы должны были прочитать его рассказ «Судьба человека». Я хотела бы

поговорить с вами о нравственной силе русского человека. 1. Работа по слайду 1: на экране ученики должны совместить слова-понятия из левой части с их толкованием в правой. 2. Посмотрите на диаграмму. В ней видно, что писатель использовал композиционный прием «рассказ в рассказе». В центре произведения рассказ-исповедь Андрея Соколова, а обрамляют его авторское вступление о встрече у переправы и заключение-размышление автора, вызванные историей Соколова и Вани. В исповеди выделяем три части: 1. Жизнь до войны.

поговорить с вами о нравственной силе русского человека.

1. Работа по слайду 1: на экране ученики должны совместить слова-понятия из левой части с их толкованием в правой.

2. Посмотрите на диаграмму. В ней видно, что писатель использовал композиционный прием «рассказ в рассказе». В центре произведения рассказ-исповедь Андрея Соколова, а обрамляют его авторское вступление о встрече у переправы и заключение-размышление автора, вызванные историей Соколова и Вани.

В исповеди выделяем три части:

1. Жизнь до войны.

2. На войне. 3. Послевоенная жизнь. О жизни героя до войны рассказывают ученики. - Был ли счастлив Андрей Соколов до войны? -Что говорит он о своей жене? -Началась война. Соколов уже на третий день после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз стал солдатом. Содержание

2. На войне.

3. Послевоенная жизнь.

О жизни героя до войны рассказывают ученики.

- Был ли счастлив Андрей Соколов до войны?

-Что говорит он о своей жене?

-Началась война. Соколов уже на третий день после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз стал солдатом. Содержание

второй части рассказа-исповеди А.Соколова учащиеся передают по плану: 1. Плен. 2. Рассправа с предателем.Побег. 3. Столкновение с Мюллером. - Как воевел Соколов? - Как характеризуют его рассправа с предателем, поведение в комендантской?

второй части рассказа-исповеди А.Соколова учащиеся передают по плану:

1. Плен.

2. Рассправа с предателем.Побег.

3. Столкновение с Мюллером.

- Как воевел Соколов?

- Как характеризуют его рассправа с предателем, поведение в комендантской?

Соколову удалось добраться до своих. Кажется, хождения по мукам закончились.Но нет! Жизнь уготовила страшные удары: известие о гибели жены и дочерей, гибель Анатолия. И будто что-то в нем оборвалось. Разве можно забыть эти строки: «...Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь:За что же ты, жизнь, меня покалечила? За что так исказнила? Нету ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке...Нету и не дождусь.» Обратите внимание на то, как Шолохов показал перенесенное Соколовым большое горе скупыми словами, описывая только его глаза: « Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...Видали ли вы когда-нибудь

Соколову удалось добраться до своих. Кажется, хождения по мукам закончились.Но нет! Жизнь уготовила страшные удары: известие о гибели жены и дочерей, гибель Анатолия. И будто что-то в нем оборвалось. Разве можно забыть эти строки: «...Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь:За что же ты, жизнь, меня покалечила? За что так исказнила? Нету ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке...Нету и не дождусь.»

Обратите внимание на то, как Шолохов показал перенесенное Соколовым большое горе скупыми словами, описывая только его глаза: « Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе...Видали ли вы когда-нибудь

глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника». -«Нелюдские муки » пришлось вынести Андрею Соколову, а растратил ли он душевную щедрость, смог ли обрести себя? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к повествованию о послевоенной жизни героя. Читаем выразительно сцену встречи Соколова с Ванюшей. -Скажите, какой самый большой подвиг совершил Андрей Соколов? (Самый большой подвиг- усыновление Вани).

глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника».

-«Нелюдские муки » пришлось вынести Андрею Соколову, а растратил ли он душевную щедрость, смог ли обрести себя? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к повествованию о послевоенной жизни героя. Читаем выразительно сцену встречи Соколова с Ванюшей.

-Скажите, какой самый большой подвиг совершил Андрей Соколов?

(Самый большой подвиг- усыновление Вани).

- Кто виноват в том, что Ванюша и многие другие дети остались без родителей, что жизнь Соколова и миллионов других людей разрушена? - Почему рассказ назван не «Судьба Андрея Соколова», а «Судьба человека»? - Шолохов поведал миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил Советский народ право на будущее. Шолохов рассказал грустную и горькую правду о войне.  В заключении урока ученица читает стихотворение поэта Д.Гомбоджава «Война».

- Кто виноват в том, что Ванюша и многие другие дети остались без родителей, что жизнь Соколова и миллионов других людей разрушена?

- Почему рассказ назван не «Судьба Андрея Соколова», а «Судьба человека»?

- Шолохов поведал миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил Советский народ право на будущее. Шолохов рассказал грустную и горькую правду о войне.

В заключении урока ученица читает стихотворение поэта Д.Гомбоджава «Война».

III. Домашнее задание: Творческая работа: придумать собственную версию продолжения рассказа.

III. Домашнее задание: Творческая работа: придумать собственную версию продолжения рассказа.