показать сферу их использования в речи.
Развивающая: развивать умение делать вводы на основе сопоставления и анализа языкового материала, монологическую речь учащихся.
Воспитательная: воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы: работа в парах, беседа.
Оборудование:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Тема урока.
1. Дотекстовая дискуссия:
1. Какой раздел русского языка изучаем? (Лексика)
2. Что такое лексика? (Все слова языка)
3. Как называется наука, изучающая лексику? (Лексикология)
3. Что такое лексикон? (Словарный запас отдельного человека)
4. Может ли лексикон быть широким или узким? Объясните?
5.Что нужно делать, чтобы у вас лексикон расширялся?
6. Зачем нужен человеку широкий лексикон?
7.Как вы думаете, чем мы займемся на сегодняшнем уроке?
2. Ввод в новую тему урока:
или о какой лексике там идет речь?
Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова.
«Долонь», «десница», «выя», «рамена»,
Как некогда в иные времена…
В. Перкин «Старинные слова»
(Речь идет о старых словах, о тех, которые забываются и уходят из языка)
А как, по – вашему, могут слова уходить из языка и почему?
Вот для этого мы с вами изучим новый материал учебника.
Откроем стр.61 учебника.
Выводы: (сл. 2)
Устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка.
Их два вида: архаизмы и историзмы.
Какие перед нами предметы? К какому виду устаревших слов мы можем их отнести? Объясните. Запишите слова в тетрадь. (сл. 3)
Рассмотрим картинку, прочитаем слова, определим, что они обозначают.
К какому виду устаревших слов мы можем их отнести и почему? Запишем слова с тетрадь.
IV. Закрепление.
1. Из какого произведения отрывок? Кто его автор? (сл.4)
В_р_тился2 старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем2.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке1,
Парчовая на маковке кичка1,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун1 таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня1 сударыня дворянка1!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, над устаревшими словами, надпишите вид устаревшего слова (ист. // арх.)
2. стр. 62 упр. 222.
3. Работа по карточкам.
Карточка 1.
Выпишите слова в два столбика «историзмы», «архаизмы»:
Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной.
«историзмы» «архаизмы»
треуголка чело
веретено глас
кафтан рыбарь
кольчуга ветрило
царица
крепостной
Карточка 2.
Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком.
Еда: кулебяка, коврига, ботвинья, квашня.
Посуда: лохань, ступа, корчага, ушат.
Одежда: кафтан, душегрейка, зипун, армяк,
Женские головные уборы: кокошник, повойник.
Карточка 3.
Найди пару.
Изгородь, челядь, войска, замарашка, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, благоухание, вонь.
Город, забор, народ, воевать, армия, аккуратный, неряха, иностранец, родина, еда, кушать, спортсмен, изба, лодка,
запах, аромат.
V. Слово учителя.
Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Не всем еще может быть понятны значения таких слов как брифинг, картинг, аутсайдер, дриблинг, стоппер, спичрайтер, хакер и др.
Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).
У имеющихся слов нередко появляются новые значения, пример, у слова окно - «вынужденный перерыв в чем-либо», у слова комета - «небольшое пассажирское судно на подводных крыльях», у слова морж -«любитель зимнего купания в реке (и др. водоемах)».
Неологизмы возникают в языке тремя путями.
Во-первых, они образуются на основе уже имеющихся слов с помощью разных способов словопроизводства (например, сложением: кровезаменитель — «вещество, препарат, заменяющий кровь», суффиксацией: оформительство — «искусство декоративного оформления, работа по декоративному оформлению», префиксацией: отреагировать и т. п.)
Во-вторых, новые слова заимствуются из других языков (например, палантин — «шарф увеличенных размеров», дизайнер — «художник-конструктор, специалист по художественному проектированию предметов, производимых промышленностью» и т. п.).
В-третьих, отдельные лексические значения имеющихся в языке слов превращаются в самостоятельные слова-омонимы (например, ключ1 (у замка) и ключ2 (родник) и т. п.).
Неологизмы обычно являются плодом творчества всего народа, но известны новые слова, введенные в оборот конкретными людьми — писателями, учеными, общественными деятелями. Так, слова атмосфера, притяжение впервые употребил М. В. Ломоносов; человечность, промышленность — Н. М. Карамзин; слово стушеваться — Ф. М. Достоевский.
Возникают неологизмы и в языке писателей, которые всегда ищут новых, свежих слов для выражения существующих понятий. Такие неологизмы называют авторскими в отличие от неологизмов языка, которые называются языковыми. Лишь немногие из авторских неологизмов становятся общеупотребительными. Много авторских неологизмов создал В. Маяковский, например: громадье, тысячелистая (книга), разгромоздиться, разэлектричить, златокудрый.
VI. Закрепление изученного.
Учитель читает примеры. Ученики отвечают на вопрос: почему ребенок сказал именно так?
1. «Дети, знаете того дядю, который курит? Как его зовут?» ─ спрашивает воспитательница, показывая на садовника. «Знаем, ─ отвечают – те, ─ курятник!»
2. Лошадка копытнула!
3. «Разве в буфете нет булки?» - «Кусочек есть, только он пожилой».
4. Ого – го, как ладошкаются!
5. Положите мне на голову холодный мокресс!
6. Трехлетняя Таня, увидев морщинки на лбу у отца, указала на них пальцем и сказала:
- Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки.
2. стр. 65 упр. 234.
VII. Итог урока.
Синквейн (1 вариант – устаревшие слова, 2 вариант – неологизмы)
VIII. Домашнее задание.
§§ 18-19 стр. 61, 65 – правила. Упр. 229, 237.
Запишите словарные слова режиссёр, фломастер, продюсер и определите их значения.
РЕЖИССЁР, - а, м. Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки, вообще зрелищных программ.
ФЛОМАСТЕР - инструмент для письма в виде карандаша, авторучки, в котором пишущим узлом является пористый стержень, пропитанный спец. красителем; широко примен. для выполнения оформительских работ.
ПРОДЮСЕР - в США и ряде других стран - владелец кинофирмы, глава (или доверенное лицо) кинокомпании, организующий постановку кинофильма или спектакля (выполняя функции директора-распорядителя) и осуществляющий финансовый контроль над ней; иногда п. Сам является режиссером-постановщиком.
Карточка 1.
Выпишите слова в два столбика «историзмы», «архаизмы»:
Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной.

Карточка 2.
Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком.
Еда: _____________
Посуда: __________
Одежда: _________
Женские головные уборы:_________________
Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.
Карточка 3.
Найди пару.
Изгородь, челядь, войска, замарашка, чужеземец, кушанье, физкультурник, хата, шлюпка, благоухание, вонь.
Город, забор, народ, воевать, армия, аккуратный, неряха, иностранец, родина, еда, кушать, спортсмен, изба, лодка,
запах, аромат.